В Музее Бориса Ельцина прошла новая экскурсия из цикла «Полная версия» — «Троллейбус: экология и политика». Её провели 8 ноября внутри самого большого экспоната музея — настоящем московском троллейбусе. Именно в таком ездил в час пик Борис Николаевич, возглавивший в 1985 году Московский горком КПСС, чтобы понять, с какими проблемами сталкиваются москвичи в городском транспорте.
Мы привыкли считать, что троллейбус — самый экологичный вид общественного транспорта. Многие помнят, как он эволюционировал. Но мало кто знает, почему именно троллейбус оказался в Музее Бориса Ельцина.
В 1986 году троллейбус стал символом особого стиля руководства нового партийного секретаря столицы. «Москва задыхалась от перегруженности, мне хотелось убедиться воочию, как москвичи добираются до работы!» — вспоминал Ельцин.
Сегодня в экспозиции Музея первого президента России на импровизированной остановке рядом с экспонатом «троллейбус» можно увидеть фигуру самого Бориса Николаевича.
Начав работать в Москве, он прибегал к тем же методам прямого диалога с гражданами, что и в Свердловске: лично бывал на предприятиях, общался с людьми, заглядывал в заводские столовые, ездил на общественном транспорте.
У кого-то его стиль руководства вызывал симпатию неординарным подходом, кто-то относился с недоверием и даже критично, а кто-то, напротив, расценивал как стремление рассказать о проблемах, видя искренний интерес. Коллеги из высшего партийного слоя считали его популистом, нарушающим партийную этику.
«Реакция Политбюро на мои путешествия была своеобразной, — напишет позже в воспоминаниях Борис Николаевич. — Вслух неодобрения никто не выражал, но отголоски раздражения докатывались до меня. Потом, когда настала пора критики в мой адрес, мои поездки в метро и троллейбусе были названы завоеванием дешёвого авторитета».
Теперь символ неординарных методов работы Бориса Николаевича в Москве занимает одно из центральных мест в музее. Непосредственно этот экспонат был произведён в 1994 году в городе Энгельс, где и сейчас производятся троллейбусы. Вплоть до декабря 2012 года он ещё ездил по небольшому провинциальному городку Каменск-Уральскому. После списания его приобрели для музея в Ельцин Центре — как «тот самый троллейбус», символ не только методов работы первого секретаря московского обкома КПСС, но и самого безопасного городского транспорта эпохи.
Сначала его пришлось разобрать, чтобы доставить в музей, и собрать в экспозиции заново, слегка уменьшив его реальную длину. За водительским стеклом — изображение Николая Стуликова, реального водителя троллейбуса ЗИУ-9.
Первые электрические безрельсовые виды транспорта появились в России в начале ХХ века. Одним из авторов первого электро-омнибуса был инженер Ипполит Романов. Но его электромобиль на двадцать посадочных мест, циркулирующий между вокзалом и гостиницами, как-то не прижился в столице. Регулярным общественным транспортом троллейбус стал только в 30-е годы. Первые «ЛК» (Лазарь Каганович) начали выпускать в 1933 году, но первым серийным троллейбусом в 1946 году стал МТБ-82. Он выпускался до середины 60-х. Последние его образцы трудились до середины 90-х, а в бывших союзных республиках даже и до 2000-х годов.
Их сменили ЗИУ-5, выпущенные тем же самым Заводом имени Урицкого в Энгельсе. Но самым массовым в мире стал ЗИУ-9. Их выпускали с 1971 по 2015 год. Эти трудяги до сих пор бегают по улицам российских и зарубежных городов. И всё же они уходят из нашей жизни. Если раньше (до 2000 года) завод производил до полутора тысяч машин в год, то сегодня их производят не более двухсот, в основном на экспорт в Аргентину.
Вероятно, постепенно их вытеснят более дешевые виды транспорта. Например, электробусы. В связи с загруженностью городов и экологической повесткой дня тема общественного транспорта становится особенно актуальной. По мнению урбанистов, транспорт ближайшего будущего должен стать настолько удобным, чтобы граждане предпочитали его личным автомобилям.
Обсудив плюсы и минусы электробусов и троллейбусов, экскурсанты пришли к выводу, что последние ещё послужат транспортной системе страны как более дешёвый в эксплуатации и экологичный вид транспорта.
Экскурсию завершила викторина с вопросами из истории общественного транспорта и Свердловска-Екатеринбурга, в котором троллейбусы появились в 1942 году, соединив Железнодорожный вокзал и соцгородок Уралмаш.