Каким будет образование в мире после пандемии? Ответ на этот вопрос попытался сформулировать философ, колумнист «Новой газеты» и сооснователь Свободного университета Кирилл Мартынов в своей лекции, которая прошла в Ельцин Центре 25 ноября.
По мнению Кирилла, 2020-й год стал своеобразной точкой перехода. Во-первых, всеобщий вынужденный переход на «удалёнку» высветил проблемы традиционного образования: устаревшие программы, акцент на бессмысленное запоминание материала перед экзаменом, лекции, которые по качеству уступают соответствующим разделам «Википедии» и так далее.
— Сегодня мы, образно выражаясь, справляем поминки по индустриальному знанию. Существующая система образования была создана для того, чтобы массово обучать кадры для заводов и фабрик. Сегодня весь мир пришёл к тому, что она выглядит устаревшей. Архаичными являются постулаты, что все должны знать одно и то же, что оценка ставится в зависимости от того, как хорошо студент запомнил информацию; равно как и идея о том, что образование ты получаешь раз в жизни в возрасте 20 лет и на всю жизнь.
Во-вторых, использование онлайн-платформ во время пандемии привело к переоценке основ преподавания. Так, Zoom положил конец контролю: у преподавателей нет никакой возможности проверить, чем ученик занят во время занятия, если ему не интересно. Настал конец и зубрёжке: монологи преподавателя теряют смысл, если все ошибки и неточности в его изложении материала можно тут же проверить в интернете.
По мнению Кирилла Мартынова, в Zoom гибнет не столько образование, сколько власть преподавателя. «Невозможно заставлять людей делать бессмысленную и неинтересную работу, потому что так надо. Преподавать в эпоху после пандемии — значит быть интересным», — сказал он.
Кирилл Мартынов составил таблицу плюсов и минусов онлайн-образования и пришёл к выводу, что преимуществ больше. Вот положительные моменты:
- Любой человек может участвовать в занятии
- Большие возможности для визуализации
- Удобно делить студентов на группы
- Можно приглашать гостей и экспертов
- Очень дёшево
- Трудно запретить и закрыть
К минусам философ отнёс:
- Проблемы с оборудованием
- «Не передаётся энергетика и лиц не видно»
- Нужны новые модели работы со студентами
- Существуют ограничения для естественных наук и медицины: здесь нужны практические занятия и опыты
Кирилл Мартынов на основе своего опыта ведения онлайн-лекций на протяжении последних месяцев сформулировал изменения, которые произошли с преподаванием в дистанте:
— Мы отказываемся от формата длинных лекций: дискуссия позволяет гораздо лучше понимать суть проблемы, которую вы объясняете. Стараемся регулярно менять формы работы на семинаре: дебаты, брейнсторминг (мозговые штурмы), выполнение письменных заданий, работа с графикой, интеллектуальные игры, кейс-стадиз, а также ориентируемся на проектную работу — решение конкретных задач совместно со студентами.
По мнению преподавателя, понятие «образованный человек» сегодня обретает иной смысл. Главная функция образования — это не передача знаний сверху вниз, а социализация и проработка невежества. Если раньше образованным считался тот, кто знает обязательные к знанию факты (а необразованным — тот, кто не знает), то в современных реалиях речь идёт о формуле problem solving & networking: образованный человек умеет решать нестандартные проблемы и знает, к кому обратиться, чтобы научиться решать такую проблему (или к тому, кто сможет это сделать за него).
— Если тебя окружают амбициозные люди, тебе тоже хочется что-то делать. На этом строится образование, например, в Гарварде. Ключевая функция хорошего университета — социализация в высококонкурентной среде, стремящейся к солидарности. В российских же реалиях главной функцией университета зачастую становится отсрочка от армии и выполнение ряда социальных ритуалов — «получаю высшее образование, потому что так надо». И в этом смысле вуз становится помехой образованию и рудиментом. Да, вузы контролируют «средства обучения»: аудитории, библиотеки, систему аттестации, но учиться и учить сегодня можно и без оформления документов, и без помещений, что с успехом продемонстрировал дистант.
Как может измениться российская и мировая система образования по итогам пандемии? На этот вопрос Кирилл Мартынов ответил в небольшом комментарии для сайта Ельцин Центра после лекции:
— Мне кажется, будет больше сегментации. Какие-то практики уйдут в онлайн, какие-то нормализуются в качестве именно онлайновых, и будет понятно, что не по каждому вопросу нужно созывать очную конференцию или семинар. С другой стороны, наверное, правы те люди, которые говорят, что больше офлайна станет роскошью. Потому что это действительно дорого. Если ты можешь учиться, не платя за помещение и транспортные расходы, это большая экономия для обеих сторон образовательного процесса.
Так что любое очное образование будет мигрировать в сторону более престижного и более дорогого, но такой простой ответ, пожалуй, можно дать для более развитых рынков. В России и в ряде других стран очень велика сила инерции, и мне кажется, что наша академическая бюрократия при первой возможности попытается сделать вид, что вообще ничего не поменялось, и будет делать так, как делали и в 2010-м, и в 2015-м году. Но так или иначе новые проблемы, связанные с пандемией, всё равно открыли нам новые возможности.