Константин Новосёлов: «Главное правило – не следовать правилам»

27 сентября 2019 г.Татьяна Филиппова
Константин Новосёлов: «Главное правило – не следовать правилам»

Часть мероприятий V Уральской индустриальной биеннале современного искусства прошли на площадках Ельцин Центра. В том числе встреча с её участником – лауреатом Нобелевской премии, физиком и художником Константином Новосёловым.

Нобелевскую премию он получил в 2010 году вместе со своим учителем Андреем Геймом за открытие уникальных свойств графена – самого легкого и прочного электропроводящего варианта углеродного соединения, который уже стал отличной заменой кремнию в полупроводниковой промышленности.

Сегодня учёный живёт в Сингапуре, преподаёт физику и занимается живописью в стиле гохуа. Константин называет свои работы графическими медитациями. Его картины находятся в государственных и частных собраниях. Например, в коллекции генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Китая Си Цзиньпина.

Об этом и был один из первых вопросов к гостю.

– Очень надеюсь, что он её не выбросил, – отшутился Константин, рассказывая, как работа попала к китайскому лидеру. – Я потратил три года своей жизни на то, чтобы построить национальный институт графена в Манчестере. Получилось красивое современное здание. Руководитель Китая посетил нас, поскольку интересуется наукой и, в частности, графеном. Мы сотрудничали с китайским консульством в Манчестере, и они попросили сделать ему сюрприз. Я тогда активно учился рисовать и сказал: «Нарисую ему бамбук!». В китайской живописи есть четыре основных элемента: бамбук, лотос, сакура и орхидея. В итоге нарисовал лотос. Лидер КНР был приятно удивлён и тут же из-за спины вытащил коробку с очень дорогими кисточками, будто она там случайно оказалась, и все остались довольны.

Картины художника Новосёлова выставлены в Эрмитаже. Его спросили, помогает ли статус нобелевского лауреата попадать в величайшие галереи мира.

– Я же не полный идиот, понимаю, что это помогает, и что людям особенно верить нельзя. Единственное мнение, которому я доверяю, – мой учитель, который иногда говорит: «Дерьмово, конечно». Эти картины рву, а вот то, что ему нравится, – оставляю. И то, что остаётся, отдаю на выставки.

Константин рассказал, что всегда завидовал художникам.

– Думал, в науке мы пашем, месяцами ничего не получается, а они взяли картину нарисовали, и всё. Мне хотелось самому рисовать иллюстрации к научным статьям, и я рисовал. Мой темперамент не позволял серьёзно заняться живописью, хотелось результата здесь и сейчас. Китайская техника требует концентрации и законченности рисунка буквально на одном дыхании. Соответственно, сам процесс занимает 15-20 минут. Вы либо достигаете результата, либо нет. Это было для меня огромным открытием, что в искусстве это работает ровно так же, как и в науке. Запрограммировать хорошую картину нельзя. Вы не можете вдруг нарисовать шедевр. Такого просто не может быть.

Однако учёному удаётся совмещать науку и искусство. Он попытался объяснить, как это происходит.

– Я сам не знаю, как это происходит. Нельзя запрограммировать открытие чего-то нового. Нельзя сказать: «Завтра я открою это, а послезавтра создам то». И в искусстве, когда есть лист бумаги, рука сама начинает рисовать, только тогда рождаются по-настоящему хорошие картины.

Нобелевский лауреат развенчал миф о том, что своё открытие ученые сделали за десять минут.

– Это и правда, и неправда. Мы точно знали, что графен получить нельзя, но попытались сделать транзистор из графита. Купили самый дорогой графит, который отдали китайскому студенту и сказали: «Будь осторожен, это всё, что у нас есть. Отполируй его до очень маленькой толщины». Он появился через неделю с горкой пыли и сказал: «У вас ещё графит есть?» После этого забросили идею вообще. Однажды мы запускали туннельный микроскоп, а там стандартным объектом исследования является графит, который очень легко чистить, потому что это слоистый материал. К нему прикладывается клейкая лента, отдирается, и у вас получается скол, клейкая лента выбрасывается. Я знал про этот трюк, но забыл. Когда вспомнил, осталось только достать клейкую ленту из мусорного ведра. В течение десяти минут мы получили первый образец.

