Карты и география Средиземья: от авторских рисунков до фанатских интерпретаций

14 мая 2023 г.Михаил Лузин
Карты и география Средиземья: от авторских рисунков до фанатских интерпретаций

Создание детальных карт фантастических миров один из интересных аспектов фантазийной литературы, и самым ярким тому примером является Средиземье Дж.Р.Р. Толкина.

Как появились наброски карт Средиземья? Какую роль играет география во «Властелине колец», «Сильмариллионе» и других произведениях? Связаны ли регионы и континенты вселенной Толкина с реальными местами на Земле? На эти и другие вопросы ответил Михаил Минц – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН. Его лекция «География и картография Средиземья» прошла в Ельцин Центре 2 марта в рамках цикла, посвящённого Толкину.

Эксперт также представил примеры карт, созданных фанатами и исследователями, развивающие географическую реальность, задуманную Профессором (так называют Дж.Р.Р. Толкина его фанаты). Материалом для лекции стал проект, над которым Михаил Минц вместе со своим однокурсником работал на протяжении нескольких лет.

Карты Толкина и их роль в его творчестве

Главная особенность толкиновской вселенной – внимание к деталям, и карты занимают важное место в этом творчестве, – подчеркнул Михаил Минц. Как известно, Дж.Р.Р. Толкин самостоятельно создал ряд карт, которые описывают Средиземье – мир, где происходят события его произведений. В основном, они детально отображают Западные земли, где разворачиваются события «Хоббита» и «Властелина колец».

Толкин тщательно разрабатывал географическую обстановку, чтобы она соответствовала культуре и истории каждого народа, населяющего Средиземье. Эльфы, люди, гномы и другие существа имеют в авторском тексте свои особенности и представления о территории.

Почему Толкин занимался созданием карт, и почему именно он стал таким авторитетом в этой области? Одна из причин может быть связана с его детством, так как он был окружён картами с самого раннего возраста. «Ему просто нравилось работать с картами, – говорит Михаил Минц. – Поэтому вселенная Толкина сама по себе является целостным произведением. Он вложил много сил и времени не только в создание историй, но и в проработку географических деталей».

Средиземье как первая мультимедийная вселенная

Хотя вымышленные фэнтезийные миры уже существуют в мировой культуре, нельзя не отметить влияние Толкина на эту область, – отметил эксперт. Во-первых, Профессор был первопроходцем в создании такой обширной и проработанной вселенной. Во-вторых, он делал всё сам: придумывал истории и разрабатывал языки, создавал карты и использовал их как рабочий материал при разработке сюжета.

Для чего эти карты были нужны? В первую очередь они помогали Профессору просчитывать расстояния, продолжительность путешествий своих героев, перемещение армий и другие географические аспекты.

– Также можно сказать, что творчество Толкина имеет некоторые элементы мультимедийности, хотя сам термин «мультимедиа» на тот момент ещё не существовал, – отметил Михаил Минц. По словам эксперта, без карты некоторые произведения Профессора могут быть сложными для понимания, так как в них упоминается много географических объектов. Карты помогают в чтении произведений и создают эффект реализма и глубины. Они также помогают представить мир Средиземья более ясно, усиливают впечатление от произведений и стимулируют желание узнать больше о местах, упоминаемых на карте, таких как Гондор, Рохан и Лихолесье.

Карта Западных земель Средиземья, которая часто прилагается к изданиям «Властелина колец», является одной из самых известных карт Толкина. Существует также черновик этой карты, который дорабатывался сыном Профессора Кристофером Толкином на основе наработок отца. Этот артефакт даёт представление о том, как формировался мир Средиземья.

На этой карте видно, что она склеена из разных частей, и есть некоторые недостатки, такие как дырка внизу справа. По словам Михаила Минца, это связано с тем, что это рабочий черновик карты, который использовался Толкином для выверки перемещений и действий персонажей в истории, включая движения отряда Хранителей и армий в войне Кольца.

Военные и литературные корни картографии Толкина

Карты Толкина отличаются скрупулёзностью и внимательностью к деталям. Вероятно, это связано с его опытом военной географии и топографии, полученным во время службы в качестве офицера-сигнальщика. Он проходил обучение на командира взвода и имел знания военной топографии. По словам эксперта, стилистика толкиновских карт имеет некоторые параллели с военными топографическими картами, которые использовались в Англии во время Первой мировой войны.

– Толкин использовал символику и элементы, присущие военным картам, чтобы помочь себе разобраться в географии собственной вселенной. Горизонтали использовались для обозначения рельефа, одиночные деревья – для обозначения лесов и так далее. Это свидетельствует о тщательном подходе Толкина к созданию карт и его стремлении к реализму.

С течением времени стилистика карт Толкина претерпела изменения. В черновых версиях карт, которые были инструментом автора, использовались горизонтали для обозначения рельефа и символы из военной картографии. Однако, когда карты стали иллюстрациями для читателей, Толкин изменил стилистику, удалив горизонтали и просто изображая горы и леса.

По мнению Михаила Минца, изменение стилистики связано с тем, что Средиземье – вымышленный мир, и применение координатных сеток и горизонталей, типичных для реальных карт, могло бы выглядеть странным и не соответствовать стилистике фантастического мира. «Толкин скорее придерживался стилистики средневековых карт или английской детской литературной сказки, где карты часто сопровождали истории о путешествиях», – сказал лектор.

Народы Средиземья и их взгляд на свой мир «изнутри»

Известно, что Толкин стилизовал свои тексты под средневековые источники, но не применял этот подход к картам Средиземья. Исключениями являются карта Одинокой Горы и ее окрестностей, а также рабочая карта из «Хоббита»: они будто бы нарисованы настоящими гномами. Остальные карты Средиземья подобной стилизации не содержат, и представляют собой творческий взгляд самого Толкина в качестве создателя мира.

