На очередном заседании клуба «Мои 90-е» собравшиеся в Музее Бориса Ельцина попытались разобраться, какую трансформацию претерпел Международный женский день в 90-е годы и когда перестали говорить о правах женщин, а стали поздравлять с днём весны, любви и нежности.
Ведущая клуба Марина Соколовская напомнила, что ООН отмечает Международный женский день с 1975 года и каждый год для него выбирается тема.
– В этом году она звучит довольно витиевато, – отметила Марина Соколовская. – «Задумайся о равенстве, созидай дальновидно, разрабатывай новые методы в целях изменений».
После этого участники клуба стали делиться личными историями, и екатеринбурженка Елена Якубовская вспомнила о том, как праздник 30 лет назад отмечали в школе. По её словам, в детстве они воспринимали 8 марта и 23 февраля не как политические, а как гендерные праздники. Организовывали вечеринки и дискотеки, назначали свидания и проявляли чувства. Мальчики писали для девочек стихи, а однажды подарили пневматические автоматы, стреляющие маленькими шариками.
– У нас был так странно сформирован класс, что девочек было меньше – всего десять. И двадцать три мальчика. Представляете? Мальчикам, конечно, было проще. А нам приходилось выдумывать. И на один из праздников мы сшили им тапочки. У меня, я помню, были какие-то дизайнерские – из бархатного шарфика. А кто-то шил проще – прикладные, чтобы просто надеть их на себя и носить. Двадцать три парня – на каждую девочку пришлось по две-три пары. Но это было забавно и интересно, – рассказала Елена Якубовская. – Если же вернуться к празднику 8 Марта, то для меня он связано с цветами. И я всегда вспоминаю, какой это было мукой в советское время найти цветы. В магазинах были калы, которые никто тогда за цветы не считал, и гортензии, а за всеми остальными цветами стояла очередь. Мы были студентами, денег было мало, и мой муж вместо букета цветов нарисовал мне маленький комикс про покупку этих цветов у прекрасного импозантного грузинского мужчины. Не умею я хранить домашние архивы – листочек не сохранился. Вот так мужчины выворачивались.
Марина Соколовская продемонстрировала один из первых номеров журнала «Трамвай», который выходил в Москве в начале 90-х. Она отметила, что к концу советской эпохи впервые заговорили о двойной нагрузке женщин – она работает на работе и делает все дела по дому. А от мужчины этого вроде бы никто не ждёт. Но журналы, и детские, и взрослые стали выходить с материалами, которые предполагали, что в этот день нужно сделать работу за маму: приготовить еду, купить цветы, прибраться в квартире. Предполагалось, что таким образом мужчина снимает с женщины какую-то часть повседневного бремени.
Константин Якимов, специально приехавший на заседание клуба из Нижнего Тагила, в свою очередь показал коллекцию открыток – 70-х, 80-х и 90-х годов. Он отметил, что во все периоды в открытках обыгрывалась тема восьмёрки – и как знака бесконечности, и как намёка на женские округлости и прелести. Второй момент – это цветы в любых их проявлениях. В 70-е годы была популярна тема мира и интернационализма. Художники рисовали женщин разных народностей и национальностей. К 90-м на открытках появляются пожелания – и самому уже ничего писать и придумывать не надо.
В ходе разговоров стало ясно, что зафиксировать перемену не получается – трансформация праздника из политического в день женщин, а заодно весны, любви, красоты произошла раньше – в середине 80-х.
Лучшей была признана история пенсионерки Ольги Шафрановой, которая рассказала о том, как в школе они ставили спектакли, в институте организовывали праздничные вечера. А на заводе, где она работала, к празднику выпускали стенгазеты с собственными детскими фотографиями, и нужно было по фото отгадать, где кто. Она получила в подарок два блокнота с цитатами из конституции «Каждый имеет право на отдых» и «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».
Следующая встреча клуба «Мои 90-е» будет посвящена книгам и 20-летию выхода в свет романа Виктора Пелевина «Generation П». Она состоится 20 апреля в 18:00.
Предварительная регистрация по телефону +7 909–006–70–70