В воскресенье 1 октября Атриум Ельцин Центра в Екатеринбурге на два часа превратился в зал для совещаний токийского аэропорта Нарита. Знаменитая Александринка привезла на гастроли спектакль «Честная женщина» в постановке народного артиста России, лауреата государственных премий России – Валерия Фокина. Спектакль прошёл при полном аншлаге.
Режиссёр исследует противостояние глобальных процессов и личной трагедии человека – женщины. Автор пьесы – Кирилл Фокин, сценарист, писатель, историк, специалист по международным экономическим отношениям. Его пьесы «Сегодня» и «Демагог» также идут на новой сцене Национального драматического театра России.
Жанр спектакля – политический триллер. Ближневосточное государство «Исламская Республика» охвачено гражданской войной. Мировое сообщество бессильно. Страна на грани гуманитарной катастрофы. Последний шанс восстановить мир – переговоры, проходящие на нейтральной территории, в токийском аэропорту Нарита. Переговоры созваны неправительственной организацией «Надежда-21». Роль её лидера, заглавного персонажа пьесы — «честной женщины», исполнила народная артистка России Марина Игнатова. На два часа зрители стали свидетелями закулисной драмы в высших эшелонах власти. Предлагаемые обстоятельства хорошо знакомы каждому взрослому, сидящему в зале: пандемия, экологический кризис и террористическая угроза, религиозный фанатизм одних, цинизм других и идеализм третьих.
Незадолго до начала спектакля журналисты имели возможность поговорить с режиссёром.
Валерий Фокин подметил, что интерьеры Ельцин Центра идеально подходят в качестве декораций. Находясь в них, легко поверить в то, что события разворачиваются в международном аэропорту.
— Пьеса писалась в пандемию. Несмотря на изоляцию, вы, наверняка, обращались к экспертам. Открыли что-то новое для себя?
— Эта тематика не новая сама по себе. Она, как политический театр, который всегда присутствовал в театре, больше, меньше, но всегда была в нашей истории и нашей жизни. Поэтому современная история политического триллера, политического сюжета – это не новая тема. И тема желания предотвратить надвигающуюся катастрофу, которые периодически происходят во всём мире, вполне естественная. Конечно, мы предчувствовали. Такое бывает иногда, и тут не надо особого дара прозорливости. У меня такое было и у моих коллег. Когда спектакль предчувствует то, что витает в воздухе. Мы все ощущаем, что что-то должно произойти. В искусстве, в театральной культуре такое бывает. Здесь тоже что-то совпало, хотя специально такой задачи не было.
– Главная героиня – это собирательный образ или у неё есть реальный прототип?
– Главная героиня – собирательный образ. По счастью, такие герои ещё встречаются в нашей жизни. Люди, которые идут до конца и верят в свои идеалы, честны и преданны своему делу, даже если им говорят, что это бесполезно и ничего не выйдет, они продолжают делать своё дело. Такие люди были и есть. Остальные герои тоже собирательные, но отчасти узнаваемые. Ситуация, конечно, поменялась. Другие отношения, но контекст событий как кардиограмма – вверх-вниз, вверх-вниз, не даёт успокоиться.
– Как вы относитесь к женщинам в политике?
– Я мало встречался с женщинами в политике, больше с женщинами во власти, в её высших эшелонах. Они разные, как и мужчины. Есть очень деятельные, умные, деловые, – говорит режиссёр.
Валерий Фокин убеждён, что женщины во власти не менее конструктивны, чем мужчины. Главная героиня его спектакля пытается предотвратить не только масштабную политическую катастрофу, но и глубоко личную: сын — наркозависимый, муж уходит из семьи, сама героиня борется с раком. Постоянная борьба, конечно, отнимает силы, но и делает её сильнее и увереннее в себе.
Когда главная героиня пьесы Надежда остаётся одна, скидывает парик и туфли, у зрителей наворачиваются слёзы. На лице блестящей актрисы Марины Игнатовой и боль, и отчаянье, которым трудно противостоять.
И всё же надежда есть. Она звучит голосом Анны Герман в песне «Надежда», когда главная героиня оказывается на операционном столе. Такие простые и знакомые с детства слова дают понять, что бессмысленных жертв не бывает. И такие редкие сегодня качества, как честь и достоинство, верность идеалам, вера и милосердие, помогают удержать мир от катастрофы.