Ксения Сурикова – о культурной травме в экспозиции музеев

11 июня 2024 г.Михаил Лузин
Ксения Сурикова – о культурной травме в экспозиции музеев

Памятники могут угнетать, ранить, возбуждать и лечить, вдохновлять, вселять веру, надежду и эйфорию. О том, как трагические события прошлого отражаются сквозь призму мемориальных сооружений и музеев, рассказала 14 мая на лекции в Ельцин Центре в Екатеринбурге Ксения Сурикова — кандидат культурологии, доцент Школы искусств и культурного наследия ЕУСПб.

Почему мемориальная архитектура иногда трактует историю в соответствии с господствующим менталитетом, миропониманием и мировосприятием, а иногда — наперекор им? Как с помощью музеев можно исследовать адаптацию, принятие и восприятие истории? Ответить на эти и другие вопросы помог широкий спектр сюжетов, таких как война, репрессии, геноцид, а также примеры музеев и мемориалов Великобритании, Германии, Франции и Бельгии, Израиля, США и стран бывшего СССР.

Лекция Ксении Суриковой стала четвёртой в совместном цикле Ельцин Центра и ЕУСПб «Исследования культурной памяти». Предыдущие лекции цикла:

Владимир Лапин — о «борьбе памятников»

Вадим Басс: как расшифровать здание?

Юлия Сафронова — об исследованиях культурной памяти

Культурная травма и подходы к её репрезентации

Прежде чем описать подходы к представлению трагических событий в музеях, эксперт привела определение культурной травмы, данное американским культурологом Роном Айерманом. «Культурные травмы — это не вещи, а процессы создания смыслов и атрибуций, длящаяся борьба, в которой разные индивиды и группы стремятся определить ситуацию, управлять ею и контролировать её», — писал исследователь.

К травмам относятся воспоминания о войнах, терроре, репрессиях, геноциде и других подобных событиях. Однако музейные экспозиции далеко не всегда делают акцент на их «человеческом измерении». Например, в музеях Куликовской или Бородинской битв мы видим нейтральный пересказ произошедшего, не затрагивающий страданий реальных людей, и коллекцию военных костюмов соответствующей эпохи. Схожим образом в российских музеях рассказывают о событиях Первой мировой войны, по ряду политических причин ставшей в отечественной историографии «забытой».

Совершенно иначе устроены европейские экспозиции, посвящённые Первой мировой. В Бельгии, одной из наиболее пострадавших от боевых действий стран, в музеях события представляются эмоционально, с использованием высокотехнологичных решений. А Имперский военный музей в Лондоне для создания дополнительных впечатлений задействовал яркие, запоминающиеся архитектурные акценты: проекционные задники, панорамные фотографии, подлинные или реконструированные элементы.

Сильнейшее впечатление на посетителей оказывает Оссуарий в Вердене. Это мемориал, содержащий останки 130 000 неопознанных солдат. Это как французы, так и немцы, погибшие в одной из самых кровавых битв Первой мировой — «верденской мясорубке».

По словам Ксении Суриковой, музейные экспозиции играют важную роль в формировании общественного восприятия исторических событий. При этом разные страны по-разному представляют одну и ту же эпоху, в зависимости от контекста, культурных предпосылок и целей музеев. Те же самые события могут восприниматься нейтрально или вызывать сильные эмоции, что влияет на коллективную память и культурное наследие общества.

Две музейные стратегии

Эксперт отметила, что в современных музеях применяются две различные стратегии. Первая предполагает эмоциональную вовлеченность: структура экспозиции помогает посетителям самостоятельно взаимодействовать с экспонатами, вызывая личные чувства.

Вторая — следование жёсткому нарративу: строгое повествование, исключающее дополнительные интерпретации и эмоциональные реакции, кроме задуманных авторами экспозиции. Примером такого подхода Ксения Сурикова назвала Музей Бориса Ельцина.

После 1980-х годов в музейных подходах по всему миру произошёл сдвиг: от демонстрации трофеев и подвигов к созданию личного переживания. Музеи всё чаще стремятся сделать историю близкой и личной для посетителя. В отличие от книг и фильмов, посещение экспозиции даёт больше свободы посетителю в выборе маршрута и времени, проведённого у экспонатов.

Методы, используемые музеями, зависят от их задачи и миссии, установленной учредителями. Например, Музей Победы на Поклонной горе имеет определённую идеологию, заданную государством, что безусловно накладывает отпечаток на его экспозицию.

