В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге 5 мая открылась выставка уникальных артефактов из коллекции Александра Кушнира «Поколение дворников и сторожей», посвящённая героям русского рока. Выставку можно будет посмотреть до середины июля.
Александр Кушнир — музыкальный продюсер, журналист и автор книг по истории русского рока — собирал свою коллекцию более тридцати лет. Сегодня он владелец одной из крупнейших на постсоветском пространстве коллекций рок-артефактов 80–90-х годов.
В экспозицию вошли несколько сотен уникальных экспонатов из истории таких легендарных групп, как «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Звуки Му», «Гражданская оборона», «ДДТ», «Егор и Настя».
Афиши, фотографии, самиздатовские, зачастую рукописные подпольные рок-журналы, самодельные альбомы, неизвестные тексты песен Бориса Гребенщикова, графические схемы Егора Летова, машинопись Янки Дягилевой и стихи Александра Башлачёва, картины, плакаты, рисунки, списки песен к известным, вошедшим в историю рок-движения концертам-квартирникам, а также уникальные пластинки-первопрессы культовых московских, ленинградских, уральских и сибирских рок-групп. Экспозиция выставки охватывает промежуток с 1976-го по 1996 год — реальный слом эпох, подверженных глобальным тектоническим сдвигам.
Название выставки — «Поколение дворников и сторожей» — позаимствовано из песни группы «Аквариум». Оно очень точно описывает ситуацию перестройки и последующих за ней лет. Ещё не отменена статья 209 УК РСФСР о тунеядстве, и многие художники, поэты и музыканты выбирают для себя профессии, оставляющие время для занятий творчеством, а заодно снимающие вопрос с пропиской и трудоустройством.
Выставку открыла директор Арт-галереи Светлана Усольцева, поприветствовав всех, кто пришёл:
— Я хочу сказать, что эта выставка собиралась в кратчайшие сроки. Предполагалась в другом масштабе и несколько другом формате. Но, ознакомившись вместе с куратором выставки Владой Поздняковой со всем материалом, мы поняли, что невозможно выбрать — не включить, не показать некоторые материалы, которые находятся в коллекции Александра, не представить более объёмно этот важный период, участников и героев этого знакового музыкального процесса. Благодаря этим артефактам и документам, архивным материалам мы можем говорить о том, что было скрыто от современников, но также и о том, что происходит сейчас.
Руководитель галереи передала слово программному директору Ельцин Центра Илье Смирнову:
— Я хочу поблагодарить всех, кто причастен к этому проекту. Выставка, действительно, планировалась изначально как небольшая. Но, как известно, «эта музыка будет вечной…». И мы будем её слушать. И те, кто придут за нами, тоже будут её слушать. Для меня это очень личная история. Когда-то в 93-й школе учились два приятеля, одноклассники Илья Кормильцев и мой отец Андрей Смирнов. В начале двухтысячных Кормильцев бывал у нас дома, они подолгу с отцом сидели на кухне. Не могу сказать, что это было часто. Я тогда, может быть, в силу возраста не осознавал значимость его фигуры. Сейчас, спустя почти двадцать лет, мне обо многом хотелось бы их спросить, но это уже невозможно. Уважаемые дворники и сторожа, кому посвящена эта выставка, хочу сказать, что ещё неизвестно, для кого эта история важнее, для вас или ваших детей, которые здесь сегодня тоже присутствуют, — Илья ещё раз поблагодарил всех, кто помог проекту состояться.
Влада Позднякова, куратор проекта, персонально поблагодарила всех членов команды, участвующих в создании экспозиции, и в том числе своих родителей, за то, что привили любовь к этой музыке. Она объяснила, как устроена выставка и как лучше её смотреть, на что обратить внимание прежде всего:
— Я хочу процитировать магистральную мысль из своего кураторского текста: несмотря ни на что надо искать пути самовыражения, свои собственные средства выразительности, свой материал. Если у наших героев, замечательных рокеров, всё получилось, то и у нас тоже всё получится.
Официальную часть подытожил владелец коллекции Александр Кушнир:
— Прошло тридцать лет. В нашей стране ничего не изменилось. Одно из самых ярких впечатлений моей жизни, это когда в 1987 году я забрался за сорок километров от Москвы, в город Подольск, Зелёный театр, здесь это отражено. На сцену вышла группа «Наутилус Помпилиус» и без единого инструмента затянула песню «Разлука ты, разлука». У всех пошли мурашки по телу. Они были в унтер-офицерских мундирах, с крестами, с мэйкапом в виде стрел. И всем становилось жутко от времени, в котором мы живём, от гласностей и перестроек, от грядущих перемен. В зале сидели Егор Летов, Янка Дягилева, Чёрный Лукич, Шевчук, Гарик Сукачёв, Дима Ревякин («Калинов мост»). На следующий день я написал заявление об уходе с работы.
— К этой выставке причастно больше народу, чем сегодня собралось здесь. Эту выставку надо смотреть как минимум три раза. Она не сразу открывается. В ней сосредоточено много сакральных моментов, много мистики, много любви. Эту выставку готовили не люди, а эльфы. Мы это делали для вас. Приводите сюда своих детей и внуков. Здесь есть, что посмотреть.
Александр Кушнир провёл авторскую экскурсию, где отметил десять своих самых любимых экспонатов. К открытию выставки сделали каталог, что является большой редкостью в наше время. На стойке администраторов к моменту открытия оставались последние экземпляры. Каталог сделан в копировальной манере 80-х прошлого столетия — чуть сероватый, чуть засвеченный, определённо раритетный. Такое возникает ощущение, когда держишь его в руках. Но уникален он не только этим, объясняет Александр Кушнир, а прежде всего тем, что сделан был за три дня, вопреки всем представлениям о сроках.
Выставка «Поколение дворников и сторожей» продлится до 16 июля. По субботам можно посмотреть выставку с экскурсией. Кроме того, подготовлены инклюзивные экскурсии для посетителей с особыми потребностями.