В Музее Бориса Ельцина 14 декабря состоялась первая встреча разговорного клуба для старшеклассников «“Что делать, если?”: Конституция не для ЕГЭ». Гостями клуба стали уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков и Александр Маракулин – преподаватель кафедры теории и методологии правоведения юридического факультета Гуманитарного университета.
Педагоги образовательного отдела музея предложили первым участникам клуба обсудить ситуации, напрямую связанные с правами и свободами молодых людей, и вместе найти ответы на сложные вопросы. Опираясь на знания экспертов, понять, на что каждый имеет право, как воспользоваться этим правом, есть ли границы личной свободы — и куда обращаться, если право гражданина нарушено.
Модератор встречи Анна Бородулина задала присутствующим вопрос: надо ли знать Конституцию — не для сдачи экзамена, а для жизни? Могут ли права, гарантированные Конституцией, облегчить жизнь юных граждан? Что делать, если вы лично попали в трудную ситуацию, не можете разрешить конфликт с учителями или сверстниками, хотите начать работать до совершеннолетия или завести собственный блог в Сети?
Анна попросила поднять руку тех, кто открывал Конституцию на этой неделе, тех, кто обращался к ней в декабре. Потом тех, кто не открывал Конституцию более полугода или даже более года. Таких оказалось большинство.
Чаще всего открывали Конституцию в учебных целях — готовясь к экзамену, контрольной работе, лекции, практикуму. Подобное отношение к основному закону страны подтверждают данные опросов ВЦИОМ. 38 процентам респондентов приходилось изучать Конституцию РФ только во время обучения в вузе. 30 процентам опрошенных — в школе. Лишь каждый четвертый изучал основные положения Конституции РФ по собственной инициативе. Для 15 процентов изучение основного закона страны было необходимо по работе. И каждый пятый не читал Конституцию РФ вообще.
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков высказал собственное отношение к тому, необходимо ли знать Конституцию подростку до 18 лет. Он рассказал, как часто в ежедневной практике ему приходится сталкиваться с нарушениями прав юных граждан. Со своими правами незнакомы не только подростки, но и их родители.
Статистика ВЦИОМ говорит, что наиболее важными правами и свободами, провозглашенными в Конституции, наши граждане считают: «право на охрану здоровья» (49%), «право на образование» (45%), «право на труд» (40%), «право на социальное обеспечение (38%). Более трети опрошенных указывают такие важные права, как «право на жизнь» и «право на жилище» (по 36%). Реже называют «право на защиту своих прав и свобод, включая судебную защиту» (30%), «право на свободу и личную неприкосновенность» (29%), «свободу передвижения по стране и за ее пределами» (27%). Каждый пятый считает важным «право на отдых» и «свободу мысли и слова». Ещё 19% отмечают значимость «свободы от любых вмешательств в частную жизнь».
Менее 10 процентов смогли уверенно сказать, какие медицинские услуги государство обязано предоставить бесплатно, а за что необходимо заплатить.
Анна вывела на экран иллюстрацию, показывающую, какие федеральные законы обеспечивают наши конституционные права. Участники встречи узнали, что, например, федеральный закон «О связи» гарантирует гражданам право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Благодаря федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.
Никто из присутствующих не смог уверенно сказать, какой федеральный закон гарантирует гражданам социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Анна подчеркнула, что эти два федеральных закона, конечно, надо знать: «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Участники встречи узнали, какие законы обеспечивают право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»). И наконец, какой закон ежедневно обеспечивает право учащихся на образование, — это федеральный закон «Об образовании».
Но было бы неправильно говорить только о правах, подчеркнул приглашённый эксперт клуба Александр Маракулин. У граждан есть не только права, но и обязанности. Благодаря брошюрам с Конституцией, которые каждый посетитель музея получил бесплатно, участники встречи смогли ответить на вопросы игры.
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Но при этом обязан «… сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам», о чем написано в Основном законе страны.
Или ещё: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Точно так же гражданин страны обязан «заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
«Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». И каждый обязан «…платить законно установленные налоги и сборы».
«Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом», но при этом «…не … нарушать права и свободы других лиц».
Участники разговорного клуба подвели итог встречи. Они прежде всего отметили значимость Конституции для общества в целом и каждого в отдельности. Согласились с утверждением, что она объединяет граждан так же, как объединяют язык или культурное наследие. Знать Конституцию — это знать и понимать свое государство, его прошлое, настоящее и будущее. Конституция должна стать настольной книгой. И быть у каждого «под рукой». Она не зря названа Основным законом страны — ее положения определяют нашу повседневную жизнь и регулируют отношения друг с другом.
Тему следующей встречи определили сами участники. В специальных опросных листах они назвали моменты, наиболее значимые сегодня для тех, кто учится в старших классах.