Возле входа в Ельцин Центр стоит особый экспонат – автомобиль «Чайка». Эта «Чайка» помнит Бориса Ельцина по тем временам, когда он руководил Свердловским обкомом КПСС (1976–1985). Также помнит она и некоторых лидеров государств, которые посещали Свердловск.
В городе в разные годы побывали Джавахарлал Неру с дочерью Индирой Ганди (1955), президент Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мин, делегация муниципального совета британского Бирмингема, глава КНДР Ким Ир Сен, президент Индонезии Сукарно, лидер Кубы Фидель Кастро (1963), президент Чехословакии Антонин Запотоцкий, президент Финляндии Урхо Кекконен, лидер Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, президент Югославии Иосип Броз Тито, президент США Ричард Никсон, председатель КНР Мао Цзедун и многие другие.
Мы встречаемся возле «Чайки» с личным водителем Бориса Николаевича Ельцина, носителем «литературной» фамилии Булгаков. С волнением Алексей Алексеевич осматривает свою любимицу, открывает дверь «Чайки», садится за руль – и будто бы переносится в то время, когда рядом с ним, всегда на первом сидении, располагался Борис Ельцин.
«Чайка» – советский «Мерседес»
– Родная машина. Она всегда «на старте» стояла, – рассказывает Алексей Булгаков. – При этом за считанные минуты я мог поменять «Волгу» на «Чайку» и наоборот. Один раз я попробовал перед Ельциным дверь машины открыть, но он сказал, чтобы больше я так не делал. Не понравилось это ему.
– Когда приезжали лидеры государств, то где они обычно располагались?
– Если Борис Николаевич ехал с высоким гостем, то размещались на заднем сидении. Звуконепроницаемого стекла внутри не было. Сидения были особые, покрытые велюром и с гагачьим пухом внутри. Также в машине есть декоративные вставки «под дерево». Использовалась рация, на расстоянии 60–70 километров она обеспечивала устойчивую связь. Еще в «Чайке» были коробка-автомат, электроподъемники на стеклах, кондиционеры. Зарубежный приемник Grundig был. Был у «Чайки» и гидравлический усилитель, который позволял очень легко изменить ход машины. У «Чайки» было все, кроме кнопки ABS против заноса. Но в ней нет необходимости: «Чайка» – тяжелая машина, и я мог ее «вывести» на любом гололеде.
– Кому обычно звонил из машины Борис Николаевич?
– Однажды, когда у нас в Свердловской области почти не было сливочного масла, он звонил при мне члену Политбюро Андрею Кириленко. Зашел в центральный гастроном, увидел пустые полки, услышал, что народ масло просит, – и позвонил. Прямо из машины. И масло пришло.
– «Чайка» была лучшей машиной в советскую пору?
– По тем временам более высокой по классу машины, чем «Чайка» не было. Ее к нам доставили поездом. Стало приятным шоком то, что мы получили такой автомобиль. Далеко не все первые секретари обкомов имели подобные машины. Главы союзных республик – да, а руководители обкомов нет. Изготавливались «Чайки» на Горьковском автомобильном заводе, там специальный цех был.
– В каких ситуациях этой машиной пользовались?
– Когда приезжали зарубежные гости, главы государств, по торжественным случаям. 7 ноября, когда был парад, или 1 мая. По области же обычно ездили на «Волгах» или на старых «Чайках». «Чайка», которая находится сегодня в Ельцин Центре, – это парадная машина, она стояла в специальном боксе под чехлом.
– А встречи Бориса Николаевича с главами иностранных государств помните?
– Встреч с главами государств было много, не говоря уже о встречах с первыми секретарями республик. «Чайка» всегда была задействована и ни разу нигде не отказала.
– Какими техническими характеристиками обладает эта машина?
– Она не уступает «Мерседесу» и обладает всеми характеристиками, которые есть у современных зарубежных машин. Даже превосходит их по надежности. Покрепче будет, потому что сделана с учетом наших дорог.
– Проверяли ли «Чайку» специально технически перед тем, как первое лицо садилось в автомобиль?
– Техосмотр производился обязательно. Ремонта «Чайка» не требовала, нуждалась только в техобслуживании.
