Кирилл Серебренников показал «Петровы в гриппе» в Ельцин Центре

2 сентября 2021 г.Татьяна Филиппова
Кирилл Серебренников показал «Петровы в гриппе» в Ельцин Центре

В Ельцин Центре в Екатеринбурге 31 августа состоялась российская премьера фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» по роману уральского писателя Алексея Сальникова.

Мировая премьера фильма состоялась в рамках основной программы 74-го Каннского кинофестиваля 12 июля 2021 года. Фильм получил приз за лучшую операторскую работу Владислава Опельянца. Драму (хоррор+комедия, претендующая стать новогодней) тепло приняли зрители на фестивале. Права на прокат фильма приобрели 35 крупнейших международных прокатчиков. В кинозале Ельцин Центра его можно будет смотреть в прокате с 9 сентября.

В Екатеринбурге фильм представляли режиссёр и сценарист Кирилл Серебренников, продюсер Илья Стюарт, исполнители главных ролей Чулпан Хаматова и Семён Серзин, хорошо знакомый театралам по работам Театральной платформы «В Центре».

Поддержать премьеру приехали друзья Кирилла Серебренникова режиссёр Алексей Агранович и актриса Виктория Толстоганова.

Ко встрече со съёмочной группой, которая состоялась после трёх показов картины, присоединился автор романа «Петровы в гриппе и вокруг него» и соавтор сценария Алексей Сальников.

Жители уральской столицы особенно ждали премьеру, потому что действие в романе происходит в Екатеринбурге, в знакомых спальных районах, на знакомых улицах. Однако из-за пандемии режиссёр отложил премьеру на год. Ждали, когда зритель вернётся в кинотеатры. И хотели попасть на Каннский кинофестиваль, который в 2020 был отменён из-за известных событий.

Теперь фильм Кирилла Серебренникова вошел в конкурсную программу 69-го международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Критики предрекают ему счастливую фестивальную судьбу. В эту же программу вошла ещё одна российская драма – «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, получившая главный приз секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Её премьера состоится в Ельцин Центре в начале октября.

На всех трёх показах «Петровых в гриппе» в Ельцин Центре был аншлаг, как и на вечерней встрече с создателями фильма.

На премьеру пришли губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина, начальник городского управления культуры Илья Марков, заместитель главы Екатеринбурга по социальной политике Екатерина Сибирцева, известный предприниматель Андрей Комаров, Татьяна Самойлова, Олег Лоевский, Евгений Горенбург и другие.

Следует отметить, что фильм снят на частные инвестиции – это совместное производство России, Франции и Швейцарии, что дало ему, утверждает Кирилл Серебренников, определённую свободу действий.

В фильме, даже в эпизодических ролях, снялись настоящие звёзды российского кино – Юлия Пересильд (Снегурочка-Марина, которая становится главной героиней черно-белого фильма в фильме), Юрий Колокольников (Аид, который явно из потустороннего мира), Юлия Ауг (вахтёрша из общежития). Кроме того, Сергей Дрейден, Тимофей Трибунцев, Юрий Борисов и даже известный драматург Николай Коляда (водитель катафалка). Тут же отметились не актёры, но очень выразительные персонажи, такие как театровед Любовь Аркус, певец Иван Дорн (Сергей), репер Хаски (покойник, внезапно оживший и запевший), литературный критик Анна Наринская (участница литкружка, цитирующая Мандельштама) и реальные поэты Юлий Гуголев, Шиш Брянский, Андрей Родионов.

Два с половиной часа фильм держит зрителя в напряжении, соединяя в себе два времени: начало двухтысячных и постсоветскую эпоху в виде воспоминаний главного героя. Однако в повествовании на протяжении всего фильма остро прочитывается наша пандемийная действительность, всеобщая лихорадка, ничем не объяснимые действия героев, выпадающие из реальности то в воспоминания, то в галлюцинации. И до конца остаётся у зрителей вопрос: убил ли мальчик, а жена главного героя и мать мальчика – тоже убийца, или всё это ей кажется в гриппозном бреду?

Сюжет фильма разворачивается вокруг семьи Петровых. Он – автослесарь, она – библиотекарь, у них есть сын, но вместе они не живут. Казалось бы, ничего особенного. Но повседневная реальность взрывается в тот момент, когда незадолго до Нового года вся семья заболевает гриппом, и жизнь превращается в сюрреалистическое безумие и обретает мистические черты.

Зрители отметили, что повествование в фильме происходит довольно близко к тексту романа. Однако фильм сложнее, мрачнее, и ярче воздействует на зрителя. «Мне показался роман более спокойным, не таким сумасшедшим, как фильм», – поделился впечатлением один из зрителей. Действительно, Кирилл Серебренников добавил в фильм дополнительные слои и смыслы. Но автор романа не возражал, а, наоборот, полностью доверился мастеру.

