Кантемир Балагов: «Жизнь уже всё придумала за нас»

10 июля 2019 г.Юлия Овсянникова
Кантемир Балагов: «Жизнь уже всё придумала за нас»

Киноклуб Ельцин Центра 29 июня встречал призера 72-го Каннского кинофестиваля – режиссера Кантемира Балагова. 27-летний ученик Александра Сокурова представил свой новый фильм «Дылда».

В 2011 году кинорежиссер Александр Сокуров по просьбе ректора Кабардино-Балкарского университета набрал режиссерский курс в Нальчике. Целью курса было не только децентрализовать систему российского кинематографа, но воспитать новое поколение художников Северного Кавказа, которые будут рассказывать о его культуре и истории киноязыком. В 2015 году мастерскую Сокурова закончили двенадцать человек. Среди них Владимир Битоков, Кира Коваленко, Александр Золотухин и Кантемир Балагов. Два последних студента были зачислены сразу на третий курс.

Во время учебы они снимали игровые и документальные фильмы – короткий и полный метр. Читали книги из специального списка Сокурова, куда вошли Гюго, Чехов, Платонов, Шаламов. Обсуждали их. Работали по специально разработанной программе практически без выходных. Итог – работы выпускников Сокурова замечены и оценены международным киносообществом. Они занимают уверенные позиции и в российском кино. Делясь впечатлениями о тридцатом юбилейном «Кинотавре» 2019 года, ведущий киноклуба Вячеслав Шмыров и актриса Виктория Толстоганова особо отметили пронзительно трогательную картину другого выпускника мастерской Сокурова – «Мальчик русский» Александра Золотухина. О ней же, как об очень человечном кино, говорил и другой гость киноклуба режиссёр Юрий Быков.

Первая картина Кантемира Балагова «Теснота» была замечена не только на родном «Кинотавре», где победила в номинации «За лучший дебют» в 2017 году. В этом же году она вошла программу «Особый взгляд» МКФ в Каннах и получила премию Международной федерации кинопрессы – ФИПРЕССИ.

Спустя два года после резонансного дебюта Балагов снова появился на Каннском кинофестивале с фильмом «Дылда» и получил премию «За режиссуру» в программе «Особый взгляд» и ещё одну премию – ФИПРЕССИ. Действие фильма разворачивается в послевоенном Ленинграде в 1945 году. Основную роль в написании сценария «Дылды» сыграла книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Именно из нее Балагов почерпнул ключевую тему для будущей работы – жизнь женщины, опаленной войной. Дополняли работу фрагменты из опубликованных личных дневников и воспоминаний.

– Приведу пример, который был очень поучителен для меня и моего соавтора Александра Терехова, – рассказал режиссер. – Мы долго думали над сценой, когда Степан просит главврача госпиталя об эвтаназии. Сначала было сделано так, что он приходит один, без любимой женщины, и просит об этом. Было написано хорошо, но в этом не было никакого диссонанса – вполне понятная, обыденная сцена. Было бы интереснее, чтоб он пришел с женой, чтобы она его поддержала. В этом проявился бы дуализм послевоенной жестокой реальности. Я посчитал, что это будет правильно. Александр Михайлович (Терехов – ред.) сказал мне, что это бред и такого просто не могло быть. Я убедил его, и мы оставили этот фрагмент, а через неделю он прислал запись из дневника женщины, которая обвиняла доктора, спасшего ее мужа. Она говорила: «Зачем ты его спас, мне теперь всю жизнь жить с калекой». Я лишний раз убедился, что жизнь за нас уже все придумала, надо лишь точно уловить это и позаимствовать у прошлого.

Характерная черта фильмов Балагова – короткие ёмкие названия: «Теснота», «Дылда». Для второй картины выбирали название из многих вариантов. Но, отметив главное значение слова «дылда», остановились на нём.

– Вначале был страх, что будет ощущение, будто фильм только про одну героиню, – поделился Кантемир. – Но «дылда» – это еще и способ ощущения себя после войны. Отсутствие грации, неуклюжесть, неприкаянность. Люди возвращались в мирную жизнь с абсолютным отсутствием ощущения пространства, они не понимали, как вернуть тот уклад, который был до войны. Они пытались по-человечески, по-простому втиснуться в жизненное русло. Не у всех получалось.

