Клуб «Мои 90-е»: несоветские тачки и байки про них

27 февраля 2019 г.Татьяна Филиппова
Клуб «Мои 90-е»: несоветские тачки и байки про них

Февральское заседание клуба «Мои 90-е» было посвящено автомобилям нового времени. Впервые рассказчиков-мужчин было больше, чем женщин. Провел встречу руководитель Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина Дмитрий Пушмин.

В Советском Союзе долгие годы приобрести автомобиль в личное пользование было очень сложно. В последнее десятилетие ХХ века в новой России начался динамичный рост числа автомобилей. К 1997 году количество автовладельцев выросло в 2,5 раза по сравнению с 1985-м.

Девятого февраля в «московском троллейбусе» собрались автолюбители, чтобы рассказать личные истории о том, как автомобиль изменил их жизнь и жизнь страны в 90-е годы. Эти истории пополнят аудиовизуальный архив музея.

Дмитрий Пушмин подчеркнул, что 90-е не только открыли нам новый, незнакомый модельный ряд иномарок и отечественных авто, но и саму возможность путешествовать на них. Некоторые легендарные автомобили стали своеобразными маркерами эпохи, наподобие малиновых пиджаков, символизирующих успех и достаток. Бизнесмены обзаводились «бумерами» или «бэхами» (BMW), «меринами» (Mersedes-benz), «авдотьями» (Audi). Молодежь и порученцы – вишневыми девятками.

Появились водительские права нового образца в виде пластиковых карт. Дмитрий продемонстрировал собственные права того периода категории «В/С». Их получение было частью подготовки к службе в армии. В то время молодых людей отправляли на автокурсы, чтобы они могли приобрести воинскую специальность. Дмитрия в РОСТО (сейчас это снова ДОСААФ — ред.) направил участковый. В семнадцатилетнем возрасте Дмитрий начал осваивать вождение грузовика повышенной проходимости КАМАЗ 4310.

— Я умею мыть КамАЗ, исправлять кувалдой борта, — пошутил Дмитрий. — Водить КамАЗ в колонне последним. Умение водить первым, или даже в середине колонны, требует особых навыков. И еще умею трогаться с четвертой передачи, потому что путаю ее постоянно со второй, с которой КамАЗ и должен трогаться. К счастью, эти навыки мне не пригодились. Я поступил в институт, а мои друзья прямиком угодили во Вторую чеченскую кампанию.

Следующий рассказчик, Сергей, рассказал про свой первый автомобиль, купленный несоветским способом (не по записи и не в результате многолетней очереди — ред.). Он удачно вложил деньги в МММ. Успел их вытащить за месяц до обвала пирамиды и купил себе отечественную «копейку» (первую модель «Жигули» — ред.) с фиатовским движком объемом 1,5 литра. Ее серьезным преимуществом было то, что благодаря специальной прокладке в двигателе она могла ездить на бензине АИ-76. Это был отличный экземпляр, вспоминает Сергей. Машина гоняла по металлургическим маршрутам вплоть до Казахстана. Служила верой и правдой, пока в 1998 году не попала в серьезное ДТП — на нее налетел комбайн, которым управлял пьяный водитель. Повезло, что комбайнер Иван оказался сыном местного начальника. Поэтому машину подлатали, переправили в Екатеринбург, выплатили ущерб. Хозяин вспоминает свою первую машину с благодарностью. Все остальные не были столь надежными, да и прослужили гораздо меньше.

Следующий рассказчик поведал, как почти приобрел жене первую российско-китайскую машину. Их собирали на заводе «Амур» в некогда «закрытом» городе Новоуральске. Деньги он внес, а воспользоваться не смог: машину арестовали, когда хозяева поехали ставить ее на учет. На заводе были двигатели двух видов мощности. И, когда закончились одни, чтобы смена не простаивала, стали на модели ставить другие движки, номера которых с документами не совпадали. В ГАИ уже обрадовались, что жуликов поймали. Жена перенервничала и учинила истерику. Когда все вскрылось, машину, конечно, вернули на завод. Деньги забрали. Но после всех коллизий муж жене торжественно пообещал: «Машины у тебя не будет!»

Третий рассказчик, постоянный член клуба «Мои 90-е» Константин, приобрел свой первый автомобиль «Таврия» в 1998 году. Он рассказал про свою первую аварию, которая произошла в Екатеринбурге на развязке улиц Космонавтов и Машиностроителей. Был страшный гололед, «Таврия» влетела в УАЗ. Бампер — всмятку. УАЗу — хоть бы что. Водитель даже из машины не вышел. Константин отделался легким испугом.

