У каждого, кто хоть раз был в Санкт-Петербурге, есть собственная удивительная история, связанная с этим удивительным местом. Такой уж это город. Город на Неве. Северная Пальмира. Культурная столица. Окно в Европу. Белые ночи. Чёрная речка. И это только общие места. А если свернуть с привычных туристических маршрутов?
Зайти в первую попавшуюся парадную? Переночевать не в отеле, а в коммуналке? Пройтись не по Невскому, а по Дыбенко? Забраться не на обзорную площадку Исаакиевского собора, а на крышу обыкновенного доходного дома?
И обнаружить там двух мирно спящих девушек. Как на одной из фотографий Александра Петросяна. Его Питер – этакая кунсткамера, заполненная, как и положено «кабинету редкостей», самими разными уникумами и раритетами. Именно так – «Кунсткамера» – называется персональная выставка петербургского фотографа Александра Петросяна, открывшаяся 5 марта в Арт-галерее Ельцин Центра. К сожалению, из-за занятости автор не смог быть на открытии, но мы дозвонились до него, чтобы поинтересоваться, чего в его снимках больше – репортёрской удачи или мастерства фотографа?
– Ремесло, конечно, имеет значение, – ответил Александр Петросян, – но самые интересные фотографии получаются не благодаря, а вопреки всему прошлому опыту. Что-то необычное происходит как правило, когда замысел пошёл наперекосяк. Тут и получаются какие-то неожиданные вещи. Как какой-то подарок свыше. За усердие. За работу с этой трудной натурой. За то, что ты просто отрываешь зад от дивана и идёшь куда-то. Пробуешь, пробуешь. Снова и снова. И вот иногда и случаются такие подарки.
Своё пристрастие к репортажному жанру фотограф объясняет тем, что у него «отсутствует фантазия, необходимая для съёмки постановочных кадров». Тем не менее, многие гости вернисажа выражали сомнение в том, что это именно репортажная фотография и что здесь нет ни одной «постановки». Спорили, как именно Александру Петросяну удалось «остановить мгновение», и почему у других репортёров так не получается? Впрочем, если работы вызывают полемику, значит, автор работал не зря. Значит, у него получилось. В том числе сделать полноценным героем своих фотографий Санкт-Петербург. Ту самую Северную Пальмиру, культурную столицу et cetera. Удивительный город, где каждый должен побывать хотя бы раз в жизни.
Фотограф Александр Петросян родился в 1965 году. Первый фотоаппарат получил в детстве от отца в подарок на день рождения. Однако по-настоящему серьёзно занялся фотографией только в 2000 году. С 2003 по 2008 годы работал фотокорреспондентом в питерском еженедельнике «Мой район». После чего перешёл в издательский дом «Коммерсантъ», с которым сотрудничает до сих пор.
Фотографии публиковались в журналах Newsweek, National Geographic, GEO, «Русский репортёр», «Огонёк», «Деньги», «Власть», а также в газетах «Известия», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Деловой Петербург» и других.
Лауреат и победитель множества премий и конкурсов. В том числе, был дважды признан фотографом года в Санкт-Петербурге. Получил Гран-при премии «Фонда развития фотожурналистики». А в 2017 году – премию «Золотое перо» в номинации «Фото года».
Выпустил два фотографических альбома – «Питер» и «Кунсткамера».
Выставка организована совместно с Центром документальной фотографии FOTODOC и проработает в Арт-галерее Ельцин Центра до 31 марта.