В зале Свободы Музея Бориса Ельцина прошел камерный перформанс в исполнении актрисы из Великобритании Клэр Перри-Джонс.
Перформанс Alarch (в переводе с валлийского языка – «лебедь» – ред.), который был показан 24 февраля, сплетает в себе древнейший валлийский миф, рассказывающий историю одного мезолитического захоронения в Дании. Согласно ему, ребенок был уложен на лебединое крыло рядом с матерью.
Автор перформанса в белых тонах – актриса, педагог Клэр Перри-Джонс. Её профессиональное кредо – клоунада. Но «Лебедь» скорее наполнит зрителя светлой грустью, нежели веселой улыбкой.
Действие пронизано болью материнской утраты и силой огромного смирения. Для Клэр это личная история. Несколько лет назад она потеряла ребенка, и этот перформанс для нее – память, акт искусства и сеанс психотерапии одновременно.
Для своих выступлений Клэр обычно выбирает места, где человеческая боль ощущается острее всего – хосписы, больницы, детские дома. Именно там, по словам Клэр, она и находит самого благодарного зрителя.
В зале Свободы собралась самая разнообразная публика: зрелые пары, восторженная молодежь, молодые семьи с ребятишками. В погребальную песнь радостно вторгается детский смех и топот маленьких ножек, что кажется символичным и не резонирует с происходящим. Жизнь в который раз побеждает смерть.
Просторное сценическое пространство зала Свободы на время спектакля превращается в камерное. Сцена представляет собой небольшой прямоугольник, подсвеченный молочно-белым холодным светом. Ограничивают сценическое пространство лишь зрительские места. Минимум декораций: грубое белое сукно, отдаленно напоминающее силуэт лебедя, и пожухлая листва, ровной линией расположенная у ног публики.
Зритель, взяв в руки листья, включается в погребальный обряд. С этого момента перформанс становится иммерсивным. Принося листву к условному надгробию, каждый становится участником этого своеобразного ритуала.
В этот момент зритель пересекается с исполнителем. Остальное – напряженная внутренняя работа под удивительную, проникновенную музыку. Клэр говорит, что далеко не все готовы к серьезному духовному усилию. Много раз ей приходилось выслушивать желчные комментарии и возвращать деньги недовольным зрителям, но это лишь укрепило ее желание продолжать.
Клэр никогда не училась академическому вокалу или актерскому мастерству. Но благодаря своей искренности она раз за разом проводит зрителя узкой тропинкой от утраты к светлой грусти принятия. И люди готовы идти за ней. Прагматичные взрослые превращаются в ранимых и чутких детей: теплеют взгляды, смягчаются позы, разглаживаются морщины на лбу. Зрители овациями и объятиями благодарили Клэр.
Кроме того, 20 февраля Клэр Перри-Джонс провела инклюзивный мастер-класс «Красота искусства клоунады».
– Несмотря на сложность и уязвимость фокуса, в основе которого всегда обман, он скрывает в себе потенциальную красоту шутки и очарование нелепости, – говорит Клэр. – Именно этот зазор между юмором и искусством я предлагаю исследовать участникам мастер-класса по клоунаде.
В процессе игры участники взаимодействовали, учились быть открытыми друг другу, смеху, иронии, шутке, хорошему настроению. Особая атмосфера мастер-класса Клэр расположила участников к игре и любопытству, создавая пространство для озорства и приключения, и соответственно для раскрытия творческого потенциала каждого.
– Клэр удивительная, – рассказала Елена Возмищева, руководитель инклюзивных программ в Ельцин Центре, куратор театральной студии «ЗАживое». – Она покорила всех участников мастер-класса, от педагогов до людей с аутизмом. Мы, честно, не знали, чего ждать и как подготовиться к занятию, но Клэр очень чутко отнеслась к каждому. Задания были одновременно простыми и глубокими. Например, выйти из-за кулисы и посмотреть внимательно на каждого. Кто-то пытался играть и быть смешным, похожим на «клоуна», но даже если просто выполнить задание Клэр, то случалась невероятная красота. Это чистый человеческий контакт, который в обычной жизни совсем непросто дается человеку с аутизмом. Еще Клэр рассказала нам, что красный нос – это самая маленькая маска в мире, и за этой маской невозможно спрятаться – она обнажает то, что у человека внутри. И мы почувствовали это на себе.