Очередную лекцию из цикла «Кино эпохи перемен» 23 апреля прочёл киновед, член Российской академии кинематографических искусств, руководитель киноклуба в Ельцин Центре Вячеслав Шмыров. Она была посвящена появлению первых агентов и актёрских агентств в 90-х и начале нулевых.
В то время, когда, по свидетельству современников, по «Мосфильму» гулял ветер и архивы с фотопробами пылились на полках, заниматься трудоустройством актёров было просто некому. Однако кино снималось и было оно скорее мужским, чем женским. Время требовало появления новых героев. И именно в 90-е заговорили о феномене «четырех М» – чрезвычайно востребованных и по сей день актёрах, кумирах поколения и секс-символах: Олеге Меньшикове, Владимире Машкове, Сергее Маковецком и Евгении Миронове.
К разговору в Zoom присоединились директор первого актёрского агентства в России Лариса Исаева, теперь проживающая в Тбилиси, и киновед и актёрский агент с шестнадцатилетним стажем Дмитрий Савельев из Санкт-Петербурга, среди прочих открывший талант актёра и режиссёра Данилы Козловского, в марте представлявшего премьеру своего фильма «Чернобыль» в киноклубе Ельцин Центра.
Ларисе Исаевой мысль о создании агентства пришла в августе 1991 года на баррикадах у Белого дома. Воздух свободы подарил ощущение того, что пора заняться тем, о чём давно мечтала. Она уже прочитала на тот момент бестселлер Игоря Кокарева «Кино как бизнес и политика» о киноиндустрии в США и ей захотелось сделать что-нибудь подобное. Сначала родилось актёрское агентство «Макс», названное в честь сына. Первыми клиентами стали друзья: Александр Балуев, Татьяна Лютаева и Анна Каменкова.
Балуев познакомил её с завлитом Театра Ермоловой Галиной Боголюбовой, сказав при этом: «Вы обе такие сумасшедшие, вам надо дружить!». Вместе они создали агентство «Богис», которое занималось ещё и антрепризами. Название составили из аббревиатур двух фамилий.
Первую свою работу «Нижинский» по пьесе, которую Олег Меньшиков привёз из Лондона, сделали на деньги тамбовских цеховиков, которые шили кроличьи шапки в промышленных масштабах. Будучи продюсером проекта, Лариса им сказала: «Вы можете купить себе ещё парочку домов и мерседесов, но что вы оставите своим детям? Чем они будут гордиться?». Сработало. Денег дали, особо не беспокоили и приехали уже только на банкет по поводу премьеры.
Денег на аренду офиса не было и первые два года агентства существовали в квартире Ларисы Исаевой. Это был проходной двор, но соседи смирились, встречая на лестничной клетке то Олега Янковского, то Игоря Костолевского, то Валерия Николаева и Ирину Апексимову, то Дмитрия Певцова, Ольгу Дроздову, Сергея Маковецкого. Особенно тяжко было, признаётся Лариса, когда Митта и Абдрашитов проводили кастинги для своих картин.
Агентство активно им в этом помогало и очень скоро появились деньги. Агентство стало пополняться новыми клиентами из актёрской среды. Окончательное признание пришло с одним из лучших сериалов, снимавшихся в 90-х и вышедших в 2002–2003 годах – «Спецназ», где снимались в основном клиенты «Макс» и «Богис». Это Александр Балуев, Алексей Кравченко, Эвклид Курдзидис, Владислав Галкин и Александр Дедюшко.
Приходилось терпеть и скверные характеры, и звёздные болезни, быть психотерапевтом, «грозить пальчиком», но иногда, говорит Лариса, хотелось и в ноги упасть и сказать: «Ты – гений! Ты – лучший!».
– Я давно запретила себе ожидать какого-либо «спасибо», – продолжает Лариса. – В конце концов, это не бесплатно. Мы работаем за процент. И это бизнес. Другое дело, что дружба с актёром иногда помогает, а иногда очень мешает. Не все понимают, где мы дружим, а где уже работаем. Чем талантливее актёр, тем он сложнее. Но я своим прощаю всё и всегда.
