Кинопутешествия: «Большой вальс» — для уставших от маршей

10 ноября 2023 г.Татьяна Филиппова
Кинопутешествия: «Большой вальс» — для уставших от маршей

Стартовал новый авторский цикл руководителя Киноклуба Ельцин Центра, киноведа, преподавателя ГИТИСа Вячеслава Шмырова «Кинопутешествия» — об особенностях советского восприятия шедевров мирового кино.

Первая встреча цикла 14 октября была посвящена культовой голливудской ленте французского режиссёра Жюльена Дювивье «Большой вальс» — о жизни «короля вальса», величайшего австрийского композитора XIX века, дирижёра, скрипача Иоганна Штрауса. Впервые советский зритель увидел фильм в 1940 году, после присоединения к СССР Прибалтики, Западных Белоруссии и Украины. Он был объявлен трофейным и широко демонстрировался в кинотеатрах, став культовым для людей предвоенного и военного поколений. Зрители ходили на него по несколько раз.

О нём с восторгом писали Виктор Астафьев, Юрий Никулин, Андрей Петров и Эльдар Рязанов, а режиссёр Сергей Колосов вспоминал, что вернувшийся из лагерей актёр и режиссёр Алексей Дикий, будущий исполнитель роли Сталина, оказавшись в Москве, первым делом устремился в кинотеатр смотреть этот фильм.

В годы войны не показывали развлекательных фильмов, многие кинотеатры были закрыты и использовались по другому назначению. Однако после окончания войны коллекция трофейных фильмов значительно пополнилась, и в 1950 году на афишах вновь появился «Большой вальс» уже с русским дубляжом, озвученный на студии им. Горького. Фильм посмотрели более пятидесяти миллионов зрителей.

Это был сложнейший для кино период «малокартинья» (1943–1953 гг.). Вячеслав Шмыров рассказал, что существовала легенда о том, как Сталин поинтересовался, сколько снимается фильмов в год. Ему сказали: «Семьдесят». «А хороших?» — спросил Сталин. «Тридцать». «А очень хороших?». «Десять». «Давайте снимать десять фильмов, но очень хороших!» — вынес вердикт Сталин.

Вячеслав рассказал, как повлияла трофейная голливудская лента на творчество известных отечественных актёров, режиссёров, композиторов и какое впечатление она производила на зрителя. К моменту приглашения в Голливуд представитель поэтического реализма Жюльен Дювивье уже снял двенадцать фильмов, в том числе звуковых: «Славная компания» и «Бальная записная книжка». И если многих режиссёров, даже таких именитых, как Чаплин и Эйзенштейн, появление звука в кино «поставило на паузу», то Дювивье, наоборот, увидел в этом новые возможности для кино. Работа в Голливуде очень помогла Дювивье, он не остался без дела во время оккупации Франции, как многие его коллеги. Продолжал снимать.

Анализируя его творчество, мы находим русский след в таком фильме, как «Анна Каренина» с Вивьен Ли в главной роли. Но уже и в «Большом вальсе», снятом незадолго до войны, существовал русский след. Все аранжировки музыки Штрауса сделал Дмитрий Тёмкин — американский композитор российского происхождения, четырёхкратный обладатель премии «Оскар», двадцать два раза номинировавшийся на неё, внёсший большой вклад в развитие киномузыки.

В его послужном списке величайшие фильмы: «Эта прекрасная жизнь» Фрэнка Капры, «Красная река» Говарда Хоукса, «Незнакомцы в поезде» Альфреда Хичкока. И даже спустя тридцать лет после его смерти написанную им музыку использовал Квентин Тарантино в «Бесславных ублюдках».

Тёмкин аранжировал музыку американской версии фильма «Разгром немецких войск под Москвой», получившей «Оскар» в 1942 году, и считал это большой честью для себя. Его последней работой стал фильм Игоря Таланкина «Чайковский» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, также номинировавшийся на Оскар в 1971 году.

«Большой вальс» был выдвинут на четыре номинации, но получил «Оскар» лишь за операторскую работу.

