Президентский центр Б.Н. Ельцина продолжает прием текстов на конкурс пьес о 90-х «Зачем я это помню». Тексты можно отправлять до 31 марта включительно на адрес: konkurspies@ycenter.ru. Шорт-лист появится в мае, а 6 июня в кинозале Ельцин Центра в Екатеринбурге состоится церемония награждения победителей конкурса.
Куратор конкурса Наталья Санникова поговорила с членом жюри конкурса, театральным критиком, главным редактором «Петербургского театрального журнала» Мариной Дмитревской.
– Как вы считаете, новые пьесы о 90-х – это новое мифотворчество или реальное осмысление эпохи?
– Я думаю, что художественное осмысление любой эпохи синонимично мифотворчеству. Память не верна, она мифологизирует прошлое, оно перестает быть документом – и чем дальше, тем больше. История и миф – это практически одно и то же. Недаром осмысление эпохи происходит через время. Когда она устоялась и стала сама по себе образом времени.
– Появился ли в пьесах последних лет новый угол зрения на 90-е?
– Думаю, что нет. Не надо забывать, что о 90-х сейчас пишут те, кто были детьми. Это часто пьесы глазами детей. А дети – неверные свидетели и самые естественные мифотворцы…
– Появились ли какие-то темы, сюжеты, подходы, которые показались вам неожиданными? Или все в русле традиции?
– Неожиданного мало. Дай бог, чтобы было интересно.
– Чем должна отличаться присланная на конкурс пьеса, чтобы она вам запомнилась?
– Я должна мочь прочесть ее в один присест, а не тянуть поэпизодную резину. Просто –должно быть интересно.
– Вы оцениваете пьесу уже в процессе чтения или только после того, как прочтете? Часто ли ваше отношение к пьесе меняется в процессе чтения?
– В процессе. Меняется. Но иногда даже в итоге не могу ее оценить. Важен контекст других пьес.
– Когда вы успеваете читать пьесы? Есть ли у вас любимое время для чтения?
– Я мало читаю пьес, мало читаю книг – ужас! Все время для чтения занимает редактура чужих рукописей, которые, к сожалению, не горят, переписка с авторами, короче – «Петербургский театральный журнал». Даже когда мы проводим «Первую читку» Володинского фестиваля, я прихожу на эскизы, не зная текста. Всё, абсолютно всё проверяется для меня сценой, я начинаю слышать пьесу только исполненную сценически.
– Чем вам интересно участие в жюри конкурса?
– Я же занимаюсь живым театром, а пьесы – его составная часть. Всё, что про живое, – интересно. А участие в жюри дисциплинирует: ты должен прочесть. И читаешь.