Как пандемия повлияла на политику памяти

14 октября 2020 г.Михаил Лузин
Как пандемия повлияла на политику памяти

В Ельцин Центре 9 октября о предварительных итогах юбилейного года в российской политике памяти рассказал в лекции Алексей Миллер — российский историк, руководитель Центра изучения культурной памяти и символической политики Европейского университета.

В год 75-летия Победы исследователи фиксируют новые тренды: «былинизация» подвигов и постсекуляризация взгляда на Великую Отечественную войну, государственный запрос на продление возраста её героев и общественный — на индивидуализацию смысловой составляющей праздника.

Акцент на молодых

По словам Алексея Миллера, год 75-летия окончания Второй мировой войны должен был стать последним юбилеем, в котором могли бы принять заметное участие ветераны той войны, однако пандемия Covid-19 привела к досрочному пересмотру этой концепции.

— Вся программа празднования юбилея Победы была изменена, буквально с колёс. Существенно поменялась адресация: всегда было так, что ветеран должен был рассказать молодым людям о Победе, но в 2020-м рассказать фронтовик ничего не мог, потому что сидел на карантине. И центральной темой стало то, как к Победе относится молодое поколение. Обращённость к молодёжи была очень жёстко зафиксирована в законотворчестве. Владимир Путин заявил, что эстафету памяти принимают уже правнуки победителей, были внесены поправки в федеральный закон об образовании, да и одна из поправок в Конституцию касалась защиты исторической правды.

Индивидуализация памяти

Исследователь также зафиксировал изменения в общественном восприятии темы войны и Победы — и самая интересная трансформация произошла при уходе в онлайн акции «Бессмертный полк».

— Если до эпидемии Covid-19 в массовом сознании память о войне формировалась в виде коллективного солидарного тела, в онлайне она оказалась индивидуализирована, и это оказалось очень востребовано. Что такое «Бессмертный полк»? Это возвращение индивидуальности герою войны, он обретает лицо в этом шествии. Но проговорить историю этого человека в рамках шествия невозможно. А вот в онлайне именно проговаривание индивидуальных историй оказалось очень значимым и важным.

По словам Алексея Миллера, в год 75-летия Победы стали очень популярными интегрированные в соцсети приложения, через которые можно было не только прислать портрет воевавшего родственника, но и прикрепить короткий рассказ о нём. Оказалось, что у общества есть колоссальный запрос на проговаривание таких индивидуальных историй. Прежде они рассказывались только в рамках семьи, а сейчас их понесли вовне – к друзьям в социальных сетях и на корпоративные платформы. И количество реакций (лайков и комментариев) на подобные посты оказалось значительно выше, чем на посты обыденные.

Историк зафиксировал значительный рост интереса к проектам, связанным с индивидуальной памятью о войне. Количество запросов в «Яндексе» на сайт http://podvignaroda.ru, позволяющий увидеть весь воинский путь человека, выросло с 600 тысяч до более миллиона. А число запросов на сайт «Бессмертного полка» увеличилось с 2,5 миллиона в прошлом году до 4 миллионов в текущем.

Бюрократический запрос на продление возраста героев

Вторая важная тенденция этого года — это бюрократический запрос на продление возраста героев войны, — отмечает Алексей Миллер. — Люди, которые воевали, находятся в очень преклонном возрасте. Что можно сделать, чтобы сохранить память живой? Включить в память о войне любое участие: не только военный подвиг, но и трудовой.

— Десять лет разные товарищи предлагали понятие «Город трудовой славы» по аналогии с «Городами боевой славы», и в прошлом году это произошло — в законодательство введено звание «Города трудовой доблести». Екатеринбург стал одним из них. Таким образом, люди, которые работали у станка, а часто это были подростки, стали частью политики памяти. Соответственно, ещё на 7–10 лет мы героев в таком бодром виде обеспечили. А если посмотреть на экспозицию Музея тыла в Белгородской области, то можно увидеть и такой лейтмотив: дети в детском саду тоже участвовали в войне — они вкладывали мягкие вкладыши в каски солдат. Тогда мы можем ещё лет 15 получить.

Окончание «борьбы цветов» и «былинизация»

Во внешнем оформлении праздника Алексей Миллер отметил окончание «борьбы цветов». Георгиевская ленточка, которая в своё время позволила вытеснить «коммунистический» красный цвет, по мнению историка, теперь мирно сосуществует в праздничном визуале и с красными флагами, и с российским триколором. Кроме того, бюрократия в своей политике памяти пытается «приручить» и новые формы визуальности, например граффити, — к юбилею Победы был издан специальный набор образцов для граффити, и «Юнармия» вышла эти граффити рисовать.

В визуальном оформлении праздника исследователь также отметил такое явление, как «былинизация».

