Кинематограф 90-х – мост из прошлого в будущее

22 марта 2016 г.Татьяна Филиппова
Кинематограф 90-х – мост из прошлого в будущее

Разговор об искусстве эпохи 90-х в проекции кинематографа продолжил образовательную программу Ельцин Центра в Екатеринбурге. Лилия Немченко, кандидат философских наук, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ, директор Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба» прочитала лекцию «Российский кинематограф 90-х: агония киноиндустрии и открытия одиночек».

90-е годы всем вспоминаются по-разному. Кто-то говорит, что эти годы были насыщенными, романтическими. Кто-то ругает и клянет. Но есть вещи объективные: последнее десятилетие ХХ века убило кинопрокат. Люди постарше помнят, как прекрасные кинотеатры превращались в мебельные салоны и торговые центры. В Екатеринбурге выжили всего несколько кинотеатров.

Пиратское видео, наводнившее страну, сделало посещение кинозалов бессмысленным. Зачем было платить деньги, когда можно было приобрести на черном рынке кассету хоть и сомнительного качества, но зато сразу с несколькими фильмами. Работы кинематографистов той эпохи – дерзкие, спорные, неприветливые, не доходящие до зрителя, но все же описывающие болевые точки нашей жизни. Никита Михалков еще не гоняет бесов, а снимает «Ургу: территорию любви», Станислав Говорухин утверждает, что «Так жить нельзя», но не объясняет, как можно. Появляются пророческие «Прорва» Ивана Дыховичного, «Макаров» и «Мусульманин» Владимира Хотиненко, трагикомическая «Барабаниада» Сергея Овчарова, драматические «Лимита» Дениса Евстигнеева, «Любовь» и «Страна глухих» Валерия Тодоровского, и, конечно, целая серия работ Алексея Балабанова. Тогда же выходят последние выпуски киножурнала «Большой Урал» и первые сюжеты Алексея Федорченко на Свердловской киностудии.

Трое из перечисленных режиссеров имеют к ней непосредственное отношение. Последний фильм, который делает Хотиненко на Свердловской киностудии – «Макаров» с Сергеем Маковецким в главной роли. Такой, по версии Лилии Немченко, была ситуация с кинематографом в 90-е. И люди старшего поколения с этой оценкой скорее согласятся.

Тихого экзистенциального «Макарова» критики назовут интуитивным прозрением творческого тандема Хотиненко – Залотуха. Прозрение в том, что террор, изначально начинавшийся как способ давления на власть, приобрел жуткие, не укладывающиеся в сферу общественного сознания формы. Фильмы 90-х рассматривают нас вчерашних и сегодняшних. Они словно задают вопрос: «Кто мы такие?». В другом фильме того же периода «Прорва» Иван Дыховичный препарирует насилие как стиль. Конец фильма предсказуем: процесс превращения того, кто был никем, а ставшего всем, неотвратим и опасен, как ядерная реакция. Он рано или поздно убивает тех, кто убивает сам.

Историки кино считают, что кинематографическое десятилетие началось за три года до 90-х, когда почти одновременно вышли «Покаяние», «Маленькая Вера», «Асса» и «Проверка на дорогах». Зритель заполнил кинотеатры. Казалось бы, вот она, долгожданная правда о нас и нашей жизни вышла на экраны. Однако в случае с «Иглой» Рашида Нугманова правда оказалась слишком неприятной. Блистательный состав – Виктор Цой, Петр Мамонов, Александр Баширов – только усиливает впечатление от гнетущей действительности. О наркомании как о катастрофе национального масштаба еще не принято говорить открыто. Кинематографисты отстаивают право говорить о важном. В этом смысле фильмы 90-х наследуют традицию оттепельного кино. Лучшие фильмы 90-х становятся и «предсказанием назад», и «пунктиром в будущее». Верное слово нашла историк кино Елена Стишова, называя фильмы последнего десятилетия двадцатого века «преждевременными».

Они, как бумеранги, посланные к зрителю из своего времени, возвращаются, чтобы утвердиться в своих правах. Содержание многих из них актуально сегодня. Мы – всё та же страна, оттолкнувшаяся от своего прошлого и не признавшая его.

Реалии «Прорвы» и «Тоталитарного романа» оказываются приметами нынешнего времени. Культовый фильм десятилетия — «Хрусталев, машину!», разоблачающий тоталитаризм, не оставляет никаких шансов для умиления и прекраснодушия. Стройки века, великолепные парады на Красной площади, индустриализация, электрификация. Кинематограф предупреждает нас, но мы не слышим.

Киновед, культуролог Кирилл Разлогов однажды напишет: «Чернуха 90-х стала черноземом для нового кино».

Кинематограф 90-х как мост, соединяющий прошлое с будущим. Связь времен не прерывается, просто старшее поколение режиссеров продолжает снимать по старинке. Но по старинке не получается – ни у Рязанова, ни у Данелии, ни у Наумова.

Голливудские блокбастеры, хорроры и фильмы-катастрофы вытесняют отечественное кино. Голливуд – это касса. Российское кино – это в лучшем случае откровенный разговор со зрителем и робкие попытки прессы его поддержать.

Появись «Мусульманин» Владимира Хотиненко на пять лет раньше, газеты бы взорвались яростной полемикой. Он отвечает на все тот же вопрос: «Кто мы? Куда идем? В какого Бога верим?».

