Кирилл Мартынов: «Преподавать — значит быть интересным»

3 декабря 2020 г.Михаил Лузин
Кирилл Мартынов: «Преподавать — значит быть интересным»

Каким будет образование в мире после пандемии? Ответ на этот вопрос попытался сформулировать философ, колумнист «Новой газеты» и сооснователь Свободного университета Кирилл Мартынов в своей лекции, которая прошла в Ельцин Центре 25 ноября.

По мнению Кирилла, 2020-й год стал своеобразной точкой перехода. Во-первых, всеобщий вынужденный переход на «удалёнку» высветил проблемы традиционного образования: устаревшие программы, акцент на бессмысленное запоминание материала перед экзаменом, лекции, которые по качеству уступают соответствующим разделам «Википедии» и так далее.

— Сегодня мы, образно выражаясь, справляем поминки по индустриальному знанию. Существующая система образования была создана для того, чтобы массово обучать кадры для заводов и фабрик. Сегодня весь мир пришёл к тому, что она выглядит устаревшей. Архаичными являются постулаты, что все должны знать одно и то же, что оценка ставится в зависимости от того, как хорошо студент запомнил информацию; равно как и идея о том, что образование ты получаешь раз в жизни в возрасте 20 лет и на всю жизнь.

Во-вторых, использование онлайн-платформ во время пандемии привело к переоценке основ преподавания. Так, Zoom положил конец контролю: у преподавателей нет никакой возможности проверить, чем ученик занят во время занятия, если ему не интересно. Настал конец и зубрёжке: монологи преподавателя теряют смысл, если все ошибки и неточности в его изложении материала можно тут же проверить в интернете.

По мнению Кирилла Мартынова, в Zoom гибнет не столько образование, сколько власть преподавателя. «Невозможно заставлять людей делать бессмысленную и неинтересную работу, потому что так надо. Преподавать в эпоху после пандемии — значит быть интересным», — сказал он.

Кирилл Мартынов составил таблицу плюсов и минусов онлайн-образования и пришёл к выводу, что преимуществ больше. Вот положительные моменты:

  • Любой человек может участвовать в занятии
  • Большие возможности для визуализации
  • Удобно делить студентов на группы
  • Можно приглашать гостей и экспертов
  • Очень дёшево
  • Трудно запретить и закрыть

К минусам философ отнёс:

  • Проблемы с оборудованием
  • «Не передаётся энергетика и лиц не видно»
  • Нужны новые модели работы со студентами
  • Существуют ограничения для естественных наук и медицины: здесь нужны практические занятия и опыты

Кирилл Мартынов на основе своего опыта ведения онлайн-лекций на протяжении последних месяцев сформулировал изменения, которые произошли с преподаванием в дистанте:

— Мы отказываемся от формата длинных лекций: дискуссия позволяет гораздо лучше понимать суть проблемы, которую вы объясняете. Стараемся регулярно менять формы работы на семинаре: дебаты, брейнсторминг (мозговые штурмы), выполнение письменных заданий, работа с графикой, интеллектуальные игры, кейс-стадиз, а также ориентируемся на проектную работу — решение конкретных задач совместно со студентами.

По мнению преподавателя, понятие «образованный человек» сегодня обретает иной смысл. Главная функция образования — это не передача знаний сверху вниз, а социализация и проработка невежества. Если раньше образованным считался тот, кто знает обязательные к знанию факты (а необразованным — тот, кто не знает), то в современных реалиях речь идёт о формуле problem solving & networking: образованный человек умеет решать нестандартные проблемы и знает, к кому обратиться, чтобы научиться решать такую проблему (или к тому, кто сможет это сделать за него).

— Если тебя окружают амбициозные люди, тебе тоже хочется что-то делать. На этом строится образование, например, в Гарварде. Ключевая функция хорошего университета — социализация в высококонкурентной среде, стремящейся к солидарности. В российских же реалиях главной функцией университета зачастую становится отсрочка от армии и выполнение ряда социальных ритуалов — «получаю высшее образование, потому что так надо». И в этом смысле вуз становится помехой образованию и рудиментом. Да, вузы контролируют «средства обучения»: аудитории, библиотеки, систему аттестации, но учиться и учить сегодня можно и без оформления документов, и без помещений, что с успехом продемонстрировал дистант.

Как может измениться российская и мировая система образования по итогам пандемии? На этот вопрос Кирилл Мартынов ответил в небольшом комментарии для сайта Ельцин Центра после лекции:

— Мне кажется, будет больше сегментации. Какие-то практики уйдут в онлайн, какие-то нормализуются в качестве именно онлайновых, и будет понятно, что не по каждому вопросу нужно созывать очную конференцию или семинар. С другой стороны, наверное, правы те люди, которые говорят, что больше офлайна станет роскошью. Потому что это действительно дорого. Если ты можешь учиться, не платя за помещение и транспортные расходы, это большая экономия для обеих сторон образовательного процесса.

Так что любое очное образование будет мигрировать в сторону более престижного и более дорогого, но такой простой ответ, пожалуй, можно дать для более развитых рынков. В России и в ряде других стран очень велика сила инерции, и мне кажется, что наша академическая бюрократия при первой возможности попытается сделать вид, что вообще ничего не поменялось, и будет делать так, как делали и в 2010-м, и в 2015-м году. Но так или иначе новые проблемы, связанные с пандемией, всё равно открыли нам новые возможности.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.