Лео Габриадзе: «Важно уберечь историю семьи»

5 мая 2018 г.Татьяна Филиппова
Лео Габриадзе: «Важно уберечь историю семьи»

Премьера полнометражного анимационного фильма «Знаешь, мама, где я был?» состоялась 26 апреля в Ельцин Центре и одновременно еще в двенадцати городах России. Картину о грузинском режиссере, художнике, драматурге Резо Габриадзе представил его сын Лео Габриадзе.

Фильм снят кинокомпанией BAZELEVS при поддержке Министерства культуры России. В российский прокат его выпустила компания Центр документального кино (ЦДК), давний партнер Ельцин Центра.

Фильм создан по рисункам и устным рассказам Резо Габриадзе. Это трогательные и смешные истории о его послевоенном детстве. В них реальность густо перемешана с фантазиями десятилетнего мальчика: немецкий военнопленный, облагораживающий быт грузинской деревни; курящая лягушка; нахальная крыса, поедающая обложки книг; Ленин и Сталин, решающие судьбу маленького Резо; бандит, влюбленный в самую красивую женщину Кутаиси; и лужа, в которой уместился целый океан.

Ностальгические воспоминания, пропитанные юмором и трагизмом, определяют тон этой сюрреалистической сказки. И все же главные интонации повествования – это любовь и искренность.

Восьмидесятилетний Резо Габриадзе – грузинский сценарист, режиссер, художник, скульптор, автор сценариев более чем 35 фильмов, среди которых «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза!». Основатель Театра марионеток в Тбилиси побывал со своими спектаклями во многих странах мира. Его помнят и любят в России.

Его сын Лео Габриадзе в 17 лет сыграл одну из главных ролей в фильме «Кин-дза-дза!» - скрипача. Закончил мастерскую Театрального института им. Шота Руставели. Снял десятки рекламных фильмов и два полнометражных игровых фильма: «Выкрутасы» и «Убрать из друзей».

На встрече со зрителями Лео рассказал, что сама идея фильма «Знаешь, мама, где я был?» изначально принадлежит отцу. Он великолепный рассказчик и умеет создать такую атмосферу вокруг, что совершенно завладевает вниманием слушателей. Поэтому вся команда, работавшая над фильмом, старалась не вмешиваться и дать возможность рисункам Резо, его героям самим говорить за себя. Лео убежден, что корни этого жанра лежат в литературе, и устный рассказ, особенно в Грузии, – самый древний способ развлечения. Один человек рассказывает историю, другой повторяет, добавляя в нее новые детали; так появляется сказка, которая может лечь в основу книги, фильма или спектакля.

Лео слышал эти истории с самого детства. И когда в Америке в 90-х учился компьютерной графике и анимации, первое, что пришло в голову, – оживить рисунки и рассказы отца. Резо приехал к сыну в Лос-Анджелес на месяц, а уже через неделю, посмотрев все достопримечательности, загрустил. И сам предложил: «Давай я чего-нибудь напишу?» Тогда Габриадзе-старший впервые записал свои детские рассказы. А Лео окончательно утвердился в намерении сделать по этим рассказам фильм. Проект по разным причинам откладывался, а в 2011 году Лео решил вернуться к нему. Тимур Бекмамбетов, услышав об этой идее, тоже загорелся. Не спеша подобрали дружную команду профессионалов и приступили к работе. В основу легли рисунки Резо. Он любит рисовать тушью на акварельной бумаге.

Фильм решили делать в технике перекладки. Это такой вид анимации, в котором используются плоские марионетки. Сейчас ее делают при помощи компьютеров, но все равно остается ощущение, что она ручная, похожая на спектакли отца в его родном театре в Тбилиси.

На вопрос, легко ли было работать с отцом, режиссер фильма ответил: «И трудно, и легко». С одной стороны, они давно знают друг друга и понимают с полуслова, а с другой – переспорить Резо невозможно: как старший он всегда прав. Отношения в команде были теплые, дружеские. Это важно, потому что фильм делался семь лет. Лео поблагодарил со сцены руководителя студии Тимура Бекмамбетова за проявленное терпение и веру в успех проекта.

– Этот фильм – подарок Тимура моему отцу, – сказал он.

Зрители тепло приняли фильм. Желающих увидеть его было так много, что программный департамент Ельцин Центра принял решение организовать дополнительные показы.

Лео Габриадзе в день премьеры посетил Музей первого президента России Бориса Ельцина. Он поделился своими впечатлениями о музее и самом Президентском центре:

– Мои впечатления начались после бессонной ночи, когда нас под утро привезли в это огромное здание, которое из-за усталости мы не могли толком рассмотреть. Но, проснувшись и выйдя из номера, мы уже в течение трех часов не перестаем удивляться. Я не ожидал, если честно, увидеть такое место. Меня очень впечатлило, что открылся культурный центр, наверное, самый крупный в регионе, где поддерживают разные виды искусств: здесь и театр, и кино, и выставки. Здесь очень много молодежи.