– В том-то и дело, – говорит Лилия Немченко, – «Мусульманин» не мог появиться ни в 1975-м, ни 1988 году. Он открывает новые реалии. Жизнь общества в условиях войны. Уже распался Советский Союз. Уже идет первая чеченская война. Общество растеряно. Хотиненко впервые пытается разобраться в главной проблеме ХХ века – толерантности и понимании «другого». В сюжете сталкиваются пацифизм, идеология, различные вероисповедания и культуры. Фильм Хотиненко оказывается провидческим.

Наступает 1996 год. И другой фильм, «Кавказский пленник» Сергея Бодрова, рассказывает нам о войне. Название сразу отсылает к классике. Связь с Толстым происходит даже на уровне фамилий главных героев – Жилин и Костылин. И снова чеченская девушка. И яма, в которой содержат пленных, все точно так, как и сто пятьдесят лет назад. В фильме впервые исследуется анатомия плена, то, что очень скоро станет суровой реальностью чеченских войн.

Начало компьютерной эры и новые «капиталистические» отношения находят отражение в фильме Дениса Евстигнеева «Лимита». Разрушение мифов прослеживается в «Доме под звездным небом» Сергея Соловьева. Новая попытка рефлексировать на тему межнациональных отношений прослеживается во «Времени танцора» Вадима Абдрашитова и первом «Брате» Алексея Балабанова. Война закончилась, но вернувшиеся с войны никак не вписываются в мирную жизнь.

– О «Брате» мне хотелось бы поговорить чуть подробнее, потому что это фильм Алексея Балабанова, который, как и Хотиненко, начинал свой творческий путь на Свердловской киностудии, – продолжает Лилия Немченко. – Здесь он снимал свою дипломную работу «Настя и Егор». «Брат» выходит на немногочисленные экраны страны и одновременно появляется в киосках в огромном количестве пиратских копий. Фильм анонсируется профессионально по всем стандартам голливудского проката. Сейчас, спустя двадцать лет, нам кажется, что экранов много, но во всей стране их меньше, чем в небольшой по размеру Франции. И там основной зритель это 45+. Это трудно представить, потому что сегодня аудитория кинотеатров – это 15+.

Пиратское распространение фильма «Брат» делает его мгновенно известным, а благодаря главному исполнителю – культовым. Режиссер опрокидывает мир и тоталитарного общества, и его патриархального устройства, когда младший принимает на себя ответственность за старшего. Балабанов настойчиво формулирует отношение к «другому». В «Брате» он очень хорошо прочувствовал желание современников отвечать самим за себя, их потребность в простых формулах жизни. Он очень точно описывает самосознание 90-х, чего не скажешь о более поздних его работах – «Войне» и «Брате 2».

Следующим в хронологии кинопроката идет фильм Алексея Германа «Хрусталев, машину!». Это 1998 год. Последний из законченных самим Германом фильм — тяжелая, беспросветная и почти бессюжетная картина об истории высокопоставленного генерала от медицины накануне смерти Сталина. Герман тонко передал ощущение сталинской эпохи. На Каннском фестивале и критики, и зрители восприняли стилистику Германа без особого энтузиазма. Однако сегодня именно эту работу режиссера принято считать образцом уникального киноязыка.

В «Хрусталеве» Германа нет и тени ностальгии по прошлому. В Германии, где картина неожиданно проходит с большим успехом, газеты называют ее прививкой от тоталитаризма.

В этот момент Денис Евстигнеев предпринимает попытку прорваться к зрителю со скандальной историей террористов Овечкиных. Фильм «Мама» демонстрируется на главных концертных площадках страны, как большое национальное кино. Но, несмотря на звездный состав и душещипательный сюжет – шедевром не становится.

Завершает эпоху 90-х картина «Москва», в которой режиссер Александр Зельдович со сценаристом и писателем Владимиром Сорокиным предпринимают амбициозную попытку облечь эпоху разрушения системы в эстетскую упаковку. Фильм снимается на протяжении всех 90-х. Но «бабахает» уже в 2000 году.

Кинематограф 90-х – свидетельство перехода от одной системы к другой. Лучшие фильмы запечатлевают реальное время. Киноиндустрия болезненно переживает исход: из режиссерского кино – в продюсерское. Реальность меняется так стремительно, что некоторые фильмы устаревают до выхода в прокат.

Эпоха заканчивается фразой «Я устал, я ухожу», сказанной президентом Борисом Ельциным под занавес 1999-года.

Кино девяностых – документ этой эпохи: оно имеет не только художественную, но и историческую ценность. Тем, кто хочет вернуть прошлое, следует его детально изучить.


26 и 27 марта в Ельцин Центре в Екатеринбурге - кино-акция "Дни Алексея Балабанова". Зрители увидят за два дня восемь фильмов культового режиссёра 90-х. Творчество режиссёра представят актёры Алексей Серебряков и Светлана Письмиченко, рок-музыканты Настя Полева и Егор Белкин, а также Надежда Васильева – вдова Балабанова, работавшая художником по костюмам на большинстве его картин.

Купить билеты на кинопоказы и творческие встречи можно онлайн на Weburg или в кассе книжного магазина "Пиотровский" в Ельцин Центре.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.