В Музее Б.Н. Ельцина 4 и 5 ноября рассказали об предыстории Дня народного единства, которому предшествовал День согласия и примирения, появившийся 4 ноября 1996 года во многом благодаря стремлению первого российского президента Бориса Ельцина сформировать общественный консенсус.
В частности, 4 ноября прошла «полная версия» на тему «День согласия и примирения», которую провёл руководитель Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина Дмитрий Пушмин, а 5 ноября тему развил научный сотрудник Музея Бориса Ельцина Евгений Емельянов, который провел экспресс-экскурсию на тему «За единую Россию».
В ходе «полной версии», состоявшейся около витрины с историей одного экспоната, Дмитрий Пушмин напомнил слушателям о том, как российское общество мучительно искало консолидирующую идею, благодаря которой социум мог бы двигаться вперед и развиваться.
– Усилия для достижения национального примирения и согласия прилагали и первый российский президент Борис Ельцин, и Администрация президента Российской Федерации, – рассказал руководитель Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина Дмитрий Пушмин. – Это было необходимо для того, чтобы мы перестали делить друг друга на красных и белых, победителей и проигравших, а каким-то образом, прибегая к компромиссам и не забывая о принципах Конституции, искали пути для движения вперед. Особую актуальность это приобрело после 1993 года, разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Таким образом, 28 апреля 1994 года был принят договор об общественном согласии, в подписании которого приняли участие представители фактически всего политического спектра.
Далее Дмитрий Пушмин рассказал о выступлении Бориса Ельцина на Ассамблее гражданского согласия 28 апреля 1994 года.
– «У нас разные убеждения и взгляды на то, какой должна быть Россия, – процитировал выступление Бориса Ельцина Дмитрий Пушмин. – Но есть одна самая важная цель, которая сумела объединить нас, – обеспечение в России гражданского мира, что самое важное сегодня. Сменились несколько поколений людей, почти не осталось тех, кто пережили трагедию Гражданской войны. Но все это время примирения не было, а значит, в нашем народе и государстве оставалась глубокая рана. Нам выпал исторический шанс начать процесс примирения и восстановления согласия в нашей стране. Сделать это будет нелегко. Противостояние живет в наших душах».
В 1996 году, после того, как президент РФ Борис Ельцин перенес операцию на сердце, он издал Указ от 07.11.1996 №1537, представленный в витрине «Истории одного экспоната» Музея Бориса Ельцина. Как отметил Дмитрий Пушмин, не все конструктивно восприняли идею инициировать 7 ноября вместо Дня Октябрьской социалистической революции празднование акта гражданского примирения. Были люди, которые относились к идее консолидации общества негативно; были и те, кто восприняли ее с одобрением. Общество нуждалось в выработке примирительной позиции по отношению прежде всего к поворотным датам, когда страна стояла на грани гражданской войны, то есть к 1917 и к 1993 годам. Эта позиция, как уточнил спикер, не предполагала соглашательства или забвения, а означала понимание.
Указ Президента от 7 ноября 1996 года № 1537 «О Дне согласия и примирения»
– В 1997 году Ельцин издал «Указ о возведении памятника россиянам, погибшим в годы Гражданской войны», который не сооружен до сих пор, – напомнил Дмитрий Пушмин хронологию. – Этот и другие документы есть в нашей коллекции и составляют одну из главных ее частей. Далее, в 1994 году был подписан договор об общественном согласии, проведена Ассамблея гражданского согласия. Спустя год появилась еще одна памятная дата: федеральный закон от 13. 03. 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», согласно которому, 4 ноября стал считаться днем освобождения Москвы от польско-литовских интервентов.
Федеральный закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»
Дмитрий Пушмин напомнил также о разнице между григорианским и юлианским календарями, которая составляет 13 дней.
– Датой освобождения Российской империи от иноземцев считалось 22 октября, – отметил Дмитрий Пушмин и привел в качестве примера цитату из «Нового летописца». – В 2004 году фракция «Единая Россия» и президент Российской Федерации выступили с инициативой перенести праздник с 7 на 4 ноября и дать ему новое название – День народного единства. Также в 2004 году общество достигло и символического согласия.
Кроме того, Дмитрий Пушмин привел в качестве иллюстрации опрос ВЦИОМ, фиксирующий отношение людей к празднику по состоянию на 1999 год.
– Многие люди, вне зависимости от возраста, профессии и образования, считали праздник 7 ноября днем Октябрьской социалистической революции, что же касается нового праздника 4 ноября, то он «прижился» в календаре, при этом доля людей, которые его признают, растет, – сказал Дмитрий Пушмин. – В 2016 году ВЦИОМ провел опрос, в ходе которого был задан вопрос, есть ли в России народное единство. По результатам опроса, 12 процентов респондентов затруднились ответить, 44 процента сказали, что народное единство, скорее, есть, чем нет; а 44 – сочли, что, вероятнее всего, единство в обществе отсутствует в принципе.
