18 июня в Екатеринбурге состоялось событие, которого музыкальная общественность города с нетерпением ждала два года. В Большом зале Свердловской государственной филармонии прошло открытие VI Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко.
Имя этой талантливой пианистки и необыкновенной женщины живёт благодаря конкурсу, посвященному ее памяти. Каждые два года молодые пианисты получают возможность попробовать свои силы в серьёзном профессиональном соревновании, а любители музыки – незабываемое удовольствие быть свидетелем рождения новых талантов.
В официальной части открытия прозвучали приветственные слова Александра Дроздова, исполнительного директора Президентского центра Бориса Ельцина:
– Такие люди, как Вера Лотар-Шевченко, составляют золотой фонд Российской культуры. Ельцин Центр поддерживает и всегда будет поддерживать тех, чей талант и горячее сердце принадлежат народу. Когда только строился Президентский центр, мы уже участвовали в культурной жизни города и всегда хотели быть той образовательной, просветительской, культурной институцией, где каждый найдет что-то важное и полезное для души.
Директор конкурса, журналист Юрий Данилин и председатель жюри Иржи Глинка также поздравили собравшихся с официальным открытием конкурса.
Специальной гостьей церемонии стала Наталья Ляпунова – дочь новосибирского учёного-математика, с семьей которого пианистку связывала многолетняя дружба. Она выразила свой восторг и преклонение перед неутомимой любовью к жизни и людям, духовной стойкостью и несгибаемой волей Лотар-Шевченко.
Церемонию продолжил фортепианный концерт. Член жюри, лауреат международных конкурсов Константин Тюлькин исполнил четыре пьесы из балета «Щелкунчик» (Чайковский, переложение Плетнёва). Цикл «Мимолётности» Прокофьева прозвучали в исполнении члена жюри, лауреата международных конкурсов Алексея Чернова. Пианист из Финляндии Юхани Лагерспец, также состоящий в жюри конкурса, исполнил «Прощальную» сонату № 26 Бетховена.
Во втором отделении прозвучали два фортепианных концерта Мориса Равеля исполнил лауреат I премии прошлого, пятого конкурса пианистов памяти Лотар-Шевченко Николай Медведев и Уральский академический филармонический оркестр под управлением лауреата международных конкурсов, маэстро Энхэ.
Высокий эмоциональный тонус, заданный церемонией открытия, пообещал стать «камертоном» всего конкурса. Проверить это можно, свободно и бесплатно посетив любое из конкурсных прослушиваний (см. программу конкурса).
Марш из балета «Щелкунчик» (Чайковский, переложение Плетнёва). Играет Константин Тюлькин
Видео: Александр Поляков
С 19 по 30 июня на площадках Детской филармонии и Уральской государственной консерватории пройдут конкурсные прослушивания. Имена победителей будут объявлены на торжественном закрытии конкурса, которое состоится 1 июля в Большом зале филармонии.
Чести открывать первый тур юношеского конкурса удостоился самый юный участник конкурса, четырнадцатилетний Матвей Михонин. Он не только не позволил себе испортить позитивное начало конкурса, но и смог удивить своеобразным исполнением цикла c-moll И.С. Баха из I тома «ХТК», а также удивительной импрессионистической мягкостью в «Арабеске» К. Дебюсси.
Вторая участница, Елизавета Янюшкина, блеснула первым исполненным ею произведением, циклом Fis-dur из второго тома «ХТК» И.С. Баха. Пианистка по-клавесинному использовала клавиатуру фортепиано. К сожалению, «клавесинность» перешла в последующие произведения – К. Черни и Ф. Листа. Участнице не хватило некоторой динамичности в исполнении известных произведений, чего нельзя сказать о Трансцендентном этюде №10, исполненном следующей участницей конкурса, Алиной Понарьиной.
Выступление пианистки было построено в форме крещендо. Аккуратно сыгранные цикл Баха и Черни сменились музыкальной картиной «Лодки в океане» М. Равеля. Кульминацией стал выше названный Трансцендентный этюд Ф. Листа, исполненный участниками дважды за вечер.
Следующая участница, Евгения Сербина, в качестве полифонической пьесы выбрала «Прелюдию и фугу №4» Д. Шостаковича. Пианистка блистательно передала авторский стиль композитора. Цикл был исполнен по-философски сдержанно.
Мария Матвеева с первого звука «Прелюдии D-dur» И.С. Баха, задала особый эмоциональный тонус.
Дмитрий Березняк исполнил прелюдию C-dur И.С. Баха. Филигранная техника слышалась и в другом номере его программы – Этюде №35 К. Черни. Этюд-картина С.В. Рахманинова № 9 удивила жюри своей «колокольным» звучанием.
Последующие исполнители, Евгений Евграфов, Артур Ворожцов, Камила Гарипова, Ольга Гаврилова, Елизавета Марченко, Осмон Романкулов, Андрей Лешкин были по-своему ярки и интересны с точки зрения интерпретации сыгранных ими произведений. Кому-то не удалось добиться клавирной легкости в произведениях Баха, а кто-то не понял сути импрессионистической музыки. Но все показали отличные технические данные и отменную музыкальность.
Жемчужиной первого конкурсного дня стало выступление Александра Ключко. Серьезным конкурентом Александра стала Джулия Лозовска, сыгравшая свою программу по-европейски аккуратно и безукоризненно.
Во второй тур VI Международного конкурса имени Веры Лотар-Шевченко прошли: Матвей Михонин, Елизавета Янюшкина, Алина Понарьина, Евгения Сербина, Мария Матвеева, Дмитрий Березняк, Евгений Евграфов, Артур Ворожцов, Камила Гарипова, Ольга Гаврилова, Елизавета Марченко, Осмон Раманкулов, Александр Ключко, Джулия Лозовска, Андрей Лешкин.
Напомним также, что 23 июня в кино-концертном зале Ельцин Центра пройдет концерт лауреата международных конкурсов, члена жюри VI Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко Алексея Чернова (программа). Начало в 20:00. Вход свободный.
В дни открытия и закрытия конкурса вход по приглашениям. На остальные выступления музыкантов вход свободный.
В репортаже использованы материалы пресс-центра УГК им. М.П. Мусоргского.