Как правильно архивировать современное искусство

21 октября 2021 г.Михаил Лузин
Как правильно архивировать современное искусство

В Ельцин Центре 5 октября состоялась первая конференция Сети архивов российского искусства (RAAN). Видимой для широкой публики частью стало открытие выставки «Давай построим лодку, вода придёт потом» в Круглом зале Ельцин Центра. Она продлится до 7 ноября и представляет часть архива, связанную с деятельностью художников объединения «Атомная провинция».

Непосредственно конференция впервые собрала представителей профессионального сообщества: кураторов институций – участниц проекта RAAN, независимых исследователей и сотрудников музеев и центров современного искусства из Екатеринбурга, Казани, Нижнего Тагила, Перми, Санкт-Петербурга, Сочи и других городов России.

Проект RAAN — это онлайн-каталог документов о российском современном искусстве, пополняющийся материалами из коллекций Музея «Гараж» и партнёров проекта, собрания которых связаны с историей русского современного искусства. Партнёром RAAN в Екатеринбурге этим летом стала Арт-галерея Ельцин Центра.

Зачем собирать архивы и как строится эта работа? Об этом в экспрессивном выступлении, посвящённом архивации и атрибуции видеоматериалов с выставок, рассказала Лена Артеменко, художник и сотрудница архива Музея современного искусства «Гараж»:

— Выставки останутся в истории, только если останутся в архиве. У нас невероятное количество фондов, начиная с 90-х годов и закачивая текущим моментом. Ценность видео из 90-х не только в том, что это некая фиксация того, что было. В первую очередь мы видим, как жили люди, чувствуем мощь и заряд духа того времени. Поэтому важно зафиксировать и то, что люди думают и говорят сейчас.

Как практикующий художник, я систематизировала свои материалы и заставила это сделать своих друзей. Но как правильно документировать выставку на видео? По опыту своей работы с видеоархивами 1990-х скажу, что снятые на видео эфемериды — афиша, постеры и другие печатные материалы — порой единственный способ понять, что происходило.

Порой к нам в архив попадала кассета, на которой было десять выставок, а в описи значилась только одна, а остальное надо было опознать каким-то образом. Здесь хороший пример — арт-менеджер и куратор Юлия Овчинникова, которая документировала вообще всё, все эфемериды.

Так что если кто-то из вас решит документировать локальную художественную жизнь, очень важно снять экспозицию в целом и издали. Только так можно понять кураторское решение, а не только отдельные элементы. И хорошо, если кто-то из участников скажет об этом.

По этому стандарту мы уже около трёх лет занимаемся съёмкой текущих событий, и у нас есть суперчутье, что снимать. В прошлом году из номинантов премии «Инновация» мы снимали три или четыре, и это были самоорганизации.

В архиве «Гаража» нас трое, кто занимается атрибуцией работ в базу RAAN. Мы цифруем кассеты, делаем сюжеты, ужимаем в качестве (поскольку оцифрованные копии иногда весят по 40 Гб), а исходники записываем на кассеты LTO — мы подсмотрели эту технологию в Германии.

Лена Артеменко также сообщила о критериях приёма материалов в базу. Чтобы атрибуция сюжета состоялась, о нём необходима следующая информация: событие (название выставки); дата и место съёмки; люди и искусство, появляющиеся в кадре: на такой-то секунде такой-то человек, произведение такое-то такого-то художника.

Настя Тарасова, старший хранитель архива Музея современного искусства «Гараж», рассказала о технологических изменениях, которые вскоре произойдут в базе RAAN:

— Мы давно обсуждаем вопрос географии и видимости на сайте и уже дали техническое задание разработчикам, чтобы у персоналий, представленных в каталоге, были видны города и другие события с их участием.

Есть планы на следующий год: подключиться к каталогу локаций Яндекса или Google. Сейчас мы никак не связаны с внешними сервисами. Это будет linked data — можно будет показывать отдельные части архивов, институции, с ними связанные, можно будет анализировать базы данных количественными методами, что будет полезно для социологов и историков искусства.

Хранитель архива сообщила, что в середине октября архив RAAN проведёт архивную школу, обучение продлится 4 дня и будет проходить в режиме онлайн.

В ходе конференции её участники также узнали об истории актуального искусства в Сочи, Перми, Самаре и Тольятти, особенностях изучения архивов известных российских художников (Василия Ситникова и Владислава Мамышева-Монро) и множестве других интересных вопросов.

Светлана Усольцева, работающая над архивом современного искусства Екатеринбурга, считает, что проведение конференции Сети архивов российского искусства помогло ближе познакомиться с деятельностью коллег из разных городов и опытом их работы над архивами:

— Вместе с Аней Литовских мы собираем архив современного искусства Екатеринбурга совсем недавно, начали около полугода назад. Поэтому было очень ценно оказаться внутри «сообщества», найти точки пересечения с коллегами и проговорить общие и локальные проблемы.

Например, Сергей Баландин рассказывал о работе над архивом Самары и передвижных выставках, проходивших в конце 90-х и начале 2000-х в Самаре, Екатеринбурге и других городах. И мне как исследователю интересны не только сохранившиеся полиграфические материалы, фотографии экспозиций, а восприятие этих проектов в разных городах. Оказали ли они какое-то влияние на развитие художественной среды или прошли незамеченными. В случае с Екатеринбургом это еще предстоит выяснить.

Что касается проблем, практически у каждого они возникают. Это неработающие жесткие диски, систематизация и восстановление материалов или невозможность включить проекты художников.

Исследовательница Анна Киященко в своем выступлении о работе над архивом Нижнего Тагила акцентировала внимание на человеческом опыте и восприятии значения и необходимости архива. Что делать, если художник сейчас не считает себя художником и отказывается от публичности и своих прошлых работ? Какими способами мы можем рассказать об этих проектах? Здесь много этических вопросов, и каждый случай требует индивидуального решения.

Также на конференции были затронуты вопросы архивации ближайшего прошлого — тех событий, которые проходят на наших глазах в реальном или виртуальном пространствах: соцсетях, онлайн-платформах и т.д. С одной стороны, наше цифровое время позволяет легко всё архивировать, а с другой, можно так же легко удалить какое-то событие или дискуссию.

Работа над выставкой «Давай построим лодку, вода придет потом» показала, что материалы в физическом виде (пленки, кассеты, буклеты, распечатанные релизы, газеты) сохраняются лучше, чем цифровые файлы, которые чаще всего невозможно найти.

В целом, получилась живая и интересная дискуссия. Вопросы из зала подтверждают, что архив интересует не только нас, участвующих в его сборе, но и тех, чьи проекты мы архивируем –– художников. И это, на мой взгляд, здорово. Нам вместе предстоит долгая работа над архивом и тем, что увидят следующие поколения художников, зрителей и исследователей.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.