Киноклуб Ельцин Центра 29 июня встречал призера 72-го Каннского кинофестиваля – режиссера Кантемира Балагова. 27-летний ученик Александра Сокурова представил свой новый фильм «Дылда».
В 2011 году кинорежиссер Александр Сокуров по просьбе ректора Кабардино-Балкарского университета набрал режиссерский курс в Нальчике. Целью курса было не только децентрализовать систему российского кинематографа, но воспитать новое поколение художников Северного Кавказа, которые будут рассказывать о его культуре и истории киноязыком. В 2015 году мастерскую Сокурова закончили двенадцать человек. Среди них Владимир Битоков, Кира Коваленко, Александр Золотухин и Кантемир Балагов. Два последних студента были зачислены сразу на третий курс.
Во время учебы они снимали игровые и документальные фильмы – короткий и полный метр. Читали книги из специального списка Сокурова, куда вошли Гюго, Чехов, Платонов, Шаламов. Обсуждали их. Работали по специально разработанной программе практически без выходных. Итог – работы выпускников Сокурова замечены и оценены международным киносообществом. Они занимают уверенные позиции и в российском кино. Делясь впечатлениями о тридцатом юбилейном «Кинотавре» 2019 года, ведущий киноклуба Вячеслав Шмыров и актриса Виктория Толстоганова особо отметили пронзительно трогательную картину другого выпускника мастерской Сокурова – «Мальчик русский» Александра Золотухина. О ней же, как об очень человечном кино, говорил и другой гость киноклуба режиссёр Юрий Быков.
Первая картина Кантемира Балагова «Теснота» была замечена не только на родном «Кинотавре», где победила в номинации «За лучший дебют» в 2017 году. В этом же году она вошла программу «Особый взгляд» МКФ в Каннах и получила премию Международной федерации кинопрессы – ФИПРЕССИ.
Спустя два года после резонансного дебюта Балагов снова появился на Каннском кинофестивале с фильмом «Дылда» и получил премию «За режиссуру» в программе «Особый взгляд» и ещё одну премию – ФИПРЕССИ. Действие фильма разворачивается в послевоенном Ленинграде в 1945 году. Основную роль в написании сценария «Дылды» сыграла книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Именно из нее Балагов почерпнул ключевую тему для будущей работы – жизнь женщины, опаленной войной. Дополняли работу фрагменты из опубликованных личных дневников и воспоминаний.
– Приведу пример, который был очень поучителен для меня и моего соавтора Александра Терехова, – рассказал режиссер. – Мы долго думали над сценой, когда Степан просит главврача госпиталя об эвтаназии. Сначала было сделано так, что он приходит один, без любимой женщины, и просит об этом. Было написано хорошо, но в этом не было никакого диссонанса – вполне понятная, обыденная сцена. Было бы интереснее, чтоб он пришел с женой, чтобы она его поддержала. В этом проявился бы дуализм послевоенной жестокой реальности. Я посчитал, что это будет правильно. Александр Михайлович (Терехов – ред.) сказал мне, что это бред и такого просто не могло быть. Я убедил его, и мы оставили этот фрагмент, а через неделю он прислал запись из дневника женщины, которая обвиняла доктора, спасшего ее мужа. Она говорила: «Зачем ты его спас, мне теперь всю жизнь жить с калекой». Я лишний раз убедился, что жизнь за нас уже все придумала, надо лишь точно уловить это и позаимствовать у прошлого.
Характерная черта фильмов Балагова – короткие ёмкие названия: «Теснота», «Дылда». Для второй картины выбирали название из многих вариантов. Но, отметив главное значение слова «дылда», остановились на нём.
– Вначале был страх, что будет ощущение, будто фильм только про одну героиню, – поделился Кантемир. – Но «дылда» – это еще и способ ощущения себя после войны. Отсутствие грации, неуклюжесть, неприкаянность. Люди возвращались в мирную жизнь с абсолютным отсутствием ощущения пространства, они не понимали, как вернуть тот уклад, который был до войны. Они пытались по-человечески, по-простому втиснуться в жизненное русло. Не у всех получалось.
«Дылда». Встреча с режиссером Кантемиром Балаговым
Президентский Центр Б.Н. Ельцина
Сегодня фильмы Кантемира Балагова выглядят как свежий глоток воздуха на фоне излишне прямолинейного, патриотического кино. В ближайших планах режиссера есть желание снять абсолютный антипод уже существующих работ. Режиссер сказал, что устал работать с материалами прошлого и готов обратиться к современности. Вместо уже привычного для него изучения женских персонажей главным героем он сделает мужчину. Действие будет происходить на Северном Кавказе — в местах знакомых и близких ему. Два фильма подряд «выстрелили» в Каннах. Об успехе третьего говорить пока рано.
– Я верю в судьбу. Уверен, что большая часть того, что происходит со мной сейчас – это везение, – убежден Кантемир. – Ремесло, талант – это всё удача. Это я прекрасно понимаю, как и то, что в какой-то момент мне может не повезти. Там наверху кто-то молится за меня. Я не то чтобы религиозный человек, но все-таки верю. И у меня много вопросов к тому, кто там. Михалков сказал одну хорошую вещь, я с ним согласен: «Как только ты начнешь воспринимать всё это как должное, оно исчезнет».
Главной оценкой для Балагова является мнение его учителя.
– Александр Николаевич «Дылду» пока не видел, к сожалению. Он набрал новый курс в Санкт-Петербурге и всецело занят им. Но я уверен, что ему не понравится, как не понравилась «Теснота», – посетовал Кантемир. – Однако это мотивирует меня снять такое кино, которое он бы оценил. Когда-нибудь...
Кантемир Балагов счел обязательным для себя посетить Музей Бориса Ельцина. В зале Свободы он коротко поделился впечатлениями о нём.
– Какие чувства вызвал музей?
– Как от хорошей книги или фильма. Эмоций так много, что их ещё надо переварить. Много информации. Экспозиция обладает художественной ценностью. Это тоже впечатляет.
– Вы еще очень молоды, у вас есть собственное отношение к 90-м?
– Мой первый фильм «Теснота» посвящен событиям, которые происходили в 1998 году. Поэтому 90-е для меня это, в первую очередь, детство и ностальгия, связанная с ним. Музей позволяет провести исследование моего детства.
– Что-то особенно запомнилось, что вы хотели бы отметить?
– Самое особенное для меня, то, чего я ждал, когда мы шли в музей: экспозиция про Чеченскую войну. Это до сих пор не отрефлексированное событие, но самое запоминающееся, по крайней мере, для меня. Это время меня интересует. Я обязательно сниму об этом фильм.