Читая произведения Толкина, можно убедиться в том, что жители Средиземья регулярно держали географические карты в руках и не считали их чем-то необычным. Бильбо, например, имел большую карту окрестностей в своей норе, на которой отмечал свои любимые маршруты. Интересно, что в реальной Европе до Нового времени карты были редкостью.

По словам Михаила Минца, разные культуры и расы в Средиземье имели различные уровни знаний о мире. Например, хоббиты хорошо ориентировались на местности в радиусе около 20 миль от своей норы, а дальше у них были только смутные представления. Эльфы обладали более полным пониманием географии и истории своего мира благодаря своей долгой жизни и образованию.

Гондорцы имели сходный кругозор благодаря своим мореходным путешествиям и происхождению от Нуменора. Однако после падения Нуменора во вторую эпоху, их контакты с внешним миром стали ограниченными, особенно на востоке, где находился Мордор, и на северо-востоке, где находились кочевники.

Проблема ограниченных географических знаний касалась не только людей, но и самого Саурона, который не знал точного местонахождения Шира, когда отправил своих слуг на поиски Кольца.

Лекция Михаил Минца «География и картография Средиземья»

Средиземье и Земля: поиски соответствия

Толкин указывал, что западные земли Средиземья соответствуют географическим особенностям Европы, и его мир является мифологическим прошлым нашей реальной Земли. Например, в ранних черновиках «Хоббита» Бильбо хвастался, будто убил дракона в пустыне Гоби.

Фанаты Профессора постоянно ищут соответствия между картами вымышленного мира и нашей планеты. Михаил Минц представил несколько таких фанатских карт. На одной из них Жёлтое море Средиземья схоже с Мексиканским заливом Северной Америки. На другой Западные земли Средиземья представлены вариацией на тему Европы, где Минас-Тирит находится примерно на широте Флоренции. Третья показывает Средиземье с точки зрения Арктики, где представлены Арктическое море и залив Харад.

Свои интерпретации предлагают и профессиональные картографы. Например, Карен Уинн Фонстед в своей работе «Атлас Средиземья» обращает внимание на такой момент, как присутствие неизвестной Южной Земли на средневековых картах и сходство контуров Харада с Африкой.

И фанаты, и профессиональные исследователи также пытаются расширить географию Средиземья, особенно его Востока и Юга, и опираясь на различные источники, создать карту Арды – вселенной Толкина целиком.

Например, толкиновский Хилдориэн – мифическую местность на дальнем востоке Средиземья, где пробудились первые люди, в ряде источников соотносят с реальной Месопотамией, поскольку сам Профессор отмечал, что эта местность была гористой и находилась в междуречье.

Ещё одно поле поиска параллелей связано с палеогеографией. События книг Толкина разворачиваются в Третью Эпоху, когда Арда из плоского мира превратилась в круглый. Во Вторую Эпоху на месте Мордора, согласно черновикам Толкина, находилось огромное море Хелькар. Исследователи соотносят его с доисторическим Сарматским морем, существовавшим 14–10 млн лет назад на территории от Паннонского моря до Аральского моря c островами Крым и Кавказ.

Новые горизонты Средиземья

По словам Михаила Минца, воссоздание географии Средиземья на основе карты Толкина и карты реального мира представляет собой сложную задачу, требующую нетривиальных расчётов – некоторыми исследователями даже предпринимались попытки наложения карты Толкина на карту Западной Европы с использованием Google Maps и программных наработок. Однако эти реконструкции остаются приближенными и вызывают сомнения.

Профессиональные картографы предпринимают попытки научной реконструкции географии Средиземья, но они также сталкиваются с ограничениями и сложностями. Дополнительные детали для такой работы смогли бы предоставить исторические, черновые наброски и дневники Толкина. Однако эти материалы остаются недоступными для исследователей, так как представители семьи Профессора не разрешают доступ к ним.

В конечном счёте, воссоздание географии фантастических миров является актом творчества и интерпретации. Хотя точная привязка к реальной географии может быть вызовом, изучение и анализ карт Средиземья в творчестве Дж.Р.Р. Толкина позволяет нам погрузиться в удивительный мир фантазии и приключений.

Другие новости

Библионочь

«Библионочь 2024»: читаем, рисуем и смотрим фантастику

«Библионочь 2024»: читаем, рисуем и смотрим фантастику
Ельцин Центр в Екатеринбурге традиционно присоединился к 13-й Всероссийской акции «Библионочь». В фокусе программы, состоящей из творческих мастер-классов, тематических экскурсий, лекций, встреч с худ…
7 мая 2024 г.
Лекция

Борис Пастернак и Ольга Фрейденберг: переписка длиною в жизнь

Борис Пастернак и Ольга Фрейденберг: переписка длиною в жизнь
Лекцией «Фрейденберг, или Сестра моя жизнь» 18 апреля в Ельцин Центре открылся авторский цикл «Голоса и тени: рядом с первыми поэтами эпохи» Натальи Ивановой — писателя, литературного критика, доктора…
7 мая 2024 г.
Интервью

Кино-дза-дза, или Фильмы и люди переломных времён

Кино-дза-дза, или Фильмы и люди переломных времён
В конце февраля в издательстве «Глагол» вышла книга «Кино-дза-дза, или Фильмы и люди переломных времён», ставшая своеобразным итогом профессиональной деятельности за четыре десятилетия известного кино…
3 мая 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.