– Сколько лет эта машина была на ходу?
– Столько, сколько Борис Николаевич проработал в Свердловске.
– Как реагировали уральцы, когда вы проезжали по городу на «Чайке»? Были неравнодушны?
– Конечно! Смотрели, приветствовали, руками махали. Редкостью такая машина была для Свердловской области. Тогда на дорогах были «Волги», но в основном «Жигули», «Москвичи», трофейные списанные машины. Иногда, помнится, мы ехали – и все прижимались к обочине, пропускали.
– А «мигалкой» пользовались?
– Борис Николаевич не разрешал использовать «мигалки». Он говорил, что с «мигалкой» каждый дурак проедет, а вы попробуйте без нее, причем успейте приехать вовремя и не нарушая правил. В кортеже ездили, только если официальные лица присутствовали. А так, Борис Николаевич в кортеже не перемещался никогда, даже если ехали в район. И, бывает, иногда попросишь вызвать ГАИ для сопровождения – нет, бесполезно.
– Были ли у Бориса Николаевича пожелания, относящиеся к стилю вождения и скорости езды?
– Бывало, он просто часы достанет, на панель положит и говорит: «В 10.30 надо быть на НТМК». И глаза закроет. При этом он ни разу не повысил голоса, не сказал, что, мол, опаздываешь или плохо едешь. Не позволял себе этого. При его-то характере.
– Какую скорость могла развить «Чайка»? Предположим, Борис Николаевич торопится, кладет часы на панель – и машина срывается с места?
– Скорость 160 километров в час могла развить. Причем она так ехала, что дорога под колесами не чувствовалась. Ну и машин тогда немного было.
– Сколько потребовалось усилий, чтобы привести в порядок «Чайку», прежде чем она оказалась в Президентском центре Б.Н. Ельцина?
– В большей степени было необходимо наведение чистоты, полировка. Колеса другие поставили. Отопление не очень хорошо работало. Однако я считаю, что это мелочи.
– С вами о чем Борис Николаевич говорил?
– О книгах могли поспорить, о кино. Например, о фильме «Калина красная». У нас была заведующая отделом культуры, и ей этот фильм не понравился. Она считала, что Василий Шукшин не актер. А я деревню хорошо знал и прямо высказал свое мнение, что она не права. И Борис Николаевич поддержал меня полностью. Если Ельцин в чем-то был уверен, то всегда человека поддерживал. Неважно, кто выразил свое мнение, шофер или начальник.
– О каких книгах вы с Борисом Николаевичем беседовали?
– О любых. Он любил читать. Однажды Борис Николаевич подарил мне на день рождения подарочное издание Михаила Шолохова. А я ему, в свою очередь, «Бег» Михаила Булгакова. И написал ему: «Будущему генеральному секретарю коммунистической партии Советского Союза. Булгакова от Булгакова». Борис Николаевич рассмеялся. Это 80-е были.
– То есть вы тогда уже почувствовали, что он может быть первым лицом государства?
– Ему было мало места здесь, в Свердловске. Это ощущалось. Он знал больше, чем другие. И он обладал лидерскими качествами.
Встреча с Алексеем Булгаковым, личным водителем Б.Н. Ельцина
Видео: Александр Поляков / Президентский центр Б.Н. Ельцина
День Бориса Ельцина
– Выходил Ельцин с работы примерно в 20.30, – говорит Булгаков. – За 30 минут добирались до Балтыма. В 20.30 начиналась программа «Время». В «Волге» Бориса Николаевича стоял маленький телевизор, и он смотрел телепрограмму. В 21.00 он был уже дома, ужинал, отдыхал. И часов до 2–3 ночи работал. А в 7 утра я уже ждал его возле ворот дачи. В 7.15 Борис Николаевич выходил, в 8.00 был уже в обкоме партии. А в понедельник по утрам он иногда выходил из машины в центре Свердловска около Оперного театра и шел в гастроном. Потом поворачивал на улицу Луначарского и направлялся в овощной магазин. И потом только ехал на работу. Или, бывало, возле Оперного театра или кинотеатра «Салют» садился на трамвай и ехал на нем до УПИ. С народом общался.