Его следующим автомобилем был «Москвич-2141». Все выходные Константин проводил за чисткой карбюратора: разбирал, промывал, детали отмачивал в ацетоне. Все это делалось в гаражном массиве при участии большого скопления заинтересованного народа. Гаражное сообщество было настоящим клубом ретромобилей. Константин припомнил историю, как у бывшего большого милицейского начальника украли «Победу», на которой он только по праздникам и выезжал. Звал ее нежно «ласточкой». Мы думали, что у таких людей машины не угоняют, шутили по этому поводу. Раритет быстро вернули. Да еще и с извинениями, как только поняли, у кого такую красоту «подрезали».

Еще одним автомобилем у Константина была рабочая лошадка «Газель» – малотоннажный автомобиль из линейки производимых на Горьковском автомобильном заводе с 20 июля 1994 года. Рассказчик убежден, что название ее состоит из двух главных слов 90-х – ГАЗ и ЕЛЬцин.

Руководитель отдела развития Музея Бориса Ельцина Людмила Старостова тоже рассказала удивительную историю — как друг их семьи смог подаренную «копейку» выменять на однокомнатную квартиру. Наличие собственной жилплощади помогло ему сделать предложение однокурснице и таким образом изменить свой социальный статус. Участники клуба согласились, что такая история могла произойти только в 90-е годы прошлого столетия. Сама Людмила получила права только в 2000 году. Свою первую машину — «девятку» — семья приобрела в салоне. Но ездили на ней крайне мало, потому что муж Людмилы искренне опасался, что автомошенники как-нибудь подставятся на дорогой иномарке и будут вымогать крупную сумму денег. Таких историй в 90-е было очень много. Это была настоящая дорожная мафия — бизнес жестокий и изощренный. Не все истории заканчивались благополучно. Некоторые завершались отъемом автомобиля, потому что проще было расстаться с ним, чем выплачивать ущерб «пострадавшим».

— В 90-е сформировался комплекс страха перед крутыми тачками на дороге, — подытожила Людмила. — Облегчение наступило лишь с появлением обязательного автострахования.

Автомобильные истории 90-х коснулись и праворульных автомобилей из Японии и Кореи, и отечественных внедорожников «Нива». Поговорили о «девчоночных» автомобилях с «няшным» (как сказали бы сейчас – ред.) дизайном.

Лучшего рассказчика выбрали голосованием. История Вячеслава Леонова была посвящена тому, как работники ювелирного завода получали бартерные «Москвичи» в припортовой зоне на финской границе. Это была сложная многоходовая сделка. Ювелирные изделия получали итальянцы. Они забирали себе бриллианты, а золото отдавали финнам. Финны расплачивались москвичами «Алеко», сделанными на экспорт. Сотрудников даже сопровождала милиция, потому что люди ехали при деньгах, а времена были опасные. Покупателей и их родственников набился целый вагон. В общем, настоящее большое приключение. В Питере Вячеславу, отправленному на разведку, портовые мужики сказали первые машины не брать. «Они хоть и новые, но настоящий хлам, – сказали они. – Встанут, как только вы выедете за шлагбаум! Подождите следующей партии».

Заводчане ждать не захотели. По принципу: дают – бери! Да и управиться хотели за один день, чтобы ехать всем гуртом. Многие и правда недалеко отъехали от портового шлагбаума. Но Вячеслав послушался мужиков, дождался следующей партии через два дня и взял машину, на которой благополучно доехал до Екатеринбурга. Прибыл раньше всех. Те, кто его не послушались, вставали на трассе. У кого стартер полетел, у кого сцепление. А это все деньги на срочный ремонт, и немалые. Казалось, вдоль трассы все были в доле и хотели только одного – нажиться на горе-покупателях отечественных авто. По приезде наслушался историй про то, как у кого-то вырвало привод, у кого-то мост отвалился. В общем, считает рассказчик, это было и приключение, и реалити-шоу одновременно. И многие потом сожалели, что не послушали его. Москвичи оказались «сырыми». Некоторые двигатели пришлось полностью перебирать, но все неприятности компенсировала радость обладания собственным автомобилем.

Вячеслав Леонов получил приз — фирменный снуд (шарф) и варежки-митенки (без пальцев) с российской символикой для активного отдыха.

Завсегдатаи и новые участники клуба «Мои 90-е» традиционно сделали фото «на память» на фоне любимого московского троллейбуса.

Следующее заседание состоится 9 марта и будет посвящено традициям празднования 8 марта: до и после 90-х.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.