Ещё один российский след в фильме Жюльена Дювивье — это исполнительница главной роли актриса Милица Корьюс. Она была рождена в Российской империи. Её отец — то ли эстонец, то ли швед — служил в московском гарнизоне. Какое-то время Милица училась в московской женской гимназии, и её одноклассницей была будущая актриса Вера Марецкая. В этом и есть единство мира, убеждён Вячеслав Шмыров.

«Большим вальсом» была очарована маленькая Люся Гурченко, посмотревшая его ещё в довоенном Харькове. Это детское впечатление определило её творческую судьбу.

Фильм произвёл сильнейшее впечатление и на Эльдара Рязанова. И даже в его последней ленте «Андерсен. Жизнь без любви», его духовном завещании, главный герой влюбляется в оперную диву и не замечает любви обычной девушки, которая находится рядом с ним. Такой же любовный треугольник и прямая отсылка к «Большому вальсу».

Андрей Петров, написавший музыку ко многим фильмам Рязанова, в детстве мечтал стать писателем, но, посмотрев фильм «Большой вальс», твёрдо решил стать композитором.

Когда военные действия перешли на территорию Польши, Сталин распорядился подготовить марш по Москве немецких военнопленных, захваченных в ходе операции «Багратион» летом 1944 года, который тут же приобрёл кодовое название «Большой вальс». Оказалось, что и Сталин был поклонником этого фильма и смотрел его не один раз. На кадры хроники этого события, которые демонстрировались во всех кинотеатрах, также были наложены звуки вальса Иоганна Штрауса.

В 1966 году на экраны вышла экранизация популярной в 1960-х годах пьесы Леонида Зорина «Друзья и годы» — о судьбах одного поколения советских людей в период с 1930 по 1960 годы. В нём звучит песня «Это было недавно», блестяще исполненная Олегом Анофриевым. Она посвящена, конечно, «Большому вальсу» и объясняет тёплое отношение к фильму не только фронтовиков, но и людей самых разных поколений.

На вечернем сеансе в небольшом городке

Пела песню актриса на чужом языке.

Сказку Венского леса я услышал в кино,

Это было недавно, это было давно.

Разве мог я подумать, мог поверить тогда

В то, что с юностью нашей расстаюсь навсегда.

Но остался надолго этот вальс из кино

Это было недавно, это было давно.

Этим дням не подняться и не встать из огня.

Что же вальс этот старый всюду ищет меня?

Будто вновь мы с тобою в полутёмном кино,

Это было недавно, это было давно.

Позже она вошла в репертуар Эдуарда Хиля, он исполнил её впервые на «Голубом огоньке» 1976 года.

В «Большом вальсе» много танцев и музыки, это тёплое и трогательное кино, лёгкое, наивное и откровенно развлекательное. Так почему же у него так много поклонников? Во-первых, это гениальная музыка Штрауса, которая никого не оставляет равнодушным. Во-вторых, ответом можно считать слова героини Татьяны Пилецкой из фильма «Прощание с Петербургом», который, кстати, тоже посвящён Иоганну Штраусу. Она говорит: «Нам не хватает легкомыслия, мы только и хотим, что нести свой крест и страдать!».

Но лучше всех ответил на вопрос Виктор Астафьев: «В моей жизни фильм „Большой вальс“ — особая статья. Когда меня спрашивают, был ли я когда-нибудь счастлив, твёрдо отвечаю: „Да! Был!“ — и рассказываю про тот день, точнее про зимнюю заполярную ночь, когда брёл, гонимый пургой, и прибрёл к кинотеатру, как увидел рекламу фильма, как дрогнуло во мне что-то, как я решил найти рубль и нашёл его, как смотрел „Большой вальс“ и почти весь фильм уливался слезами от умиления и ещё от чего-то, мной тогда, да и по сию пору до конца не отгаданного. Фильм этот был ещё и тем хорош, что познакомил нас, уставших от маршей и барабанного боя, с нежной музыкой, и она стала звучать по радио и в залах».

«Кинопутешествие» завершилось кадрами из фильма «Большой вальс».

Следующие встречи цикла посвящены таким же широко известным фильмам: «Семь самураев» Акиры Куросавы, «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини и «Аталанта» Жана Виго.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.