Открытие киноклуба, которого так ждали завсегдатаи Ельцин Центра, состоялось. Первое заседание было посвящено фильму Марлена Хуциева «Застава Ильича», который в авторском варианте двадцать три года пролежал на полке. Изрядно порезанным и идеологически почищенным он вышел в прокат под названием «Мне двадцать лет».
Режиссер фильма Марлен Хуциев не смог приехать по состоянию здоровья, он пригласил представить фильм и открыть киноклуб исполнительницу главной женской роли, заслуженную артистку РСФСР Марианну Вертинскую. Вместе с ней рассказать о «Заставе Ильича» приехала Генриетта Перьян, известный фотограф, «неукротимый летописец культурной жизни страны». В начале 60-х она училась на операторском факультете ВГИКа и проходила стажировку в съемочной группе Хуциева. Даже на сцене в качестве почетного гостя она продолжала снимать своих коллег и зрительный зал.
Открытие Киноклуба Ельцин Центра
Видео: Александр Поляков
Вячеслав Шмыров, ведущий Киноклуба Ельцин Центра, передал поздравления от режиссера всем собравшимся в кинозале, а также обещание приехать в мае с фильмом «Был месяц май» и рабочей версией фильма «Невечерняя», посвященной встрече двух больших писателей – Толстого и Чехова.
Ведущий киноклуба рассказал, почему выбор первого фильма для просмотра выпал на «Заставу Ильича». Во-первых, несомненно, это культовый фильм. Во-вторых, замечательная, лирическая история о поколении, которое формировалось после ХХ съезда партии. В третьих, фильм точно отражает состояние общества и настроение молодежи 60-х.
Работа над фильмом началась в 1959 году, а на экраны он вышел только в 1965-м. И тут же стал одним из символов эпохи «оттепели». Премьера авторского варианта состоялась 29 января 1988 года в Доме кино. Сегодня, по прошествии более пятидесяти лет, фильм продолжает быть актуальным. Те, кто начинали актерскую карьеру в «Заставе Ильича», стали знаменитыми артистами: Станислав Любшин, Николай Губенко, Марианна Вертинская. Андрей Тарковский и Андрон Кончаловский стали культовыми режиссерами. Исполнитель главной роли Валентин Попов больше никогда не снимался в кино.
Следует отметить, что к моменту начала съемок исполнительница главной роли не имела ни серьезного опыта, ни актерского образования, она только-только закончила школу и работала младшим научным сотрудником в Математическом институте имени В.А. Стеклова. О кинокарьере не помышляла. Ее присмотрел Сергей Герасимов в небольшом эпизоде у Анатолия Эфроса в фильме «Високосный год» и настоятельно рекомендовал Хуциеву обратить на нее внимание. Первые же пробы показали, что случилось попадание «в яблочко».
Участники клуба посмотрели и обсудили три ключевых фрагмента фильма. Первый, относящийся к началу фильма – первомайская демонстрации, где главные герои знакомятся между собой. Вячеслав Шмыров рассказал, что сцена знакомства была снята в первый же съемочный день, на настоящей первомайской демонстрации 1961 года. Надо понимать, что это был за год. Меньше месяца назад Юрий Гагарин полетел в космос. Вернулся героем. Люди с восторгом принимали это достижение, испытывали душевный подъем и гордость. И, конечно, это была самая красивая первомайская демонстрация. Люди были особенно нарядными. Часть съемок было произведено «скрытой камерой». Камеру погрузили в спортивную сумку, сделали прорезь для объектива и, не имея возможности никак регулировать изображение, снимали с хрупкого плеча Маргариты Пилихиной, одной из первых женщин-операторов. Камеры были тяжелыми, поэтому особенно удивляет качество съемки – камера движется с огромной скоростью, но никакого дрожания изображения нет.
– Это одна из моих самых любимых сцен в картине, – призналась Вертинская, – она такая живая. Без этого фильма современная молодежь не узнала бы, как мы искренне радовались этим демонстрациям, какое это было счастье ходить с флагами и транспарантами. Наш папа, проживший двадцать пять лет вне родины, очень любил водить нас на парады и демонстрации. Мы шли по Красной площади с флажками, видели, какой душевный подъем переживают люди, как они объединены. Мы тоже радовались.
Второй эпизод из фильма, который был подготовлен к показу и обсуждению, – вечеринка в доме главной героини, на которой присутствует «золотая» молодежь. Анна из обеспеченной семьи, в отличие от главного героя. У него отец погиб на войне. Мама одна поднимала двоих детей. Чтобы помочь семье, Сергей после армии сразу пошел работать. Ему не понравились друзья Анны, и он ушел с вечеринки.
Среди «золотой» молодежи были Андрей Тарковский и Андрон Кончаловский. Марианне сразу задали вопрос, принадлежали ли сестры Вертинские к «золотой» молодежи.
– Мы никогда не относились к «золотой» молодежи и к кино не имели никакого отношения. Мы знали друзей папы, которые бывали у нас в доме – Рубена Симонова, Александра Птушко. Были актеры из театров, но в основном – старшее поколение. Мы общались с ними. С Андроном познакомились уже на съемках «Заставы Ильича». После съемок небольшой компанией захаживали в ресторан ВТО или в ЦДЛ потанцевать.
Вопрос из зала: «Тарковский уже был Тарковским?»