– Делился ли Борис Николаевич своими впечатлениями о поездках, общении с людьми?
– Делиться подробностями не любил. Тяжело вздыхал, бывало, после своих поездок. Но никогда не выражался нецензурно. Самое ругательное выражение у Ельцина было «ядреный корень». Я знаю, что он у людей всегда спрашивал, как они живут. И люди всегда его узнавали. Охраны у Ельцина никогда не было. Поездки же обычно происходили спонтанно. Он и в совхозы на поля ездил…
– Снимал ли Борис Николаевич кого-либо с поста после своих инспекций?
– Снимал за нерадивость и невыполнение его распоряжений. Если он принимал решение, то его нужно было исполнять, и как можно оперативнее.
Быть с Ельциным
Для Алексея Булгакова та часть жизни, которая была связана с Борисом Ельциным, – наверное самая важная. И Борис Николаевич навсегда остался в памяти своего водителя обаятельным, сильным и волевым. Настоящим лидером.
– Я возил Бориса Николаевича, когда он еще был заведующим отделом строительства Свердловского обкома КПСС, – рассказал Булгаков. – А потом он меня просто в дежурку вызывал, все чаще и чаще. Однажды он пригласил в свой кабинет и сказал: «Будешь моим водителем». Я отказался, а он сказал: «Ты подумай, что первому секретарю отказываешь». Он тогда уже первым секретарем Свердловского обкома КПСС был. Я пошел в гараж, думаю, уволит меня. А там, наоборот, приказ висел о назначении.
– Во время переездов что он обычно делал?
– Писал он в дороге мало. Глаза, бывало, закроет и думает о своем. Как-то, помню, приехали с Борисом Николаевичем в Туринский район. Ельцин был в туфлях, узконосых и на тонкой подошве. Вокруг навоз, грязь, а он прямо по грязи этой идет... И все секретари райкомов в почти бессознательном состоянии были: как же, первый секретарь и по такой дороге... Или, помню, приехали в Березовский на стройку. А там стены заливали бетоном. И вдруг лопнул шланг, Бориса Николаевича с ног до головы бетоном облило. Но ничего, отмылись и поехали дальше.
– По стройкам Ельцин часто ездил?
– Много ездил. Не кабинетный он был человек. Приезжал Борис Николаевич в обком – сразу все разбегались кто куда, лишь бы в вестибюле никого не было. Чтоб Ельцин не думал, что люди бездельничают.
– А с днями рождения вы друг друга поздравляли?
– Помню, первый или второй год с ним работал. И вот на мой день рождения выпала моя смена возить Бориса Николаевича. Я привез его на Балтым. Мы попрощались, и он сказал: «Поезжай». И мне обидно стало. Что в день рождения до 21.00 он слова не сказал. И вот дошел Борис Николаевич до ворот, повернулся и говорит: «Подожди, сейчас Наина Иосифовна выйдет». Поздравил и подарок подарил. Помню также, как Борис Николаевич вручал мне золотые часы в Истоке. Наина Иосифовна при этом присутствовала и все помощники. И Борис Николаевич предложил тогда мне поехать по нашему «малому кругу». Малый круг – это Кашино, лес и родник. Мы иногда в жаркую погоду туда ездили, останавливались освежиться и подумать.
– Наину Иосифовну вы также возили?
– Наина Иосифовна – удивительнейший человек. Помню, уговаривал до работы ее довезти, а она «нет», ни в какую. В крайнем случае, если Борис Николаевич торопился на совещание, и нужно было оперативно что-то сделать дома, то только тогда она соглашалась воспользоваться машиной. А так обычно Наина Иосифовна на трамвае ездила. Она и сейчас не изменилась. Такой же осталась. Вся семья у них очень хорошая. И я всех возил, Татьяну Борисовну и Елену Борисовну. И Михаила Николаевича, брата Бориса Николаевича. И матушку Бориса Николаевича, Клавдию Васильевну, возил, она была удивительным человеком. С мягким характером, очень душевная. Я с большим желанием ее возил, на дачу, например.
– Когда проходили президентские выборы, голосовали ли вы за Бориса Николаевича? Переживали за него?
