Книжный клуб: Булычёв, Лем и братья Стругацкие

15 мая 2024 г.Татьяна Филиппова
Книжный клуб: Булычёв, Лем и братья Стругацкие

В читальной гостиной Музея Бориса Ельцина стартовал книжный клуб «Суета вокруг дивана». 27 апреля его заседание провела Елена Козьмина, профессор кафедры издательского дела УрФУ им. Б.Н. Ельцина, доктор филологических наук и страстный читатель.

Первые встречи клуба были приурочены к теме «Ночи музеев-2024» в Ельцин Центре и посвящены литературным произведениям в жанре научной фантастики. Участники обсуждали знаковые тексты ХХ века, знакомились с историей их создания, смотрели отрывки из фильмов, поставленных по их мотивам. Организаторы подобрали короткие произведения, с которыми легко познакомиться и интересно обсудить.

27 апреля желающих поговорить о рассказе Кира Булычёва «Можно попросить Нину?» было так много, что заседание книжного клуба перенесли в зал Свободы. Интерес к Киру Булычёву возрос с выходом на экраны кинотеатров фильма «Сто лет тому вперёд». Елена Козьмина поблагодарила всех, кто нашёл время посетить книжный клуб.

— Мне казалось, что это литература далёкого прошлого, она себя исчерпала, мы её научно расклассифицируем и благополучно забудем. Но оказалось, что это не так. Я безмерно рада, что могу поделиться удовольствием от чтения фантастики с другими людьми, и мы можем сегодня неспешно обсудить один из ранних рассказов Кира Булычёва, а потом и Станислава Лема, и братьев Стругацких. Спасибо Музею Бориса Ельцина, что организовали нашу встречу.

Сразу предупрежу, что буду вести себя как филолог. В филологии, литературоведении есть свои законы, поэтому мы будем соблюдать правила чтения и говорить не только о произведении, но ещё о методологических основах и интерпретациях, — пояснила ведущая клуба.

Начали обсуждение с тех реалий, которые встречаются в тексте. Всем ли они знакомы? Например, номера телефонов, которые начинаются с «Арбат-1».

— После того, как мой внук, познакомившись с дисковым телефоном, никак не мог взять в толк, как с него отправлять СМСки, я поняла, что есть вещи, которые надо объяснять. Булычёв написал свой рассказ в 1970 году. Он использовал в нём приём, который исследователи фантастики называют хронорадио — путешествие во времени с помощью телефона, радио, телевизора. Набираем номер телефона и оказываемся в другом времени. Романы о «попаданцах» — перемещенцах во времени в последнее время растут в геометрической прогрессии. Но рассказ «Можно попросить Нину?» — это такое неклассическое произведение, ведь на самом деле никто никуда не попадает, каждый остаётся в своём времени. И тем не менее, перемещение во времени есть.

Ведущая предлагает поработать с текстом и разобраться, кто куда переместился и что там произошло.

— Возвращаясь к автору, надо сказать, что он не писатель и не Кир Булычёв. Его настоящее имя Игорь Можейко, он — учёный, историк, и поэтому любит исторические сюжеты. У него не только в этом произведении герои перемещаются в пространстве и во времени, есть и другие произведения. Но, что любопытно, эти одиннадцать страниц, набранных крупным кеглем, пережили шесть экранизаций. — Елена Козьмина спрашивает своих слушателей. — Почему этот рассказ так востребован для интерпретаций?

Участники обсуждения посмотрели восемнадцатиминутный фильм по рассказу «Можно попросить Нину?». По мнению Елены, это одна из лучших интерпретаций.

— Нам надо понять, что в рассказе нет ничего лишнего. Это вещь в себе. Не приплюсовывая и не убавляя, можно так расставить акценты, что изменится смысл. Попробуем собрать наши впечатления и двинемся дальше. Помните, Нина говорит, называя номер телефона, «Арбат-1», а должна бы сказать «А-1». Почему? Потому что цифры были привязаны к районам. И, говоря «Арбат-1», Нина имеет ввиду, что живёт на Арбате. На всякий случай скажу, что в 1968 году все буквенные обозначения убрали, остались только цифровые. Ещё хочу обратить ваше внимание — у девочки Нины из 1942 года телефон стационарный и висит на стене. А у главного героя из 70-х телефон на длинном проводе, и его можно перемещать по всей квартире, чему Нина несказанно удивляется: как это — перейти с телефоном в другую комнату? Ещё одна реалия того времени: Вадим Николаевич едет к маме и находит у неё телефонную книгу. Были такие, их можно было купить и узнать адрес и телефон любого человека. Это была открытая информация.