Однажды к Ларисе пришёл Дмитрий Савельев с глянцевой фотографией тогда ещё студента Данилы Козловского и сказал, что хочет открыть своё агентство. «Ты блестящий журналист, известный критик. Зачем тебе это?» – взмолилась Исаева. «Хочу попробовать!» – коротко ответил он. И она передала ему комплекты договоров и самых разных необходимых документов, чтобы он мог начать. Сегодня агентству Дмитрия Савельева шестнадцать лет, и оно одно из крупнейших и самых успешных в стране.
Несмотря на успешность, всё-таки есть предел количеству клиентов агентства. Лариса и Дмитрий сошлись во мнении, что клиентов не должно быть более двухсот. Это оптимальное число актёров, которое можно удерживать в поле внимания, следить за их творчеством, удачами, неудачами – быть в курсе жизни своих подопечных.
Вячеслав Шмыров спросил у своих визави, как они относятся к идее, возникшей у нового министра культуры Ольги Любимовой, создать единую актёрскую базу. В советское время такие базы были на всех киностудиях страны. Были и объединённые базы, что позволяло находить новые лица в глубинке, как это произошло с актёрами провинциальных театров Борисом Плотниковым, Андреем Болтневым, Николаем Чиндяйкиным.
Сегодня профессиональные базы содержит интернет, но только агент точно знает сильные и слабые стороны своего артиста. Только агент прочитает сценарий, изучит реноме режиссёра и с известной степенью ответственности посоветует принимать или не принимать очередное предложение, и если принимать, то на каких условиях, какие выдвинуть требования, чтобы работа была не просто вовремя оплаченной, но и комфортной.
Обсудили и ещё одно новшество, возникшее во время самоизоляции – самопробы, которые актёры сами снимают на видео. Они существовали всегда, считает Савельев, особенно за рубежом. И ничего в этом сложного нет, надо лишь чётко установить критерии и технические параметры видеосъёмки. Если для нас это новшество, продиктованное временем, то мы должны как можно скорее освоить его. Так мы работали с зарубежными партнёрами, подтвердил Дмитрий, и десять, и пятнадцать лет назад.
От актёра зависит, будет ли это «самотык» или очередная фаза в освоении роли. Если ты великий артист, шутит Лариса, то сможешь сыграть и телефонную книгу. Это этюд, это твоя работа. Она напомнила, что похожие самопробы снимали с Александром Балуевым для Спилберга в 1995 году.
– Мы получили фрагмент сценария с полной характеристикой персонажа, – рассказала Лариса. – Это было очень удобно. Мы отсняли с Сашей вдвоём пробы на английском языке и отослали Спилбергу, после чего его пригласили на пробы в Братиславу. Они хотели 62-летнего актёра, Балуеву было 33 и мне пришлось убеждать их в том, что вы не найдёте актёра такого возраста, говорящего на английском языке. Кроме того, сказала я им, после Афганистана у нас много молодых генералов. Они мне поверили.
Агентства работают не только с маститыми актёрами, но и с молодыми, начинающими артистами, вчерашними студентами. И даже просматривают дипломные работы выпускников в театральных вузах.
И Лариса, и Дмитрий отметили, что в работе агента должен быть кураж, не только деньги. Иногда кураж даже важнее: добиться, доказать, показать режиссёру возможности актёра. Однако замечено, что именно кураж приносит агентству деньги. Следовательно, агент должен быть способен на кураж, быть азартным, ставить на успех.
Сегодня, когда рынок занятости артистов переполнен, работа агентств тем более важна.
– Артистов существенно больше, чем нужно для индустрии кино, но тут я соглашусь с коллегой, что способных среди них в разы меньше, а талантливых и вовсе несколько десятков, – подытожил Дмитрий Савельев. – Но это не значит, что мы не должны открывать новые лица.