Как троллейбус стал экспонатом

22 ноября 2020 г.Татьяна Филиппова
Как троллейбус стал экспонатом

В Музее Бориса Ельцина прошла новая экскурсия из цикла «Полная версия» — «Троллейбус: экология и политика». Её провели 8 ноября внутри самого большого экспоната музея — настоящем московском троллейбусе. Именно в таком ездил в час пик Борис Николаевич, возглавивший в 1985 году Московский горком КПСС, чтобы понять, с какими проблемами сталкиваются москвичи в городском транспорте.

Мы привыкли считать, что троллейбус — самый экологичный вид общественного транспорта. Многие помнят, как он эволюционировал. Но мало кто знает, почему именно троллейбус оказался в Музее Бориса Ельцина.

В 1986 году троллейбус стал символом особого стиля руководства нового партийного секретаря столицы. «Москва задыхалась от перегруженности, мне хотелось убедиться воочию, как москвичи добираются до работы!» — вспоминал Ельцин.

Сегодня в экспозиции Музея первого президента России на импровизированной остановке рядом с экспонатом «троллейбус» можно увидеть фигуру самого Бориса Николаевича.

Начав работать в Москве, он прибегал к тем же методам прямого диалога с гражданами, что и в Свердловске: лично бывал на предприятиях, общался с людьми, заглядывал в заводские столовые, ездил на общественном транспорте.

У кого-то его стиль руководства вызывал симпатию неординарным подходом, кто-то относился с недоверием и даже критично, а кто-то, напротив, расценивал как стремление рассказать о проблемах, видя искренний интерес. Коллеги из высшего партийного слоя считали его популистом, нарушающим партийную этику.

«Реакция Политбюро на мои путешествия была своеобразной, — напишет позже в воспоминаниях Борис Николаевич. — Вслух неодобрения никто не выражал, но отголоски раздражения докатывались до меня. Потом, когда настала пора критики в мой адрес, мои поездки в метро и троллейбусе были названы завоеванием дешёвого авторитета».

Теперь символ неординарных методов работы Бориса Николаевича в Москве занимает одно из центральных мест в музее. Непосредственно этот экспонат был произведён в 1994 году в городе Энгельс, где и сейчас производятся троллейбусы. Вплоть до декабря 2012 года он ещё ездил по небольшому провинциальному городку Каменск-Уральскому. После списания его приобрели для музея в Ельцин Центре — как «тот самый троллейбус», символ не только методов работы первого секретаря московского обкома КПСС, но и самого безопасного городского транспорта эпохи.

Сначала его пришлось разобрать, чтобы доставить в музей, и собрать в экспозиции заново, слегка уменьшив его реальную длину. За водительским стеклом — изображение Николая Стуликова, реального водителя троллейбуса ЗИУ-9.

Первые электрические безрельсовые виды транспорта появились в России в начале ХХ века. Одним из авторов первого электро-омнибуса был инженер Ипполит Романов. Но его электромобиль на двадцать посадочных мест, циркулирующий между вокзалом и гостиницами, как-то не прижился в столице. Регулярным общественным транспортом троллейбус стал только в 30-е годы. Первые «ЛК» (Лазарь Каганович) начали выпускать в 1933 году, но первым серийным троллейбусом в 1946 году стал МТБ-82. Он выпускался до середины 60-х. Последние его образцы трудились до середины 90-х, а в бывших союзных республиках даже и до 2000-х годов.

Их сменили ЗИУ-5, выпущенные тем же самым Заводом имени Урицкого в Энгельсе. Но самым массовым в мире стал ЗИУ-9. Их выпускали с 1971 по 2015 год. Эти трудяги до сих пор бегают по улицам российских и зарубежных городов. И всё же они уходят из нашей жизни. Если раньше (до 2000 года) завод производил до полутора тысяч машин в год, то сегодня их производят не более двухсот, в основном на экспорт в Аргентину.

Вероятно, постепенно их вытеснят более дешевые виды транспорта. Например, электробусы. В связи с загруженностью городов и экологической повесткой дня тема общественного транспорта становится особенно актуальной. По мнению урбанистов, транспорт ближайшего будущего должен стать настолько удобным, чтобы граждане предпочитали его личным автомобилям.

Обсудив плюсы и минусы электробусов и троллейбусов, экскурсанты пришли к выводу, что последние ещё послужат транспортной системе страны как более дешёвый в эксплуатации и экологичный вид транспорта.

Экскурсию завершила викторина с вопросами из истории общественного транспорта и Свердловска-Екатеринбурга, в котором троллейбусы появились в 1942 году, соединив Железнодорожный вокзал и соцгородок Уралмаш.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.