Кирилл Мартынов — о цензуре в интернете и метках несвободы

30 августа 2019 г.Михаил Лузин
Кирилл Мартынов — о цензуре в интернете и  метках несвободы

Интернет был задуман как пространство абсолютной свободы, но остаётся ли он таковым сейчас? Ответ на этот вопрос постарался сформулировать Кирилл Мартынов, доцент Высшей школы экономики и редактор отдела политики «Новой газеты», в своей лекции 25 августа в Медиазале Ельцин Центра. Выступление состоялась в рамках цикла лекций «Интернет и свобода».

Кирилл Мартынов начал свое выступление с замечания, что в первые десятилетия существования всемирной сети в ней действительно практически не было ограничений, и в подтверждение тезиса привёл текст, написанный в 1996 году поэтом, философом и теоретиком киберпространства Джоном Перри Барлоу.

«Мы создаем мир, где любой и везде может выражать его или её убеждения, независимо от того, насколько он необычен, без страха быть принужденным к молчанию или конформизму, — писал Барлоу в Декларации независимости киберпространства, обращаясь к правительствам Земли. — Ваши правовые концепции собственности, выражения, индивидуальности, перемещения и контекста неприменимы к нам. Мы создадим цивилизацию Мысли в киберпространстве. Может, она будет более гуманной и честной, нежели ваши правительства создали прежде».

Однако за прошедшие два с половиной десятилетия интернет изменился. Главное из этих изменений состоит в том, что из достояния довольно узкой группы представителей интеллектуальной элиты сеть стала действительно глобальным явлением.

В настоящий момент из 7,7 млрд жителей планеты онлайн находятся 4,3 млрд. В России интернетом пользуются от 75 до 77 процентов населения. В 2018-м году YouTube стал вторым по популярности поставщиком видеоконтента в стране после Первого канала и, по прогнозу, в 2019-м обгонит и его.

Глубина проникновения интернета вынуждает правительства по всему миру его регулировать.

Порой это принимает комичные формы: так, в Китае запрещено распространение по сети диснеевского мультика про Винни-Пуха, поскольку, по мнению цензоров, герой внешне напоминает нынешнего китайского лидера Си Цзиньпина.

В том же Китае запрещены «Инстаграм» и «Фейсбук», а политика китайского правительства в отношении интернета влияет даже на производителей видеоигр, причём во всемирном масштабе. Чтобы получить доступ на миллиардный китайский рынок, компании обязаны исключить любую возможность упоминания в самой игре, в информации об игроках и даже в чатах слова «Тайвань». И этот фильтр на упоминание независимого от Пекина острова работает даже в Европе и США.

В случае возникновения серьезных общественных неурядиц правительства прибегают к полной блокировке интернета — так было во время недавних демонстраций в Венесуэле — либо требуют удалить нежелательный им контент, как было в Гонконге, где «Фейсбук» и YouTube удалили группы, поддерживающие протестующих. В России известны случаи, когда за лайк или репост можно сесть.

Кирилл Мартынов отметил, что ограничения в интернете существуют и в свободных странах: в Европе и США на законодательном уровне запрещена демонстрация в сети обнаженного тела, а «Фейсбук» не так давно наложил запрет и на откровенное обсуждение сексуальных вопросов. Некоторые апологеты свободы слова в интернете относят к видам цензуры блокировку контента из-за авторских прав.

Так ли плохи ограничения в Интернете – задался вопросом лектор, и привёл пример того, когда свобода слова в сети стала одним из факторов эскалации реального конфликта. Речь зашла о гонениях на народ рохинджа в Мьянме. По словам Мартынова, всё началось в бирманском секторе «Фейсбука»: тысячи бирманцев, этнических буддистов, стали писать посты о том, чем плохи мусульмане-рохинджа и какими способами лучше избавиться от их присутствия в стране. Никакой цензуре эти высказывания не подвергались, как результат — сотни тысяч беженцев были вынуждены покинуть Мьянму.

«Free speech is a new hate speech, — прокомментировал этот и подобные случаи Кирилл Мартынов. — К сожалению, в последнее время принцип свободы слова используется для оправдания негативных высказываний, разжигающих ненависть и рознь». Лектор отметил, что тот же «Фейсбук» с каждым годом вводит всё более жесткую цензуру, и задал аудитории очередной дискуссионный вопрос: может ли цензура и самоцензура быть оправданной?

Является ли одной из разновидностей цензуры политкорректность? Например, негласный запрет на использование слова на Н (n-word) по отношению к афроамериканцам. «Кто-то может сказать, что в русском языке слово «негр» не является оскорбительным, и его можно свободно использовать. И сделать на этом основании спорный вывод, что Россия — свободная страна. Однако для тех, по отношению к кому это слово применяется, оно — метка несвободы, сохранение структур языка, существовавших в те времена, когда предков этих людей делали рабами, — отметил Мартынов. — Пожалуй, здесь действует следующий принцип: когда вы говорите неприятные вещи про того, кто слаб, вы поступаете нехорошо».

Совершенно логичным следствием стандартного определения свободы (невмешательство в дела личности со стороны других лиц) должен стать отказ от преднамеренного оскорбления людей с другими взглядами. считает Мартынов «Если миллионам людей кажется оскорбительным написание «на Украине», то зачем в разговоре с ними настаивать на правилах языка? То же самое касается феминитивов: если девушка называет себя лекторкой или поэткой, пусть будет так!».

Завершил лекцию Мартынов на противоречивой ноте, а именно – призывом к паррезии. Паррезия — это понятие, означающее дерзость и прямоту речи. Паррезия действует «снизу вверх», когда человек, находящийся во власти сильного, говорит ему неприятную правду: философ оппонирует тирану, а гражданин — большинству. «Паррезия — это удовольствие быть неполиткорректным», — отметил лектор.

Лекция Кирилла Мартынова в Ельцин Центре

После лекции Кирилл Мартынов ответил на несколько вопросов для сайта Ельцин Центра:

— Вы часто бываете в Екатеринбурге. Почему?

— Да, я в Екатеринбурге, наверное, в десятый раз. Стараюсь чаще здесь бывать, мне нравится. Знаете, Россия, даже её уральская часть — Пермь, например — там уныние чувствуется. А в Екатеринбурге нет. Здесь много молодых людей, и видно, что в жизни все время происходят изменения.

— Какие у вас ощущения от Ельцин Центра?

— Думаю, что люди, которые его делали, — большие профессионалы. Экспозиция вызывает эмоциональный отклик, и на фоне этого эмоционального отклика можно понять новейшую историю России — а нам довольно сильно не хватает рефлексии о ней. Если завершить дифирамбы, то можно покритиковать музей за некритическое восприятие фигуры первого президента. Но, наверное, это предполагается форматом мемориального центра.

— Какие воспоминания у вас остались о 90-х?

— Мое поколение было в это время детьми и тинейджерами, и, с одной стороны, для нас это был заповедник — взрослые явно сталкивались с большим количеством проблем и нас в них не посвящали. С другой стороны, за эти десять лет всё очень быстро поменялось, и у меня скорее позитивные ассоциации с девяностыми. Это было сложное, но яркое время.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.