Ко дню рождения первого российского президента 1 февраля Музей Бориса Ельцина подготовил точечную экскурсию из цикла «Полная версия» об истории одного из личных кабинетов бывшего главы государства в 14-м корпусе Московского Кремля и его музейной версии.
В ходе экскурсии «История одного кабинета» специалист экспозиционно-выставочного отдела музея Евгений Нохрин рассказал, почему Борис Ельцин работал именно в 14-м корпусе, кто создавал дизайн его кабинета, какова символика находящихся в нем предметов и чем музейная версия отличается от ныне уже не существующего кабинета в Кремле.
Первому российскому президенту пришлось дважды работать в 14-м корпусе Кремля, который был построен в 30-е годы прошлого века, а четыре года назад полностью демонтирован, отметил Нохрин. Впервые Ельцину были выделены три помещения в этом административном здании после августовского путча 1991 года, но тогда его рабочий кабинет находился тут совсем недолго.
– В декабре 1991 года Михаил Горбачев уходит в отставку, а Ельцин переезжает в парадное здание – Сенатский дворец, где будет работать вплоть до того момента, когда в 1993 году встанет вопрос о масштабной реконструкции кремлевских интерьеров. Работы начали именно с Сената, процесс его обновления шел с 1994 по 1996 год. Ельцин на это время вновь возвращается в 14-й корпус, который решили переоборудовать для президента в классическом дворцовом стиле, присущем представительским зданиям Кремля в период до советской эпохи. Реконструкция 14-го корпуса, в ходе которой для Ельцина был создан новый кабинет, прошла в сжатые сроки. Интерьеры именно этого рабочего помещения президента сейчас представлены в музее.
Полная версия. История одного кабинета
Александр Поляков
По словам Нохрина, в 1993 году было подготовлено несколько проектов реконструкции интерьеров 14-го корпуса Кремля, но они по разным причинам не устроили ни управляющего делами президента Павла Бородина, ни Ельцина. Тогда Бородин решает пригласить художника с мировым именем Илью Глазунова, который в сжатые сроки создает эскизы дизайна всех необходимых интерьеров и получает одобрение своей работы. Его творческая группа позже также сделает роспись потолка в кабинете главы государства и других представительских помещениях этого административного здания.
– Большой рабочий кабинет президента – официальное пространство, тут Ельцин проводил встречи и решал рабочие вопросы. Интерьер кабинета сочетает неоклассицизм и ампир – два самых популярных и распространенных стиля в архитектуре XIX века в России. Глазунов берет разные элементы из типичных классических интерьеров, дополняя их штрихами в стиле жакоб, в котором оформлялись мужские кабинеты в пушкинское время. Например, на комоде стоят два характерных для этого стиля бюста правителей – Петра I и Екатерины II. Одну из стен кабинета украшает репродукция гравюры художника Алексея Зубова «Сражение у мыса Гангут» – первой крупной морской победы России в Северной войне, которая отсылает нас к величию России.
В свой второй президентский срок Ельцин возвращается на работу в Сенатский дворец, где к этому времени были завершены реставрационные работы. Кабинет главы государства в 14-м корпусе Кремля был сохранен, однако зданию потребовался масштабный ремонт, поскольку оно начало проседать. В 2008 году оттуда постепенно начали вывозить все имущество, тогда же встал вопрос о судьбе мемориального кабинета первого российского президента. В результате в 2011 году его решили разобрать и передать Президентскому центру Б.Н. Ельцина, который позже перевез его в музей в Екатеринбурге.
– Кабинет в музее воссоздан из подлинных элементов, которые были вывезены из Кремля. Поскольку пространство музея было ограничено, то вписать в него огромный кабинет не представлялось возможным. Создатели музея должны были решить проблему, что придется опустить в экспозиции, а что восстановить детально. Площадь кабинета уменьшилась примерно на треть, поэтому в музейной версии только два окна, хотя в оригинальном помещении их было три. Арка, которая теперь расположена при входе, ранее делила пространство на две зоны – зону приема и рабочую зону. Репродукция гравюры Зубова располагалась у дверей во входной группе кабинета, а сейчас она перенесена в его центр.
Сотрудник музея на экскурсии отметил, что в кабинете воссоздан потолок, но он не в точности передает оригинальную версию из-за меньшей площади, однако его углы по-прежнему украшают стилизованные изображения трофеев, отсылающие к военным победам и славе российского оружия. Также пришлось сделать копию ткани с рисунком в виде лавровых венков, которой декорированы стены кабинета, поскольку при демонтаже в Кремле оказалось, что она очень плотно приклеена и аккуратно снять ее не удалось. Но подоконники, элементы стен, вентиляционные ходы, детали карниза, бра и люстры, стенка с колоннами, двери и мебель, включая рабочий стол президента, – это подлинные вещи, которыми пользовался Ельцин.