– И голосовал, и переживал очень сильно. Когда проходила акция «Голосуй или проиграешь», я возил актера Александра Абдулова. Он был доверенным лицом Бориса Николаевича. Абдулов – это тоже целая эпоха и ни с кем не сравним. Помню, я приехал, стою на вокзале, а Абдулова нет. Потом смотрю: идет мужчина в хлопковых штанах, рубашке, чемодан тащит, а за ним идут актер Александр Збруев и продюсер. Я довез их до гостиницы. Абдулов сразу меня спросил: «А там казино есть?» Я говорю: «Есть». Азартный он был.
– Ездил ли кто-нибудь на «Чайке» после Бориса Николаевича?
– Раза два экс-губернатор Свердловской области Эдуард Россель ездил, первый секретарь Свердловского горкома КПСС Владимир Кадочников. А так стояла машина в гараже. Кстати, Борис Николаевич всегда ездил на переднем сидении и никогда не пристегивался. И после отъезда Бориса Николаевича в Москву мы никому не давали садиться на то самое первое сидение.
«Полная версия» «Чайки» и ЗиЛа
Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге разработал новый формат музейной программы, вовлекающий посетителей в обсуждение событий и экспонатов. «Оne talk. Полная версия» – подробный рассказ об артефактах в экспозиции музея. Автомобили, подарки, личные вещи, легендарные документы и фотографии – то, что вызывает особый интерес во время экскурсий, то, на чем хочется подробно остановиться, но не всегда есть на это время.
Любой сотрудник Ельцин Центра может подготовить рассказ о любимом экспонате. «Оne talk. Полная версия» – это одна история об одном экспонате. За каждым из них стоит значимое историческое событие.
14 мая настала очередь особенных экспонатов музея – «Чайки» и ЗиЛа. На этих автомобилях перемещался Борис Ельцин, будучи первым секретарем обкома и президентом России.
О «боевом прошлом» автомобилей гостям Ельцин Центра поведал смотритель-консультант Илья Князьков:
– Мы рассказываем о части автопарка, который обслуживал Бориса Николаевича Ельцина. «Чайка» 1983 года выпуска, в этом же году машина поступила в эксплуатацию в автохозяйство Правительства Свердловской области. Точно известно, что Ельцин пользовался этим автомобилем с 1983 по 1985 годы. Во время работы Бориса Ельцина в московском горкоме Борис Николаевич ездил на аналогичной ГАЗ-14. Автомобиль попал к нам благодаря бывшему личному водителю Бориса Николаевича Алексею Булгакову, который эту машину восстановил. У автомобиля V-образный 8-цилиндровый классический двигатель с карбюраторной системой питания, привод на задних колесах. Сидения машины были с подогревом. Броню на этом автомобиле не устанавливали. Мощность двигателя около 200 лошадиных сил, объем двигателя – 5,5 литра. Также на автомобиле установлены дубликаты подлинных номерных знаков. Данные автомобили производились с 1976 по 1988 годы. Самая первая «Чайка» попала к Брежневу, она была темно-вишневого цвета. Всего было изготовлено около 1100 автомобилей, на сегодня их сохранилось менее половины. В основном они находятся в частных коллекциях или музеях. В свободной продаже таких автомобилей никогда не было, они поступали только по распределению.
Илья Князьков - об автомобилях Бориса Ельцина
Видео: Александр Поляков
– Автомобили данной модели – ЗиЛ 41052 – выпускались с 1988 по 2002 годы, всего было выпущено 22 таких автомобиля, – продолжил «Оne talk. Полная версия» Илья Князьков. – Последний ЗиЛ был изготовлен для Нурсултана Назарбаева. Наш экземпляр 1997 года выпуска, он путешествовал с Борисом Ельциным в зарубежные поездки. Советским ноу-хау бронирования являлась бронекапсула. Вокруг нее собирался весь основной лимузин. Машина выдерживала подрыв ручной гранатой, попадание из ручного противотанкового гранатомета, толщина стекол составляла 41,5 мм, что также позволяло выдерживать взрыв. Кроме того, автомобиль имеет систему фильтрации воздуха. При попадании в зону поражения химического или ядерного оружия пассажиры будут дышать чистым отфильтрованным воздухом.