В Музее Б.Н. Ельцина, в уже хорошо знакомом гостям Ельцин Центра троллейбусе, 10 июня прошло очередное заседание клуба «Мои 90-е». Тема – «Что делали русские за границей». Ведущей действа, в ходе которого участники традиционно делятся личными историями, стала руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Марина Соколовская.
В период пребывания миллионов советских граждан за «железным занавесом» посещение стран дальнего зарубежья оставалось для многих из них несбыточной мечтой. Судьбоносным стал Закон СССР от 20. 05. 1991 года №2177-1 «О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР», который гарантировал гражданам право выезда из СССР, а также въезда в страну, регулировал порядок выдачи загранпаспортов, обозначал случаи временных ограничений права граждан на выезд из СССР и порядок разрешения споров в связи с отказом в выдаче загранпаспорта. Благодаря этому закону миллионы россиян обрели долгожданное право открыть для себя «большой мир» во всем его многообразии. И не преминули этим воспользоваться.
Главное, что, начиная с 20 мая 1991 года, россияне получили законную возможность взять судьбу в свои руки и, по сути обрели долгожданную свободу передвижения. А 15 августа 1996 года был принят Федеральный закон N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», который регламентировал порядок пересечения гражданами уже российских границ. Таким образом, возможность путешествовать и работать в любой точке света была закреплена окончательно.
– Один мой знакомый рассказывал, что в 90-е он решил эмигрировать в Канаду, – открыла встречу Марина Соколовская. – Он уверял, что туда можно было переехать, взяв билет на самолет … до Кубы. Самолет осуществлял дозаправку в Канаде, пассажиры выходили – и оставались. А вот самолет моего знакомого в Канаде не приземлился, и он прилетел на Кубу, где вовсе жить не собирался. Месяц там мыкался, устроиться так и не смог, и вернулся.
– Это было в 1986 году, мне было 29 лет, и я работал инструктором в Чкаловском райкоме партии, – рассказал Юрий Сушко. – Однажды мне предложили возглавить группу комсомольцев, которая направлялась в Болгарию. Нас было 28 человек. Путевка стоила 340 рублей, моя зарплата мастера на стройке составляла 174 рубля в месяц. Поездка длилась 20 дней. Большинство комсомольцев оплачивали лишь от 10 до 30 процентов стоимости путевки, оставшуюся часть оплачивал профсоюз или комсомольская организация. Половину срока мы по Болгарии путешествовали, вторую – отдыхали на пляже. Перед поездкой все комсомольцы проходили предварительные собеседования. Тех, кто плохо отвечали на вопросы, отправляли заново готовиться, а если человек и во второй раз не мог правильно ответить, то ему отказывали в поездке и делали внушение комитету комсомола, что кандидат был выбран неправильно. 40 рублей нам поменяли на болгарские левы, правда, питание, проживание и экскурсии входили в стоимость поездки. На валюту можно было купить сувениры, я же приобрел книги. Дважды нас вывозили оказывать помощь местному сельскому хозяйству, мы собирали лепестки роз и болгарские перцы.
Клуб «Мои 90-е» русские за границей
Видео: Александр Поляков
Руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея Марина Соколовская рассказала о возможностях архива Ельцин Центра, который содержит множество документов и записных книжек Бориса Ельцина, связанных с его поездками, в особенности до 90-х годов. Один из таких документов – блокнот Ельцина. В 1974 году Борис Ельцин, будучи заведующим отдела строительства Свердловского обкома КПСС, посетил Париж. Блокнот, по словам Соколовской, содержит практическую информацию о производстве асбестовых плит и асбестовой бумаги во Франции.
– Среди заметок есть романтическая запись «Н., как я соскучился», адресованная Наине Иосифовне Ельциной, – добавила Марина Соколовская.
В числе участников Клуба «Мои 90-е» была и Наталья Самарина, вдова известного уральского политика и бесстрашного путешественника Юрия Самарина, председателя Свердловского (Екатеринбургского) городского Совета народных депутатов в 1990–1993 годах. Семья Самариных не понаслышке знает, какой она была, революция начала 90-х на Урале. И о том, как уральцы поддерживали Бориса Ельцина. Можно сказать, благодаря рассказу Натальи Самариной присутствующие совершили путешествие в историю.