Вторая мировая война в музеях

Вторая мировая война стала одним из самых травматических опытов XX века для Европы, Соединённых Штатов Америки и стран бывшего СССР, в историографию которых она вошла как Великая Отечественная. Эти события во многом сформировали общеевропейскую, советскую и даже американскую идентичность, что нашло отражение в многочисленных музеях.

Так, в Новом Орлеане был открыт официальный музей, посвящённый участию США во Второй мировой войне. Для того, чтобы продвинуть государственную идеологию и ценности, фокус в нём сделан на американском солдате и его пути в годы войны.

Музейная экспозиция строится на двух основных методах. Первый — это реалистическое погружение в среду, где находился солдат, через воссоздание различных локаций (Берлин, Южная Африка, заснеженная Европа). Второй — мультимедийные инсталляции и интерактивные элементы, такие как управление подводной лодкой. Здесь эмоциональное вовлечение создается через «эффект присутствия» за счёт тряски от взрывов и звука бушующей вокруг воды.

Российские военные музеи в основном следуют традиционному пути — они создают максимально детализированные реконструкции на основе документальных хроник, воссоздавая среду до мельчайших деталей (пыль, обрывки бумаги, шерсть на шапке). Как правило, экспозиции статичны и не содержат мультимедийных элементов, а повествование ведётся через ключевые этапы Великой Отечественной войны: Брестская крепость, оборона Москвы и Сталинграда, Курская битва, взятие Берлина.

Такой подход постепенно утрачивает популярность, поэтому в последние годы в экспозиции вплетаются новые технологии. Например, в музее Зои Космодемьянской в деревне Петрищево с их помощью воссоздаётся заснеженный лес, а для дополнительного воздействия на посетителя кондиционеры установлены на низкую температуру. В Музее Победы на Поклонной горе в 2015 году открылась новая экспозиция «Подвиг народа», заполнившая пробелы в повествовании о войне с помощью сочетания мультимедийных технологий и документальных материалов.

А наиболее яркий пример меняющегося подхода показывает музейный комплекс «Дорога памяти», опоясывающий главный храм ВС РФ в подмосковной Кубинке. Сочетание сценографии и мемориальных элементов, показывающих быт во время блокады, минные поля, разминирование водных пространств. Этот смешанный подход создаёт ощущение присутствия живых людей и оказывает на посетителей сильное эмоциональное воздействие, — говорит Ксения Сурикова.

Память о Холокосте и другие музеи геноцида

Холокост — ещё одна мощнейшая травма ХХ века. Несмотря на единый подход к описанию события, различные музеи мира используют разные методики в создании экспозиций о нём. В качестве примера Ксения Сурикова привела Американский мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне и Мемориальный комплекс Яд Вашем в Иерусалиме.

В Вашингтоне сделан акцент на классический сторителлинг, эмоциональное вовлечение и интерактивность. Посетители на входе получают карточки с историями реальных людей, а затем последовательно проходят все этапы как узники концлагеря: от отправки в вагонах до нахождения в лагерном бараке. Размещённые в музее документы используются для обсуждения роли США в обнаружении информации о концлагерях.

Центральный нарратив Мемориального центра Яд Вашем — рассказ о создании нации через трагедию и боль. Большое внимание в экспозиции уделяется причинам Холокоста и истории антисемитизма в Германии. Один из первых экспонатов — настольная игра «Путь свастики», которая показывает, как нацизм вторгался в детство. Простые артефакты, как детская булавка на лагерной робе, вызывают сильные эмоции и подчёркивают человеческую историю за экспонатами.

Музей подробно рассказывает о методах определения арийской и неарийской расы, демонстрируя антинаучные подходы нацистов. Негуманные практики показаны как нормальные, что шокирует своей механикой и смыслом. Яд Вашем позволяет посетителям задуматься, создавая пространство для новых мыслей и связей, говорит Ксения Сурикова.

Экспозиция включает перечисление имён жертв Холокоста и множество фотографий погибших. Это напоминает о том, что память о них не канула в лету. Наконец, архитектура и расположение Яд Вашем усиливают эффект: после прохождения через экспозицию посетители выходят к свету и природе, что символизирует надежду и возрождение. Выход ведёт на гору Герцля, где расположен главный национальный мемориал Израиля. Таким образом, подчёркивается связь между историей Холокоста и созданием еврейского государства.

— Этот подход отличается от других музеев геноцида, где эмоции часто навязываются посетителям, — говорит Ксения Сурикова. — Например, в Руанде используются шокирующие экспонаты, такие как окровавленная одежда и останки, что оставляет мало пространства для размышлений о причинах и предотвращении подобных событий в будущем.