Это важное дело – нести культуру, чтобы она была не только в столицах, а во всех регионах, во всех городах. Такие центры нужны всей стране – может быть, не такие большие, а хотя бы маленькие, где молодежь может показывать свои работы. Сюда привозят мастеров, здесь можно учиться. Это очень важно для искусства – делиться опытом и иметь место для показа своих работ. Я благодарен за приглашение и рад был привезти наш новый фильм. Конечно, мы волнуемся: вечером наш первый показ.

Какое впечатление на вас произвел музей?

– В моем деле считается, что информация, которую вы получаете, должна быть насыщенной и ни в коем случае не должна быть скучной. Я прошел музей за час с небольшим, и мне было очень интересно, потому что, во-первых, интересно вспомнить историю России, был очень интересный анимационный фильм. Во-вторых, как будто прошел через свое детство и молодость. Эти фотографии, которые я давно не видел, эмоционально напомнили мне о детстве. Много узнаваемых предметов, фотографий политиков. Я, например, увидел в одной из экспозиций портреты членов Политбюро, это оказались родные мне лица. Я не видел их тридцать лет; раньше они висели повсюду, кого-то убирали, кем-то дополняли. Это разбудило во мне ностальгические чувства.

Музей посвящен не только первому президенту, но и его эпохе. Каким вы запомнили это время?

– Да, целой эпохе. 90-е начинались довольно трагично. В Тбилиси настали сложные времена. Мне повезло: я поступил учиться в университет в Америке и в 1990 году уехал. Мои 90-е в корне отличаются, потому что я провел их в Калифорнии. Мои родители и все близкие были здесь. Для них были очень тяжелые времена, началась новая жизнь; наверное, она и не должна была быть легкой. Я прожил в Америке десять лет. Когда вернулся, поступил на работу к Тимуру Бекмамбетову – это была совсем другая эпоха. Но тогда еще были живы все воспоминания.

Расскажите, как создавался фильм.

– Процесс был длительным – длиною во всю мою жизнь. Я слушал истории моего отца с детства, и они всегда на меня эмоционально влияли. Это самый важный элемент. Когда ты читаешь, слезы наворачиваются, или смех – первый признак того, что это материал, который может жить на экране. Отец умеет хорошо рассказывать, у него свой мир – фантазийный и реальный, грустный и веселый, в нем все есть. Хотелось поделиться со всеми историями моей семьи. В наше быстротечное время очень важно уберечь историю семьи. В этом случае это моя скромная попытка сделать то же самое, что и Ельцин Центр делает для Бориса Николаевича, рассказать историю о моем отце. Со своими навыками я умею делать это так, а вы делаете это так – масштабно, красиво. Ельцин – фигура историческая. Мой отец – писатель, драматург, кукольник, художник – я хотел рассказать о нем.

В детстве, когда происходят главные события, формирующие нас, мы впитываем в себя, все что видим. Будучи ребенком, я любил книги о Томе Сойере и Гекльберри Финне. Когда слушал рассказы отца, то воспринимал их как продолжение этих историй. И вот семь лет назад при поддержке кинокомпании BAZELEVS и Тимура Бекмамбетова мы смогли реализовать этот проект. Собрали команду талантливых аниматоров, монтажеров и начали работать. Полтора года работали над анимацией, и вот сегодня вечером вы посмотрите результат наших трудов.

– Какое участие принимал Резо? Легко ли было его уговорить?

– Фильм о нем, он сам рассказывает о себе, он – основной участник действия, и еще он – художник-иллюстратор, который все это нарисовал. Это его мир, и для нас было очень важно, чтобы зритель увидел его мир. Наша задача была спрятаться за спиной Резо, чтобы ни нашего вида, ни духа там не было. И оставить их со зрителем одних, не нарушая законов повествования. У него есть свой стиль, он ярко выражен в театре, в его старых фильмах, к которым он писал сценарии.

Это первый раз, где он рассказывает про себя. Рассказывать о других не так страшно, а когда рассказываешь о себе – это большая ответственность. Он еще и сам в кадре. При этом он скромный человек, не любящий камеру. Мне хотелось передать его речь, он всегда мне нравился как рассказчик, мастер деталей и эмоций.

– Насколько это грузинская история, или она универсальная?

– Мне кажется, история универсальная, но ее оформление, сеттинг (игровое пространство, где происходит действие – ред.) очень грузинское, и их нельзя разделить. В его фильмах, книгах, спектаклях всегда присутствует Грузия. И в воспоминаниях детства. Эти эмоции, ностальгия – это очень трогает.

– Есть девиз, или правило жизни, которое отец передал вам?

– Он написал его золотыми буквами на здании своего театра на латыни, но если перевести, то звучит примерно так: «Пусть ваши слезы будут только от резки лука!»

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.