В Ельцин Центре 5 октября состоялась первая конференция Сети архивов российского искусства (RAAN). Видимой для широкой публики частью стало открытие выставки «Давай построим лодку, вода придёт потом» в Круглом зале Ельцин Центра. Она продлится до 7 ноября и представляет часть архива, связанную с деятельностью художников объединения «Атомная провинция».
Непосредственно конференция впервые собрала представителей профессионального сообщества: кураторов институций – участниц проекта RAAN, независимых исследователей и сотрудников музеев и центров современного искусства из Екатеринбурга, Казани, Нижнего Тагила, Перми, Санкт-Петербурга, Сочи и других городов России.
Проект RAAN — это онлайн-каталог документов о российском современном искусстве, пополняющийся материалами из коллекций Музея «Гараж» и партнёров проекта, собрания которых связаны с историей русского современного искусства. Партнёром RAAN в Екатеринбурге этим летом стала Арт-галерея Ельцин Центра.
Зачем собирать архивы и как строится эта работа? Об этом в экспрессивном выступлении, посвящённом архивации и атрибуции видеоматериалов с выставок, рассказала Лена Артеменко, художник и сотрудница архива Музея современного искусства «Гараж»:
— Выставки останутся в истории, только если останутся в архиве. У нас невероятное количество фондов, начиная с 90-х годов и закачивая текущим моментом. Ценность видео из 90-х не только в том, что это некая фиксация того, что было. В первую очередь мы видим, как жили люди, чувствуем мощь и заряд духа того времени. Поэтому важно зафиксировать и то, что люди думают и говорят сейчас.
Как практикующий художник, я систематизировала свои материалы и заставила это сделать своих друзей. Но как правильно документировать выставку на видео? По опыту своей работы с видеоархивами 1990-х скажу, что снятые на видео эфемериды — афиша, постеры и другие печатные материалы — порой единственный способ понять, что происходило.
Порой к нам в архив попадала кассета, на которой было десять выставок, а в описи значилась только одна, а остальное надо было опознать каким-то образом. Здесь хороший пример — арт-менеджер и куратор Юлия Овчинникова, которая документировала вообще всё, все эфемериды.
Так что если кто-то из вас решит документировать локальную художественную жизнь, очень важно снять экспозицию в целом и издали. Только так можно понять кураторское решение, а не только отдельные элементы. И хорошо, если кто-то из участников скажет об этом.
По этому стандарту мы уже около трёх лет занимаемся съёмкой текущих событий, и у нас есть суперчутье, что снимать. В прошлом году из номинантов премии «Инновация» мы снимали три или четыре, и это были самоорганизации.
В архиве «Гаража» нас трое, кто занимается атрибуцией работ в базу RAAN. Мы цифруем кассеты, делаем сюжеты, ужимаем в качестве (поскольку оцифрованные копии иногда весят по 40 Гб), а исходники записываем на кассеты LTO — мы подсмотрели эту технологию в Германии.
Лена Артеменко также сообщила о критериях приёма материалов в базу. Чтобы атрибуция сюжета состоялась, о нём необходима следующая информация: событие (название выставки); дата и место съёмки; люди и искусство, появляющиеся в кадре: на такой-то секунде такой-то человек, произведение такое-то такого-то художника.
Настя Тарасова, старший хранитель архива Музея современного искусства «Гараж», рассказала о технологических изменениях, которые вскоре произойдут в базе RAAN:
— Мы давно обсуждаем вопрос географии и видимости на сайте и уже дали техническое задание разработчикам, чтобы у персоналий, представленных в каталоге, были видны города и другие события с их участием.
Есть планы на следующий год: подключиться к каталогу локаций Яндекса или Google. Сейчас мы никак не связаны с внешними сервисами. Это будет linked data — можно будет показывать отдельные части архивов, институции, с ними связанные, можно будет анализировать базы данных количественными методами, что будет полезно для социологов и историков искусства.
Хранитель архива сообщила, что в середине октября архив RAAN проведёт архивную школу, обучение продлится 4 дня и будет проходить в режиме онлайн.
В ходе конференции её участники также узнали об истории актуального искусства в Сочи, Перми, Самаре и Тольятти, особенностях изучения архивов известных российских художников (Василия Ситникова и Владислава Мамышева-Монро) и множестве других интересных вопросов.
Светлана Усольцева, работающая над архивом современного искусства Екатеринбурга, считает, что проведение конференции Сети архивов российского искусства помогло ближе познакомиться с деятельностью коллег из разных городов и опытом их работы над архивами:
— Вместе с Аней Литовских мы собираем архив современного искусства Екатеринбурга совсем недавно, начали около полугода назад. Поэтому было очень ценно оказаться внутри «сообщества», найти точки пересечения с коллегами и проговорить общие и локальные проблемы.
Например, Сергей Баландин рассказывал о работе над архивом Самары и передвижных выставках, проходивших в конце 90-х и начале 2000-х в Самаре, Екатеринбурге и других городах. И мне как исследователю интересны не только сохранившиеся полиграфические материалы, фотографии экспозиций, а восприятие этих проектов в разных городах. Оказали ли они какое-то влияние на развитие художественной среды или прошли незамеченными. В случае с Екатеринбургом это еще предстоит выяснить.
Что касается проблем, практически у каждого они возникают. Это неработающие жесткие диски, систематизация и восстановление материалов или невозможность включить проекты художников.
Исследовательница Анна Киященко в своем выступлении о работе над архивом Нижнего Тагила акцентировала внимание на человеческом опыте и восприятии значения и необходимости архива. Что делать, если художник сейчас не считает себя художником и отказывается от публичности и своих прошлых работ? Какими способами мы можем рассказать об этих проектах? Здесь много этических вопросов, и каждый случай требует индивидуального решения.
Также на конференции были затронуты вопросы архивации ближайшего прошлого — тех событий, которые проходят на наших глазах в реальном или виртуальном пространствах: соцсетях, онлайн-платформах и т.д. С одной стороны, наше цифровое время позволяет легко всё архивировать, а с другой, можно так же легко удалить какое-то событие или дискуссию.
Работа над выставкой «Давай построим лодку, вода придет потом» показала, что материалы в физическом виде (пленки, кассеты, буклеты, распечатанные релизы, газеты) сохраняются лучше, чем цифровые файлы, которые чаще всего невозможно найти.
В целом, получилась живая и интересная дискуссия. Вопросы из зала подтверждают, что архив интересует не только нас, участвующих в его сборе, но и тех, чьи проекты мы архивируем –– художников. И это, на мой взгляд, здорово. Нам вместе предстоит долгая работа над архивом и тем, что увидят следующие поколения художников, зрителей и исследователей.