Память о репрессиях и тоталитаризме

Сложность представления тоталитаризма связана с конфликтом памяти: события 1945 года в странах Восточной Европе трактуются разными людьми либо как освобождение, либо как оккупация. Примером последнего подхода является «Дом террора» в Будапеште, использующий как мультимедийные, так и театрализованные элементы при рассказе про военную и послевоенную историю Венгрии.

— Российские посетители испытывают трудности в восприятии экспозиции из-за воспитания в другой традиции, где Восточная Европа считается освобождённой, а не оккупированной, — говорит Ксения Сурикова. — Музей не учитывает этот конфликт памяти и не пытается переубедить или объяснить российским посетителям другую точку зрения.

Музей критикуется за чрезмерное выкручивание эмоционального элемента и отсутствие пространства для размышлений и интерпретации. Его рейтинг на TripAdvisor низкий (2 из 5 баллов), что отражает неудовлетворённость гостей.

Иной подход практикуют в центре «Топография террора» в Берлине. Здесь не использует музейные предметы и визуальные эффекты для эмоционального воздействия. Музей, расположенный на месте правительственных кварталов Третьего рейха, рассказывает о работе аппарата нацистского государства и фокусируется на документальных свидетельствах, что делает его более аналитическим и исторически точным.

Видеозапись лекции Ксении Суриковой «Показывая ужас: события прошлого в мемориальной архитектуре»

Иногда попытки сохранить память об эпохе тоталитаризма оборачивается комичным эффектом. В том же Будапеште существует парк «Мементо», где собраны памятники советской эпохи. Их высокая концентрация превращает травматические символы в фотопоинты для туристов.

Некоторые музеи фокусируются на создании пространства для моральных и этических размышлений. Таков Музей памяти и Прав человека в Чили: он сочетает контекстуализацию и подробное изложение документов с экспозициями, показывающими пытки времён диктатуры Аугусто Пиночета.

Российские музеи памяти жертв политических репрессий чаще всего строятся на персонификации. Например, Музей истории ГУЛАГа в Москве предоставляет больше информации о жертвах, включая их истории и личные вещи, что помогает посетителям лучше понять и сопереживать. Экспонаты, в числе которых есть даже дверь от камеры, вызывают сильное эмоциональное воздействие.

По словам эксперта, Музей истории ГУЛАГа и Музей-заповедник истории политических репрессий «Пермь-36» предлагают примеры того, как можно сочетать показ физических условий заключения с интеллектуальными размышлениями и документальными свидетельствами. Эти подходы не только вызывают эмоциональный отклик, но и стимулируют глубокое понимание исторических процессов и моральных дилемм, связанных с репрессиями и заключением.

Мемориал 9/11 в Нью-Йорке

Мемориал-музей 9/11 в Нью-Йорке — один из новейших мемориальных проектов. Он представляет собой уникальный музей, в котором используется множество технологий и документальных свидетельств для создания глубокого эмоционального воздействия на посетителей. Экспозиция фокусируется на самих событиях 11 сентября и их непосредственном влиянии, создавая мощный контраст между монументальными и личными аспектами трагедии.

— Мемориал жертвам террористической атаки на Всемирный торговый центр в 2001 году находится под одной из бывших башен, где теперь расположены бассейны. Тема воды часто используется в мемориалах, посвящённых массовым жертвам, — рассказывает Ксения Сурикова. — Эмоциональное воздействия на посетителей оказывают масштабные элементы оставшихся зданий, а плакаты с поиском пропавших людей, расклеенные родственниками, подчёркивают человеческий аспект трагедии.

В экспозиции представлено 3 тысячи пластинок разных оттенков голубого цвета, символизирующих разрушенное небо, — по числу погибших. Экспозиция фокусируется на самих событиях 11 сентября 2001 года и почти не затрагивает предысторию и постисторию. Огромные куски разбившихся самолётов соседствуют с личными вещами погибших и спасателей, создавая контраст масштаба. В музее активно используется аудиоскейп, наполненный криками и голосами очевидцев, что усиливает эмоциональное воздействие.

Подводя итоги лекции, Ксения Сурикова отметила, что современные исторические и мемориальные музеи сочетают документальные свидетельства, мультимедийные технологии и контекстуализацию для создания пространств, где посетители могут не только чувствовать, но и размышлять о причинах и последствиях исторических трагедий. Эти экспозиции играют важную роль в сохранении памяти и обучении будущих поколений, помогая формировать коллективное осознание и понимание сложных моральных и этических вопросов, связанных с травмами прошлого.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.