«Музей как шанс» – так называется один из выставочных циклов Президентского центра Б.Н. Ельцина. 27 августа в Филиале Ельцин Центра в Москве в усадьбе Долгоруковых-Бобринских открылась вторая выставка этого цикла. Её название – «Кашин, город «русского сердца».
Цикл, напомним, посвящён музейным проектам в российской провинции и является результатом сотрудничества Президентского центра Б.Н. Ельцина и Фонда развития малых исторических городов. Первым представленным городом стал Бежецк с музейно-выставочным комплексом «Дом Гумилёвых». Бежецк сменил город Кашин, также расположенный в Тверской области. По принятой типологии, к малым городам относятся населённые пункты с населением менее 50 тысяч человек. Если в Бежецке жителей 20 тысяч с небольшим, то в Кашине и того меньше – всего 13 тысяч. Зато древностью бог не обидел: первое упоминание города относится к 1238 году.
Сказать точно, сколько в РФ малых исторических городов, непросто. С 2002 года, согласно приложению к «Федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002–2010 годы)», в Российской Федерации насчитывалось 478 населённых пунктов, имеющих данный статус. В 2010 году Министерство культуры РФ опубликовало приказ, в котором утверждён список поселений, получивших статус «исторические». По сравнению со списком 2002 года количество поселений в нём сокращено более чем в 10 раз. Но сами поселения (малые города) и его жители никуда не делись, их просто вычеркнули из списков! По состоянию на 2020 год число городов официально равняется 45. Это малые исторические города федерального значения. Иногда приводятся и другие цифры.
У малых городов – судьба как правило незавидная. Они угасают. Промышленные предприятия закрываются, или работают вполсилы; сельское хозяйство чахнет (если им не занимаются огромные агрохолдинги); молодёжь навсегда уезжает в большие города, старики уходят из жизни. Перспективы грустные и очевидные. Но бывают и счастливые исключения. Все наслышаны о волжском городке Мышкине. Городок всего ничего, население – чуть больше пяти тысяч. Историю успеха стоит напомнить, многим она сможет помочь, даже – окрылить! Она духоподъёмна.
Лет сорок (а то и с лишним) назад, в перестроечное время, известный журналист побывал в Мышкине и опубликовал в авторитетной в то время газете «Советская культура» – официальном печатном органе ЦК КПСС – «проблемную» статью о городе. Когда-то процветавший городок прозябает, стоит на Волге, а от жизни отрезан – нет причала и так далее. И завертелось! Счастливым образом сошлись нужные обстоятельства: благорасположение властей, в частности обкома партии (причал был построен), энтузиазм и подвижничество и креативность местных жителей, а также сочувствующих, в том числе известных деятелей культуры. У Мышкина изменилась судьба, вместо дальнейшего угасания город расцвёл, стал крупным туристическим центром, принимающим ежегодно по 150 тысяч туристов.
Сейчас Мышкин – это город музеев, общее число которых 25. И все созданы собственными силами, едва ли не на пустом месте. Конечно, всё это стоило огромных усилий, но какой красивый результат. Среди музеев есть единственный в мире Музей мыши, Музей льна и Музей валенка. А ещё есть краеведческий, объединение «Мышкинский народный музей», школа прикладного искусства с гончарной мастерской и прочая, прочая. Масса объектов культуры – и они в пристойном состоянии. От депрессивности нет и следа.
По подобному сценарию развития пытается идти и город Кашин, представленный на второй выставке цикла «Музей как шанс». Открывая вернисаж, первый заместитель исполнительного директора Ельцин Центра Людмила Телень поблагодарила гостей, пришедших «после летней спячки», и проинформировала, как проект «Музей как шанс» развивается: уже вырисовывается список следующих городов. Рассказала также о критериях отбора. Они просты и понятны. Музеи (как проект) должны быть в хорошей степени реализации, чтобы можно было видеть замысел от идеи до воплощения. И показать людям, публике, общественности результат. Хорошо бы, чтобы вокруг музея развивалась другая жизнь – в виде фестивалей, конкурсов, резиденций для художников, сувенирных лавок и т.д. Музеи должны быть созданы не сверху, обязательно должны присутствовать люди-подвижники, без которых подобное невозможно. Они сами себя иногда в шутку называют «городскими сумасшедшими».
В презентации Кашинского проекта и торжественного открытия выставки приняли участие Юрий Щегольков – куратор проекта, основатель Фонда развития малых исторических городов; Алексей Столяров – создатель музея «Русское сердце» и деревни Матино (как этнографического заповедника). Столяров также – основатель, придумщик Фестиваля Каши, а Ольга Никитина – краевед, кандидат филологических наук – помогает ему.
Сначала про название «Русское сердце». Природа, или Создатель так распорядилась, что город стоит на реке Кашинке, которая в городской черте делает шесть поворотов, и, если посмотреть с высоты, то река отчётливо образует контур сердца. Городок невелик, но в нём своя сказочная атмосфера: здесь нет многоэтажек, имеются деревянные пешеходные мосты. Жители – люди дружелюбные. Как утверждают краеведы, до революции в Кашине насчитывалось 65 церквей и 15 монастырей. Справедлива пословица – что ни город, то норов.