Читатели предположили, что путаница с номерами и буквами — это и есть механизм перемещения. Однако это только предположение.

Говоря о сильных позициях рассказа, Елена подчеркнула, что рассказ начинается с диалога — разговора по телефону. Главный герой поговорил с Ниной и начинает рассуждать не про неё, а про голоса. Целый абзац про то, какими они бывают. В конце у нас тоже голос, но только в письменном виде. Есть письмо от Нины, но её самой нет. Давайте заглянем в название. Заглавие называют свернутым содержанием всего произведения. Это такой заархивированный файлик, в нём всё произведение. Что значит «Можно попросить Нину»? Пригласить к телефону? Само заглавие говорит, что её нет.

— Теперь обратимся к середине текста. На шестой странице абзац, который начинается словами: «Слушай, Нина, и не перебивай, я знаю лучше…» Главный герой рассказывает Нине из 1942 года, что Берлин возьмут 2 мая, Гитлер покончит с собой, примет яд и даст его Еве Браун. Его тело вынесут во двор, обольют бензином и сожгут. Сталин умрёт. Потом о Юрии Гагарине и о новом Арбате, брюках-клёш и мини-юбках. Мы читаем: «Я потерял чувство реальности. Девочка Нина и мальчик Вадик сидели передо мной на диване и слушали. Только они были голодные, как черти, и дела у Вадика обстояли хуже некуда. Хлебную карточку он потерял, и до конца месяца им с матерью придется жить на одну её рабочую карточку. Он потерял её во дворе, и только через два десятка лет вдруг вспомнил, как это было. Карточку можно было найти даже через неделю, она, конечно, свалилась в подвал, когда он бросил на решетку пальто, собираясь погонять в футбол». Он рассказывает это девочке Нине и мальчику Вадику, потеряв чувство реальности. А в реальности Нины нет. Она в его памяти. Они оба голодают в 1942 году и живут рядом. Он — в Сивцевом Вражке. Кстати, Игорь Можейко там и жил, в том доме, который описывает. Он через Нину рассказывает о себе. Поэтому и не находит её, что её нет, — предполагает Елена, — для него это возможность рассказать о себе.

Ведущая предлагает не выходить за пределы текста, оперировать только его структурой. Слова «я выпал из реальности» существуют. Более того, отсутствие героини — это очень сильный момент, который заложен в структуре произведения. Но с какой-то Ниной он всё же разговаривал, какая-то Нина написала ему письмо. Это же не он придумал такой двойственный образ — мальчика Вадика и девочку Нину, которые не пересекались в 1942 году.

— Меня не покидает мысль, как Кир Булычёв придумал себе псевдоним. Кира — имя его жены. Булычёва — фамилия матери. Две любимые женщины слились в одном псевдониме. Две ипостаси и похожий принцип объединения мальчика Вадика и девочки Нины. Двойной персонаж рассказывал себе, а не Нине. Почему автор не предъявляет её в конце? Почему предъявляет только письмо? Вы говорите, что вам не хватило их личной встречи. А её и не могло быть. Письмо — это провокация для читателя, заимствованная из литературы XIX века. Вот вам письмо, но Нины нет, она где-то в его воображении. Я Гофмана за это люблю. Это он привнёс моду на фантастично-романтические сюжеты. В них был важный структурный момент, они заканчивались так, что читатель оставался с двумя ответами на один вопрос, и оба были неправильными. Давайте вспомним „Пиковую даму“. В эпилоге Герман сидит в лечебнице и повторяет: тройка, семёрка, туз… тройка, семёрка, дама. Он не понимает, что произошло: то ли он положил не ту карту, то ли графиня ему сообщила не ту комбинацию. Вот и у Булычёва происходит что-то близкое к этому. Письмо есть, но самой Нины нет, — подытожила Елена Козьмина.

Формат книжного клуба оказался востребованным. По завершении заседания читатели переключились на кулуарное общение. Они выразили надежду, что встречи и обсуждения продолжатся. А также расширится список обсуждаемых книг и авторов.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.