Поклонники искусства фехтования кэндо продемонстрировали свои таланты 12 июля на открытой площадке перед Ельцин Центром. После завершения увлекательного массового поединка, ставшего сюрпризом для многочисленных зрителей, в помещении образовательного центра прошла лекция преподавателя токийского университета Уэхара Кичио.
Сам факт того, что экзотическим кэндо в России увлекается и стар, и млад, позволяет переиначить расхожее выражение на «что японцу хорошо, то русскому … тоже хорошо».
Искусство фехтования кэндо, что переводится как «путь меча», уходит корнями к древним техникам обращения с мечом, которыми владели самураи. Настоящий самурай должен был виртуозно владеть луком, копьем и мечом. В ходе тренировок воины пользовались деревянными мечами, потом их заменили гораздо менее травматичными бамбуковыми мечами синай, а в 1895 году возникло Общество боевых добродетелей Большой Японии. Благодаря этому обществу искусство фехтования мечом «пошло в массы», особенно кэндо привлекало молодежь, стремящуюся к сохранению идентичности. После Второй мировой войны была создана Всеяпонская федерация кэндо, всячески способствующая популяризации этого вида спорта, искусства и воспитания боевого духа. В том числе российского.
После действа уставшие, но довольные боем кэндоисты и кэндоистки рассказали специально для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина, чем их привлекло загадочное кэндо.
– Я увлекаюсь кэндо, потому что это часть японской культуры, и потому что это дает физическое и духовное развитие, – сообщил сэнсэй Николай Шаров. – Я преподаю кэндо в спортивном комплексе «Луч» в Екатеринбурге. Чтобы понять кэндо, им нужно заболеть. Разница в менталитетах японцев и русских не мешает россиянам осваивать кэндо. Люди все очень похожи, даже если живут в разных концах мира. Кэндо увлекаются и взрослые, и дети, и пожилые люди. Японская культура приучает человека к порядку и дисциплине, а они основа основ. Во время боя в кэндо тело человека разделено на зоны поражения: руки, живот и голову. По ним и бьет соперник, но они защищены специальной экипировкой.
– Кэндо вполне девичье занятие, здесь тратится много энергии, как и во время занятий аэробикой, - поделилась впечатлениями юная поклонница кэндо Анна. – Каждый находит в кэндо свое. Я занимаюсь им восемь лет. Перед этим увлекалась каратэ, но каратэ – травмоопасный вид спорта, можно получить удар ногой по голове, а в кэндо все защищено, и травм почти нет. Для меня кэндо прежде всего искусство. Благодаря нему я стала более гармоничной и спокойной.
– Кэндо очень красиво, – сообщил участник поединка из Санкт-Петербурга Кирилл. – Это искусство фехтования в старинных доспехах, и оно мне очень интересно, тем более, я изучаю историю Японии и японский язык. Кэндо – неотъемлемая часть культуры Японии, отчасти философия, отчасти религия. Часть жизни социальной прослойки в древности. Кэндо важно для понимания Японии.
– Кэндо – это духовное и моральное развитие. Я занимаюсь им более десяти лет, – рассказал председатель Екатеринбургского отделения общества «Россия–Япония», обладатель второго дана кэндо Вадим Занин. – Последователи кэндо критически относятся к себе, ищут в себе недостатки и стремятся усовершенствоваться через принцип меча. То, что мы отрабатываем на тренировках, можно и даже нужно применять в повседневной жизни: например, в стремлении довести дело до конца, а не откладывать его на потом. Еще один принцип – уважение к окружающим людям, к месту, где ты занимаешься, культуре. Также воспитывается аккуратность. Внешний вид самурая имел огромное значение, и этот принцип сохраняется до сих пор. Если вы на экзамене прекрасно показали технику, удар, но у вас развязались шнурки, то японские сэнсэи экзамен не примут, потому что вы неопрятны. Кэндо – это собранность, концентрация, внимательное наблюдение за противником. Это помогает в обычной жизни, например, в переговорах. Также занятия кэндо воспитывают стрессоустойчивость. Кроме того, кэндо – это общение; фехтование в кэндо – это, как говорят японцы, общение двух сердец, что позволяет налаживать отношения между людьми. Конечно, в кэндо каждый стремится к победе. Но гораздо важнее, когда ты проиграл. Потому что если ты постоянно выигрываешь, то в тебе растет гордыня, и ты останавливаешься. А когда ты проигрываешь, то можешь остановиться и проанализировать, в чем заключается твоя слабость, и это сделает тебя сильнее. Так что кэндо можно заниматься всю свою жизнь.
«Путь меча». Показательное выступление
Видео: Александр Поляков
После выступления на стилобате аудитория переместилась в Президентский центр Б. Н. Ельцина – послушать лекцию Уэхара Кичио на тему «Философия кэндо. Применение на практике, в жизни и в работе». Обладатель седьмого дана кэндо Кичио рассказал аудитории, что школа кэндо и система данов отражают способности и характер людей. Всего один-два процента претендентов добиваются восьмого дана. Спикер рассказал аудитории об основных принципах боевых искусств. Также, по словам Кичио, японцы дорожат идентичностью, но к истории и культуре других стран относятся уважительно.
После лекции Уэхара Кичио выделил время для беседы для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина.
– Мы не привыкли к открытой площадке, мы обычно проводим занятия внутри зданий, – рассказал после лекции Уэхар Кичио. – Но мы рады, что на выступление пришло столько зрителей. Президентский центр Б.Н. Ельцина расположен в очень современном красивом здании. Борис Ельцин – первый президент России, который начал строить новую страну. Кроме того, Ельцин много работал, чтобы решить проблемы, которые были между Японией и Россией.
– В чем суть философии кэндо?
– Самое главное в кэндо – ты и твой соперник должны развиваться вместе как личности.
– Япония для русских ассоциируется с кимоно, суши, самураями. В чем заключается дух самурая?
– Самое главное для самурая – думать не о себе, а о других людях. В современной жизни не требуется сражаться мечом. Но благодаря тренировкам мы учимся закалять дух и тело.
– Интересны ли традиции самураев японской молодежи? В России, к примеру, многие традиции были утеряны.
– В Японии, как и в России, трудно сохранять традиции среди молодежи, студентов. Экс-президент Российской федерации кэндо сказал, что в России раньше была традиция воспитания воинского духа, но сегодня она отчасти утрачена. Через кэндо мы хотим восстановить свою традицию. У вас тоже есть такая возможность – возродить воинский дух.
– Есть ли сходство в менталитетах японцев и россиян?
– Я понимаю менталитет русских еще недостаточно хорошо. Во времена моей молодости был Советский Союз. Мы считали, что это что-то непонятное. Когда я посетил Россию двадцать лет спустя, мое мнение о вашей стране изменилось, я убедился, что русский характер похож на японский. Вы живете в очень холодной стране, но у вас очень теплая душа. В этом мы похожи. Поэтому очень важно чаще встречаться лицом к лицу.