Краевед Ольга Никитина – аккредитованный экскурсовод по Кашину и Тверской области – рассказала не только о сегодняшнем дне города, но и о Кашине как об уникальном архитектурном замысле. Начиная с XVI века храмы строились по цепочкам (визирным линиям) и образовывали градостроительные фигуры: крест, круг, треугольник. Город был украшен храмовым ожерельем. Это чётко видно на старинных планах города, которые показала Ольга Никитина. Это высочайший уровень градостроительного искусства. Сейчас в Кашине 17 храмов разной степени сохранности. Наибольшее восхищение вызывает огромный Воскресенский кафедральный собор, стоящий на высоком холме, оставшимся от крепостного вала. Собор не только велик и красив, он – архитектурная доминанта города. Его ещё называют собором тверской княгини Анны Кашинской, жившей в ХIV веке, причисленной к лику святых. Здесь покоятся её мощи.
Подвижник Алексей Столяров – организатор и координатор фестиваля «Каша» и руководитель туристической компании «Кашинград» рассказал, как начиналось развитие туризма в городе Кашин. Родился Алексей в Москве, закончил Московский государственный гуманитарный университет. Когда-то его мама купила под Кашином дом под дачу, семья планировала проводить там летний отдых. Но красота и самобытность тех мест захватила целиком, и Алексей решил изучением края заняться по-серьёзному, тем более что по специализации он историк. В итоге уехал из Москвы окончательно.
Нашлись единомышленники, и в результате в 2008 году в селе Вознесение возник негосударственный Музей кашинской старины. Собирали предметы старины, одежду, старинную посуду, слушали бабушек, как они управлялись с теми или иными предметами, ходили по заброшенным церквям, спасая то, что ещё можно было. Пробивали информационное пространство. В 2011 году поехали первые организованные тургруппы. Людям интересно было знакомиться с крестьянским бытом и промыслами-ремёслами, воочию видеть, как раньше пекли хлеб, лепили посуду, обрабатывали лён. Оказалось, что желающих познакомиться со всем этим немало. Число туристов, посетивших музей, стало доходить до шести тысяч человек в год. В 2015 году журнал «Отдых в России» присвоил музею звание «Любимый музей 2015».
А Фестиваль каши, задумка и воплощение Алексея Столярова с соратниками и партнёрами, впервые был проведён в 2012 году. Проводится ежегодно в конце июня, с каждым годом становится масштабнее и интереснее. Шаг за шагом дело развивалось. В 2014 году вместе с партнёрами организовали ещё один музей – каши. Он расположен в центре города, в особняке первой половины ХIХ века, жилой усадьбе купцов Запениных. Музей недостатка в посетителях не испытывает.
В 2017 подвижники-краеведы открывают на главной торговой площади Кашина Музей культуры и ремёсел «ДомЪ крестьянина», посвящённый древним кашинским ремёслам и художественным промыслам. Здесь можно, как пишут организаторы, «поучаствовать в мастер-классах: по лыковой игрушке, текстильной кукле, валянию, ткачеству, керамической игрушке, славянской писанке, пошиву исторического костюма, народной росписи, плетению из природных материалов, лепке из натурального воска, древнерусской славянской письменности пером, росписи пряника». Перечислить все предложения музейщиков – места не хватит.
А в деревне Матино, в тридцати с небольшим километрах от Кашина, усилиями тех же светлых людей в 2019 году начал работать негосударственный культурный центр «Жар-птица». Деревня совсем малолюдная. Кстати, в Матино проживает и семья Алексея Столярова с тремя детьми.
«Жар-птица» предлагает семейные форматы, более 40 русских народных игр, 120 танцев народов мира, выступление ансамбля «Жар-птица», кукольный балаган, детские занятия и образовательные проекты, событийные праздники традиционного календаря и абсолютное погружение в быт настоящей русской деревенской жизни. Чтобы это увидеть, надо загодя связаться с Алексеем и его товарищами (через сайт, телефонам, почту).
Алексею Столярову, Ольге Никитиной и их товарищам-соратникам повезло, они работают в хорошем контакте с местным руководством, ощущают поддержку. Хватает сил и креативности двигать вперёд своё дело. Теперь город Кашин включён в туристические маршруты, туристов приезжает всё больше, как следствие – лучше стали дороги. В интернете резко увеличилось количество поисковых запросов про Кашин и музеи города. Процесс пошёл, идёт, бюджет поселения пополняется.
В Кашине на наших глазах происходит чудо. Светлые пассионарные люди полностью перекроили культурную карту Кашина, вывели её из депрессии и заодно стали примером для всей Тверской области, и для Нечерноземья также.
Выставка «Кашин, город «русского сердца» будет работать по 19 октября. Время работы с 12.00 до 20.00 ежедневно. Адрес: Филиал Ельцин Центра в Москве, улица Малая Никитская, дом 12, стр. 1. Центральный вход. Усадьба Долгоруковых-Бобринских. 1 этаж. Лекционный зал 1. Вход свободный. Возраст: 0+

