Стартовал новый авторский цикл руководителя Киноклуба Ельцин Центра, киноведа, преподавателя ГИТИСа Вячеслава Шмырова «Кинопутешествия» — об особенностях советского восприятия шедевров мирового кино.
Первая встреча цикла 14 октября была посвящена культовой голливудской ленте французского режиссёра Жюльена Дювивье «Большой вальс» — о жизни «короля вальса», величайшего австрийского композитора XIX века, дирижёра, скрипача Иоганна Штрауса. Впервые советский зритель увидел фильм в 1940 году, после присоединения к СССР Прибалтики, Западных Белоруссии и Украины. Он был объявлен трофейным и широко демонстрировался в кинотеатрах, став культовым для людей предвоенного и военного поколений. Зрители ходили на него по несколько раз.
О нём с восторгом писали Виктор Астафьев, Юрий Никулин, Андрей Петров и Эльдар Рязанов, а режиссёр Сергей Колосов вспоминал, что вернувшийся из лагерей актёр и режиссёр Алексей Дикий, будущий исполнитель роли Сталина, оказавшись в Москве, первым делом устремился в кинотеатр смотреть этот фильм.
В годы войны не показывали развлекательных фильмов, многие кинотеатры были закрыты и использовались по другому назначению. Однако после окончания войны коллекция трофейных фильмов значительно пополнилась, и в 1950 году на афишах вновь появился «Большой вальс» уже с русским дубляжом, озвученный на студии им. Горького. Фильм посмотрели более пятидесяти миллионов зрителей.
Это был сложнейший для кино период «малокартинья» (1943–1953 гг.). Вячеслав Шмыров рассказал, что существовала легенда о том, как Сталин поинтересовался, сколько снимается фильмов в год. Ему сказали: «Семьдесят». «А хороших?» — спросил Сталин. «Тридцать». «А очень хороших?». «Десять». «Давайте снимать десять фильмов, но очень хороших!» — вынес вердикт Сталин.
Вячеслав рассказал, как повлияла трофейная голливудская лента на творчество известных отечественных актёров, режиссёров, композиторов и какое впечатление она производила на зрителя. К моменту приглашения в Голливуд представитель поэтического реализма Жюльен Дювивье уже снял двенадцать фильмов, в том числе звуковых: «Славная компания» и «Бальная записная книжка». И если многих режиссёров, даже таких именитых, как Чаплин и Эйзенштейн, появление звука в кино «поставило на паузу», то Дювивье, наоборот, увидел в этом новые возможности для кино. Работа в Голливуде очень помогла Дювивье, он не остался без дела во время оккупации Франции, как многие его коллеги. Продолжал снимать.
Анализируя его творчество, мы находим русский след в таком фильме, как «Анна Каренина» с Вивьен Ли в главной роли. Но уже и в «Большом вальсе», снятом незадолго до войны, существовал русский след. Все аранжировки музыки Штрауса сделал Дмитрий Тёмкин — американский композитор российского происхождения, четырёхкратный обладатель премии «Оскар», двадцать два раза номинировавшийся на неё, внёсший большой вклад в развитие киномузыки.
В его послужном списке величайшие фильмы: «Эта прекрасная жизнь» Фрэнка Капры, «Красная река» Говарда Хоукса, «Незнакомцы в поезде» Альфреда Хичкока. И даже спустя тридцать лет после его смерти написанную им музыку использовал Квентин Тарантино в «Бесславных ублюдках».
Тёмкин аранжировал музыку американской версии фильма «Разгром немецких войск под Москвой», получившей «Оскар» в 1942 году, и считал это большой честью для себя. Его последней работой стал фильм Игоря Таланкина «Чайковский» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, также номинировавшийся на Оскар в 1971 году.
«Большой вальс» был выдвинут на четыре номинации, но получил «Оскар» лишь за операторскую работу.