– Он снял свою дипломную работу «Каток и скрипка». Его заметили, – продолжила Марианна Вертинская. – В 1961 году он уже начал снимать «Иваново детство». Мы не знали его, но очень хорошо знали его отца – Арсения Тарковского, поэта поколения Анны Ахматовой и блистательного переводчика. В нашей семье всегда читали книги.
Новый вопрос к Марианне Вертинской:
«В фильме Тарковский выглядит стилягой, каким он был на самом деле?»
– Он не был ни стилягой, ни пижоном, – рассказала Марианна Вертинская. – Он был невысокого роста, но очень хорошо сложен. Двигался мягко, по-кошачьи. И умел быть элегантным. Простые вещи на нем смотрелись хорошо. Он знал, как их носить. Думаю, на съемки к Хуциеву они напросились с Андроном Кончаловским. Вокруг фильма было много шумихи. Хуциев после «Весны на Заречной улице» был знаменитым. Оператор Рита Пилихина тоже была легендой. Многие хотели попасть на съемочную площадку. Кстати, Тарковский звал меня на пробы «Иванова детства» на роль, которую потом сыграла Валентина Малявина. Я ему призналась, что уже снимаюсь у Хуциева, на что он мне сказал: «Но я же – Тарковский!» Я отшутилась: «А он – Хуциев!» У нас на картине был целый букет будущих знаменитостей. Один Гена Шпаликов чего стоил. Его песни распевала вся Москва.
Вячеслав Шмыров поинтересовался у Генриетты Перьян, какие подробности она помнит из знаменитой сцены.
– Декорация была очень небольшая, освещение выключали, чтобы не было жарко и репетировали в темноте, – припомнила Генриетта Перьян. – На съемочной площадке я даже не пыталась снимать. Ну, кто я тогда была такая? Студентка второго курса. А вот за пределами площадки я всех фотографировала: и Шпаликова, и Тарковского, и Кончаловского, и совсем молоденькую Светлану Светличную. Меня впечатлило то, как она исполняла песню. Потом ее, правда, переозвучили, но пела она задушевно. Жаль, что этот ее дар не использовали режиссеры.
Следующим, центральным эпизодом был вечер поэтов в Политехническом, куда главная героиня пригласила главного героя. В Политехническом выступали самые известные поэты эпохи – Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава. Борис Слуцкий читает стихи своих друзей – Михаила Кульчицкого и Павла Когана, погибших на войне. Это настоящий вечер, вернее много вечеров, собранных в один эпизод. Он продолжает антологию 60-х. Все понимают, что помимо главной сцены фильма, это еще и яркое, завораживающее свидетельство времени.
Генриетта Перьян показала собственные кадры, где поэты собирают стадионы. Пятнадцать тысяч москвичей и гостей столицы на стадионе в Лужниках – грандиозное зрелище. Любовь к поэзии огромна. Поэты – кумиры. Поэзия – нравственность страны. Все это отражено в фильме.
Возник вопрос: «Как в кадре оказались поэты старшего поколения: Михаил Светлов и Григорий Поженян?»
– Мы дружили, – пояснила Марианна Вертинская. – Не было намерения показать конфликт «отцов и детей». Его и не было. Мы бывали в одних ресторанах, на одних мероприятиях. Нас по-дружески поправлял Светлов, и нам не было обидно. Мы их обожали. Если мы куда-то отправлялись компанией, они к нам присоединялись. Гриша все время травил байки и анекдоты. Они были абсолютно «наши». Мы учились у них юмору, ироничному отношению к себе.
Вопрос: «Скажите, реально они снимались в Политехническом?» Генриетта Перьян рассказала, что для Светлова и Слуцкого, а так же для кадров с главными героями был выстроен фрагмент зала Политехнического музея в съемочном павильоне Киностудии им. Горького. Уже потом все эпизоды смонтировали в единый видеоряд.
– Пока наши актеры танцевали в ВТО, мы с Маргаритой Михайловной (Пилихиной – оператором фильма) вдохновенно ползали по крышам и искали виды. Вы, наверное, обратили внимание, в фильме много московских крыш. Нам нужны были дома под снос. Помните, герой Любшина разбивает страшной чугунной «бабой» стену старого дома. Фактически фильм запечатлел снос Арбата. И это тоже примета времени. Люди жаждали обновления. Сейчас смотришь эти кадры, и сердце кровью обливается, а тогда это было частью построения будущего.
Генриетта Перьян передала в дар Музею Б.Н. Ельцина коллекцию фотографий.
Зрители поблагодарили почетных гостей киноклуба Марианну Вертинскую и Генриетту Перьян и ведущего киноклуба, киноведа и критика Вячеслава Шмырова.
Марианна Вертинская пожелала киноклубу процветания, а его участникам – счастья и настоящих друзей.
– Дружите! – обратилась она зрителям. – Ходите друг к другу в гости. Привечайте друзей, балуйте их чаями. Пусть будет теплым ваш дом. Пусть дружат ваши дети и внуки. Прививайте им эту привычку. Дружба – великая вещь!
Вячеслав напомнил, что билеты, приобретенные на творческий вечер Марлена Хуциева, дают право посещения обоих вечеров – 4 февраля и в мае.
О новых сроках встречи с Марленом Хуциевым организаторы киноклуба сообщат дополнительно.
Следующее заседание Киноклуба Ельцин Центра состоится 18 февраля.