— Сравните советский фильм о войне и современный: идея достоверности отсутствует как класс. Новая форма подачи, «попаданцы» и прочее — это все былинизация, сказка. В ассортимент супермаркетов в майские праздники вошла пилотка, а желание одеть ребёнка в костюм солдата советской армии стало новой нормой. Мы же одеваем детей в доспехи рыцарей, даём им щит и меч, побеждающий дракона, — и победа над врагом 75 лет назад многими согражданами воспринимается в том же «былинном» ключе. Плюс Вторая мировая война присутствует в компьютерных играх — и её там очень много.

Усиление религиозных мотивов и темы страдания

В год 75-летия Победы был завершён главный храм Вооружённых сил РФ. Он буквально напичкан цифровой символикой войны — от высоты барабана купола до его диаметра. Но и это не главное, говорит Алексей Миллер.

— Храм — символ важного изменения: память о войне становится постсекулярной, и религиозные мотивы в ней становятся все более значимыми. Не случайно в недавней премьере, фильме «Страсти по Зое», одна из важнейших мучениц советского военного пантеона Зоя Космодемьянская позиционируется прежде всего не как комсомолка, а как внучка священника.

Кроме того, исследователь отметил и усиление в памяти о войне темы страдания простых людей, причём — с национальной окраской. В одном из новых залов музея на Поклонной горе — «матери всех российских военных музеев» — рассказывается об ужасах оккупации Великого Новгорода. Голод, поверженные памятники, грабежи — и это не на примере Киева или Могилёва, а на примере древнего русского города. Таким образом происходит национализация памяти, — считает Алексей Миллер.

Внешнеполитические аспекты памяти

Немаловажно появление и ещё одного зала в музее на Поклонной горе — зала освобождения Европы. В нем показана улица европейского города, на которой полевая кухня раздаёт освобождённым европейцам еду. В экспликации сказано о том, как Красная армия помогала продуктами и медикаментами даже жителям тех стран Европы, которые участвовали в коалиции с Германией. Это важный мотив, новые пропорции, и своего рода ответ на негативные изменения политики памяти в отношении России на Западе, которые произошли после 2014 года, событий в Крыму и на востоке Украины, уверен Алексей Миллер.

В сентябре 2019 года Европарламент принял резолюцию, в которой сказано о двух тоталитаризмах — немецком и советском, которые развязали войну. В этом нарративе нет ничего нового, но если раньше он проговаривался только поляками, литовцами и эстонцами, сегодня он превратился в официальный нарратив Европы.

По мнению учёного, с этого момента в России началась серьёзная работа по противодействию подобной трактовке истории. Владимир Путин в декабре 2019 года прочитал предельно жёсткую лекцию о причинах начала Второй мировой войны своим коллегам по СНГ, а затем лекцию в Израиле, посвящённую итогам войны, с посылом к европейцам и американцам — «давайте поговорим».

Тем не менее, констатировал историк, диалог не складывается, и текущая внешнеполитическая напряжённость накладывает на политику памяти серьёзный отпечаток.

— Президент США Дональд Трамп пишет твит о том, что США и Великобритания выиграли войну, а про СССР нет ни слова. Госсекретарь США Майк Помпео и представители стран Восточной Европы подписывают декларацию о том, что войска союзников освободили Аушвиц (Освенцим), но ни разу не упоминается, что это были советские войска. Мы становимся свидетелями смены подхода в политике памяти, — говорит Алексей Миллер.

По его словам, в центре европейского дискурса о войне до 80 – 90-х годов прошлого века стояло уникальное преступление — Холокост, и вопрос о том, как можно было такое допустить. В центре этого фрейма — Аушвиц, и советский солдат, который его освобождает, неизбежно предстаёт в своей положительной роли. Новый фрейм ставит в фокус начало войны, пакт Молотова–Риббентропа, в котором Советский Союз вступает в сговор с нацистской Германией. В упомянутой декларации Помпео этот фрейм сдвигается дальше — акцент делается на последствиях войны и послевоенном времени. В рамках этого нарратива страдания для Западной Европы в 1945-м закончились, так как те попали под патронат США, а для Восточной Европы только начались, так как эти страны попали под «иго Москвы».

— Если страна вместе с немцами ответственна за начало войны, а не несёт вместе с США лавры победителя на стороне добра, возникают вопросы: почему Россия заседает в Совете Безопасности ООН, имеет ли Россия голос в европейских делах? В ход идут очень большие политические ставки, сюда разными сторонами закачиваются большие политические ресурсы, и мы в начале большого пути, — констатирует Алексей Миллер. — Совершенно очевидно, что наследие памяти о Второй мировой войне – это разговор прежде всего о том, имеет ли Россия право претендовать на тот статус в международных отношениях, которым она обладает сейчас.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.