– Когда говорят, что революцию начала 90-х делали демократы, я не соглашусь, – высказала свою точку зрения Наталья Самарина. – Эту революцию совершили члены КПСС, самая сознательная их часть, включавшая Бориса Николаевича Ельцина. Мой супруг Юрий Самарин работал заместителем начальника военной «приемки» на Свердловском машиностроительном заводе им. М.И. Калинина. Секретарем парткома завода был Владимир Анатольевич Волков, директором – Александр Иванович Тизяков, будущий член ГКЧП. Наша парторганизация начала противостоять директору. На XIX Всесоюзную партконференцию были выдвинуты два кандидата: Тизяков и Волков, и все проголосовали за Волкова. Тизяков, настоящий «железный директор» из числа «красных директоров», рвал и метал. В общем, проводили мы нашего Владимира Волкова на партконференцию. Она транслировалась в прямом эфире, и весь город был у телевизоров. Когда Егор Лигачев, говоря языком современной молодежи, «наехал на Ельцина», стало очень обидно и досадно. И вы не представляете себе наши ощущения, когда мы увидели, как наш Владимир Волков спешит к трибуне, чтобы выступить в защиту Бориса Николаевича. Представьте: секретарь парторганизации оборонного завода выступил в защиту Ельцина против Политбюро! Конечно, у него после этого были большие неприятности. Такое было время.
Будучи капитаном второго ранга, политик Юрий Самарин, по воспоминаниям Натальи Самариной, увлекался яхтенным спортом, катамаранами. Причем катамараны, на которых путешествовали Самарин и компания, были самодельными: каждый из них представлял собой два надувных баллона из «ткани 500» серебристого цвета, между которыми располагалась небольшая палатка.
– На таких катамаранах в 1991 году Юрий и его единомышленники проплыли через Феодосию до Барселоны, – рассказала Наталья Самарина. – Перед поездкой Волков сказал Самарину, что «что-то назревает». А за два дня до похода его вызвал на разговор Тизяков. Дело в том, что Самарин одобрил выделение земельного участка для сооружения Храма-на-Крови. Тизяков же заявил, что никакого храма не будет, а будут стоять фонари, на которых «все будете висеть».
С визами помогла турфирма «Малахит» Антона Бакова, с валютой возникли проблемы. Нашелся выход: команда Самарина взяла с собой бинокли, которые пользовались большой популярностью за рубежом, ими путешественники и рассчитывались. В походе было много приключений. Однажды, по словам Юрия, они высадились на острове, где шли американские учения. Блестящие баллоны катамаранов, если смотреть на них сверху, очень напоминали ракеты. К путешественникам выехал американский катер, американцы посмотрели на них – и махнули рукой. В Барселоне Самарин узнал, что Александр Тизяков входит в состав ГКЧП – и на него, по его воспоминаниям, «пахнуло эмиграцией». В посольствах тогда уже снимали со стен портреты Михаила Горбачева, и политик подумал, что ему уже не удастся вернуться на Родину.
Интересны были впечатления бывших школьников, которые уезжали в познавательные поездки за рубеж в 1991 году из одной страны, а возвращались уже в другую. Но были и другие «американские истории», больше напоминающие «Приключения Тома Сойера» Марка Твена.
– Хочу рассказать про свою первую поездку в США в 1993 году, –поделилась воспоминаниями Наталья Новоселова. – Я училась в английской школе. Помните, в 90-е годы практиковали школьные обмены, и я поехала в город Эплтон (штат Висконсин, США). Мне было 17 лет. Билеты оплатил отец, в дорогу дал сто долларов. Жила я в многодетной семье, денег там с меня не брали. Ошеломило товарное изобилие, супермаркеты ломились от продуктов и товаров, принимающая сторона мучила меня вопросами, какой сорт, марку или вид товара я предпочитаю. Но поскольку я выросла в условиях тотального дефицита и талонной системы, то предпочтений у меня не было. Я узнала, что такое красивые, но совершенно безвкусные продукты: клубника, бананы, яблоки, ветчина. В подарок родне я привезла пакетики с семенами. В итоге выросли вкусные овощи, но семян не дали. Так мы начали догадываться, что такое ГМО. В семье, где я жила, питались фастфудом, полуфабрикатами и газировкой. Через две недели после приезда я начала мечтать о тушеной капусте…
По итогам голосования аудитории Наталья Новоселова с ее остроумным рассказом о школьных приключениях в США завоевала наибольшую симпатию аудитории.