Кинокритики подчёркивают, что именно так следовало бы снимать «Мастера и Маргариту». И то, что роман и фильм в полной мере наследуют традиции таких авторов как Михаил Булгаков, Михаил Анчаров («Самшитовый лес»), Владимир Орлов («Альтист Данилов»). Библейские сюжеты, чертовщина, перемешанные с буднями самых обычных людей, заставляют зрителя обращаться к первоисточникам. Как пошутил во время встречи Кирилл Серебренников, к каждому зрителю должен прилагаться роман. Его читать необходимо. Он каждому посоветовал пересмотреть фильм несколько раз, но только после чтения.

Для Серебренникова всё началось именно с прочтения романа. Потом его попросили сделать сценарий для спектакля в «Гоголь-центре». И лишь потом Кирилл взялся за написание сценария к фильму. Он рассказал, что ему удивительно легко работалось с автором романа, за что он ему искренне благодарен. В свою очередь Алексей Сальников признался, что, «только увидев фильм, понял, насколько чокнутый человек мог это написать: «Я не думал, что это будет так визуально впечатлять и действовать шокирующе». На вопрос, принимал ли он участие в съемочном процессе, писатель ответил: «Я киноязыком не владею. Владею, более или менее, русским языком. Какие советы я могу давать такому мастеру, как Серебренников? Он-то мне советов не давал, как книжку писать. Когда я смотрел фильм, я, честно говоря, «офигевал». В том месте, где у меня был переход от безумия к лирике, там он случался и в фильме. У нас с Кириллом случилось совпадение. Меня это радует».

Встреча прошла в тёплой атмосфере. Зрители выходили к микрофонам, неизменно благодарили за роман и за фильм, задавали свои вопросы.

Например, почему не использовалась местная топонимика, ярко присутствующая в романе и вызывающая у горожан радость узнавания. Кирилл Серебренников ответил, что сознательно уходил от этого, чтобы радость узнавания была у всех зрителей из разных городов, чтобы каждый мог «присвоить» себе происходящее.

Но вот выбор Екатеринбурга для премьеры для Кирилла Серебренникова оказался принципиальным. Во-первых, он любит и неплохо знает город. «Для меня это своеобразная компенсация за невозможность снимать кино в Екатеринбурге, о чём лично я сожалею». Когда снимали фильм, Кирилл вынужден был находиться в Москве из-за многочисленных судебных заседаний, на которых должен был присутствовать. Поэтому снимали в павильоне и в местах, похожих на Екатеринбург. Но, поделился Кирилл, в интерьере присутствовало много уральских сувениров, каких-то безделушек, которые собирали и присылали друзья из Екатеринбурга. Внимательный зритель это обязательно увидит.

Актриса Чулпан Хаматова, отвечая на вопросы зрителей, рассказала, что в основном снимали по ночам. Но если Кирилла отпускали пораньше из суда, то успевали снимать дневные сцены.

«Почему вы не дали Дорну спеть? Это же абсолютно логично и напрашивается само собой», – сетовали зрители и поклонники Ивана Дорна. Серебренников объяснил, что сама роль не предполагала никакого пения. Он отметил, что открыл в певце драматическое дарование. Кроме того, Иван Дорн находился в абсолютном контакте со всеми исполнителями, не «тянул одеяло» на себя и не был «лишним» на съёмочной площадке.

На вопрос зрительницы «как вам работалось с нашим Николаем Колядой» режиссёр ответил:

– Екатеринбург должен гордиться тем, что у вас есть такой мастер как Коляда. Мне хотелось, чтобы в фильме было что-то из Екатеринбурга, а он и есть Екатеринбург. Вы когда-нибудь будете гордиться тем, что ходили с ним по одним улицам. Коля приехал, снялся в этой небольшой роли, но сделал ее так щедро, богато, колоритно. Коляда – настоящий, живой, талантливейший человек.

Видеозапись встречи со съёмочной группой фильма "Петровы в гриппе"

Видео: Президентский центр Б.Н. Ельцина

Фильм выйдет во всероссийский прокат 9 сентября. И также будет идти в Ельцин Центре.

Партнером всероссийской премьеры фильма «Петровы в гриппе» стал московский ЦУМ – один из главных модных универмагов мира. В 2021 году ЦУМ стал таким же активным участников городской жизни Екатеринбурга и открыл премиальный пункт выдачи заказов онлайн-магазина tsum.ru на первом этаже Ельцин Центра.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.