Ещё один российский след в фильме Жюльена Дювивье — это исполнительница главной роли актриса Милица Корьюс. Она была рождена в Российской империи. Её отец — то ли эстонец, то ли швед — служил в московском гарнизоне. Какое-то время Милица училась в московской женской гимназии, и её одноклассницей была будущая актриса Вера Марецкая. В этом и есть единство мира, убеждён Вячеслав Шмыров.
«Большим вальсом» была очарована маленькая Люся Гурченко, посмотревшая его ещё в довоенном Харькове. Это детское впечатление определило её творческую судьбу.
Фильм произвёл сильнейшее впечатление и на Эльдара Рязанова. И даже в его последней ленте «Андерсен. Жизнь без любви», его духовном завещании, главный герой влюбляется в оперную диву и не замечает любви обычной девушки, которая находится рядом с ним. Такой же любовный треугольник и прямая отсылка к «Большому вальсу».
Андрей Петров, написавший музыку ко многим фильмам Рязанова, в детстве мечтал стать писателем, но, посмотрев фильм «Большой вальс», твёрдо решил стать композитором.
Когда военные действия перешли на территорию Польши, Сталин распорядился подготовить марш по Москве немецких военнопленных, захваченных в ходе операции «Багратион» летом 1944 года, который тут же приобрёл кодовое название «Большой вальс». Оказалось, что и Сталин был поклонником этого фильма и смотрел его не один раз. На кадры хроники этого события, которые демонстрировались во всех кинотеатрах, также были наложены звуки вальса Иоганна Штрауса.
В 1966 году на экраны вышла экранизация популярной в 1960-х годах пьесы Леонида Зорина «Друзья и годы» — о судьбах одного поколения советских людей в период с 1930 по 1960 годы. В нём звучит песня «Это было недавно», блестяще исполненная Олегом Анофриевым. Она посвящена, конечно, «Большому вальсу» и объясняет тёплое отношение к фильму не только фронтовиков, но и людей самых разных поколений.
На вечернем сеансе в небольшом городке
Пела песню актриса на чужом языке.
Сказку Венского леса я услышал в кино,
Это было недавно, это было давно.
Разве мог я подумать, мог поверить тогда
В то, что с юностью нашей расстаюсь навсегда.
Но остался надолго этот вальс из кино
Это было недавно, это было давно.
Этим дням не подняться и не встать из огня.
Что же вальс этот старый всюду ищет меня?
Будто вновь мы с тобою в полутёмном кино,
Это было недавно, это было давно.
Позже она вошла в репертуар Эдуарда Хиля, он исполнил её впервые на «Голубом огоньке» 1976 года.
В «Большом вальсе» много танцев и музыки, это тёплое и трогательное кино, лёгкое, наивное и откровенно развлекательное. Так почему же у него так много поклонников? Во-первых, это гениальная музыка Штрауса, которая никого не оставляет равнодушным. Во-вторых, ответом можно считать слова героини Татьяны Пилецкой из фильма «Прощание с Петербургом», который, кстати, тоже посвящён Иоганну Штраусу. Она говорит: «Нам не хватает легкомыслия, мы только и хотим, что нести свой крест и страдать!».
Но лучше всех ответил на вопрос Виктор Астафьев: «В моей жизни фильм „Большой вальс“ — особая статья. Когда меня спрашивают, был ли я когда-нибудь счастлив, твёрдо отвечаю: „Да! Был!“ — и рассказываю про тот день, точнее про зимнюю заполярную ночь, когда брёл, гонимый пургой, и прибрёл к кинотеатру, как увидел рекламу фильма, как дрогнуло во мне что-то, как я решил найти рубль и нашёл его, как смотрел „Большой вальс“ и почти весь фильм уливался слезами от умиления и ещё от чего-то, мной тогда, да и по сию пору до конца не отгаданного. Фильм этот был ещё и тем хорош, что познакомил нас, уставших от маршей и барабанного боя, с нежной музыкой, и она стала звучать по радио и в залах».
«Кинопутешествие» завершилось кадрами из фильма «Большой вальс».
Следующие встречи цикла посвящены таким же широко известным фильмам: «Семь самураев» Акиры Куросавы, «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини и «Аталанта» Жана Виго.