В финале встречи Дмитрий Пушмин продемонстрировал на планшете видеозапись с обращением, произнесенным Борисом Ельциным.
5 ноября прошла «полная версия» Евгения Емельянова «За единую Россию», в ходе которой Емельянов рассказал о плакате «За единую Россию» времен Гражданской войны.
– Лозунг «За единую Россию» в годы Гражданской войны означал борьбу за территориальную целостность страны, – пояснил Евгений Емельянов. – Сама идея единой и неделимой России появилась в XIX веке и была связана с обострением противоречий на окраинах империи. Тогда одним из основных вопросов был польский вопрос. В XVIII веке Польское государство прекратило свое существование, его территория была поделена между Россией, Австрией и Пруссией. При этом к России отошли территории Западной Украины и Белоруссии, которые в то время считались западнорусскими землями, а украинцы и белорусы – частями большого триединого русского народа. Поляки не смирились с потерей независимости и неоднократно восставали. Очередное польское восстание началось 1863 году, его участники боролись за воссоединение единой Польши в масштабах Речи Посполитой. Как и предыдущие, это восстание потерпело поражение. После подавления польского восстания 1863 года киевский историк Михаил Юзефович, противник польского и украинского национальных движений, выступил с инициативой установки в Киеве памятника гетману Богдану Хмельницкому, чье имя олицетворяло единство западно-русских земель и России. Большая часть замысла осталась нереализованной.
После подавления восстания 1863 года польский вопрос надолго ушел с политической сцены российской империи. Одновременно социалисты выступили за превращение России в федерацию самоуправляемых областей.
– Страну охватили забастовки и демонстрации, началась волна террористических актов, вспыхнули восстания на флоте, – продолжил Евгений Емельянов. – В этой ситуации правительство пошло на реформы. В 1906 году была издана новая редакция основных государственных законов Российской империи, ставшая фактически первой российской Конституцией. Первая статья документа гласила, что российское государство едино и неделимо. Началось формирование либеральных монархических партий.
Далее Емельянов подробно рассказал о позиции разных политических партий.
– Идея единой и неделимой России объединяла всех лидеров белого движения и стала главной позитивной идеей белогвардейцев, – отметил Евгений Емельянов. – Ее сторонниками были Деникин, Юденич и адмирал Колчак. Наиболее последовательную поддержку идее единой и неделимой России оказал генерал Деникин, возглавлявший Добровольческую армию, которая в 1919 году стала частью вооруженных сил юга России.
К слову, название «Единая Россия», как рассказал Емельянов, получил и самый мощный бронепоезд армии Деникина, который сыграл большую роль при штурме Царицына.
– Тогда же одним из художников, скрывавшимся под псевдонимом В.З., был создан плакат «За единую Россию», фрагмент которого мы видим в нашей экспозиции, – продолжил Евгений Емельянов. – Нижняя часть, скрывавшая имя художника, была обрезана. На плакате был изображен богатырь, который борется со злобным драконом большевизма. Использование змееборческих мотивов восходит к религии и фольклору, а также образу святого Георгия Победоносца. Обозначение Москвы как сердца России дословно повторяло пассаж из московской директивы Деникина. Однако Деникинское наступление на Москву потерпело полный провал. В ноябре 1919 Красная армия перешла в контрнаступление, вооруженные силы Юга России отступили в сторону юга, Дона и Кубани. В ноябре 1920 года остатки Деникинской армии с большими потерями эвакуировались из Новороссийска в Крым. В апреле того же года после новороссийской катастрофы генерал Деникин подал в отставку, передал командование армией Врангелю и отбыл в эмиграцию. Белогвардейцы на юге России во главе с Врангелем пробыли в Крыму до осени 1920 года. Но силы были неравны, в ноябре 1920 года Красная армия прорвала остатки врангелевской армии на перекопском перешейке и овладела Крымом, оставшиеся ее части эвакуировались в Стамбул. Последние белые правительства были ликвидированы в 1920–1922 годах. Деникинское наступление на Москву провалилось. У поражения Белой армии было много причин, но одной из них стала неспособность лидеров белых армий к компромиссам с национальными движениями. В 1991 году слова «советская» и «социалистическая» исчезли из названия России, и РСФСР превратилась в Российскую Федерацию. Вообще же государство является единым и прочным, когда в нем учитываются интересы всех его граждан, – подытожил Евгений Емельянов.
Ближайшая «полная версия» будет посвящена «Чайке» и ЗИЛу — автомобилях, на которых ездил Борис Ельцин.
Все мероприятия Музея Б.Н. Ельцина - в разделе "Афиша".