Людям далёким от науки, присутствующим на встрече, хотелось понять, насколько ценно изобретение графена.

– Мы получили доступ к двумерным материалам. Его толщина – ровно один атом. Мы поняли, что таких материалов может быть много. В принципе, физика двумерных материалов совершенно другая и очень интересная. Это, наверное, сейчас одно из самых популярных направлений, шагнувших за пределы нашей лаборатории. Графен очень быстро стали применять для реальных приложений. Для нас ещё было необычно, что он вообще существует, а его уже начали применять. Сегодня в каждом телефоне Huawei применяется графен. Он перспективен для телекоммуникаций и электроники. Во всех автомобилях концерна Ford используется графен.

31 декабря 2011 года указом королевы Елизаветы II за заслуги перед наукой Константин был удостоен звания рыцаря-бакалавра и посвящен в рыцари ордена Британской империи. Жить с приставкой сэр ему вполне комфортно. Даёт ли это ему особые привилегии? «О, да, – шутит новоиспечённый сэр. – Если я совершу преступление в Англии, то меня повесят на шёлковой верёвке!»

Видео: Александр Мехоношин

Каково быть нобелевским лауреатом, каждый решает сам. Константин с большой иронией относится к тому, что его портрет висит в родной школе в Нижнем Тагиле.

– У меня была установка, что я первые пять лет не меняю в своей жизни ничего. Дом, машина, офис – всё остаётся прежним. Кроме того, в своих докладах не упоминаю и не представляю данные, которые получил до Нобелевской премии. Рассказываю только то, что сделал после. Основная проблема получения премии в том, что к тебе проявляют повышенное внимание там, где тебе этого не нужно.

Накануне встречи нобелевский лауреат выкроил время, чтобы посетить Музей Бориса Ельцина, и остался впечатлен его экспозицией.

– Правда, впечатляет. Это музей, действительно, очень-очень высокого класса. Он профессионально сделан. Я не ожидал, что это будет настолько интересно. Тут и личность Бориса Николаевича, и структура музея – всё вносит свою лепту. Впечатления самые лучшие.

– Вас называют самым молодым нобелевским лауреатом, и в 90-е вы были совсем молодым человеком. Какой для вас была эта эпоха?

– Безумно насыщенное время. Количество событий, сконцентрированных в это десятилетие, можно растянуть на иной век. Тот набор опыта, что мы получили в эти годы, движет нами до сих пор. И в хорошем, и в плохом смысле. Эти воспоминания полезны и ценны. И, конечно, об этом забывать нельзя.

– Вы принимали участие в московских событиях 1993 года. В тот момент они воспринимались вами как глобальные исторические события?

– Мы были на баррикадах, и в тот момент было ощущение важности происходящего, но и лично у меня осталось ощущение манипуляции. Это то, чего тогда хотелось бы избежать. Все понимали, насколько важно взаимодействие власти и народа, насколько оно нелинейно и неоднозначно.

– Чем для вас является успех?

– У меня есть свои критерии. Любимая работа. Кроме того, я немного занимаюсь живописью. Любой прогресс, любое самое маленькое научное открытие – для меня это огромный успех. Или картина, которая получилась, когда не ждешь. Вот так вдруг из-под кисти выходит стоящая работа. Пусть даже самая маленькая, но для меня – это успех.

– Есть правило жизни, которому вы стараетесь следовать?

– Самое главное правило жизни, которое я для себя вывел – это не следовать никаким правилам. Нельзя идти проторенной дорогой, ничего нового вы не добьетесь. Не следуйте правилам, делайте то, что вам интересно.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.