«Дылда». Встреча с режиссером Кантемиром Балаговым

Президентский Центр Б.Н. Ельцина

Сегодня фильмы Кантемира Балагова выглядят как свежий глоток воздуха на фоне излишне прямолинейного, патриотического кино. В ближайших планах режиссера есть желание снять абсолютный антипод уже существующих работ. Режиссер сказал, что устал работать с материалами прошлого и готов обратиться к современности. Вместо уже привычного для него изучения женских персонажей главным героем он сделает мужчину. Действие будет происходить на Северном Кавказе — в местах знакомых и близких ему. Два фильма подряд «выстрелили» в Каннах. Об успехе третьего говорить пока рано.

– Я верю в судьбу. Уверен, что большая часть того, что происходит со мной сейчас – это везение, – убежден Кантемир. – Ремесло, талант – это всё удача. Это я прекрасно понимаю, как и то, что в какой-то момент мне может не повезти. Там наверху кто-то молится за меня. Я не то чтобы религиозный человек, но все-таки верю. И у меня много вопросов к тому, кто там. Михалков сказал одну хорошую вещь, я с ним согласен: «Как только ты начнешь воспринимать всё это как должное, оно исчезнет».

Главной оценкой для Балагова является мнение его учителя.

– Александр Николаевич «Дылду» пока не видел, к сожалению. Он набрал новый курс в Санкт-Петербурге и всецело занят им. Но я уверен, что ему не понравится, как не понравилась «Теснота», – посетовал Кантемир. – Однако это мотивирует меня снять такое кино, которое он бы оценил. Когда-нибудь...

Кантемир Балагов счел обязательным для себя посетить Музей Бориса Ельцина. В зале Свободы он коротко поделился впечатлениями о нём.

– Какие чувства вызвал музей?

– Как от хорошей книги или фильма. Эмоций так много, что их ещё надо переварить. Много информации. Экспозиция обладает художественной ценностью. Это тоже впечатляет.

– Вы еще очень молоды, у вас есть собственное отношение к 90-м?

– Мой первый фильм «Теснота» посвящен событиям, которые происходили в 1998 году. Поэтому 90-е для меня это, в первую очередь, детство и ностальгия, связанная с ним. Музей позволяет провести исследование моего детства.

– Что-то особенно запомнилось, что вы хотели бы отметить?

– Самое особенное для меня, то, чего я ждал, когда мы шли в музей: экспозиция про Чеченскую войну. Это до сих пор не отрефлексированное событие, но самое запоминающееся, по крайней мере, для меня. Это время меня интересует. Я обязательно сниму об этом фильм.

Другие новости

День города

Программа Музея Бориса Ельцина ко Дню города

Программа Музея Бориса Ельцина ко Дню города
День города – значимое культурное событие Екатеринбурга. Каждый проводит праздник по-своему. Для кого-то это возможность провести время вместе с близкими, для кого-то – насладиться увлекательными городскими событиями или более глубоко погрузиться в историю Екатеринбурга.
23 июля 2019 г.
Спектакль

Театральная платформа «В Центре» открывает новый сезон

Театральная платформа «В Центре» открывает новый сезон
Очередной сезон Театральной платформы «В Центре» завершился двумя премьерными спектаклями. Оба были приглашены к участию в театральном фестивале «Реальный театр», который ежегодно проходит в первых числах сентября в Екатеринбурге.
19 июля 2019 г.
Лекция

Зара Арутюнян: «Насилие не приживается там, где уважение и достоинство»

Зара Арутюнян: «Насилие не приживается там, где уважение и достоинство»
В мае Ельцин Центр поддержал акцию #ISHAPEMYWORLD, разместив на своих площадках плакаты со специальным QR-кодом. В рамках акции 21 июня психолог Зара Арутюнян прочла лекцию «Насилие. Каким оно бывает и как его распознать».
18 июля 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.