На первом этаже Арт-галереи Ельцин Центра открылась выставка «Андеграунд 90-х. Художники на танцполе». Представленные здесь работы – настоящий манифест творческой свободы и культурный код «рейвующих 90-х». Все они связаны с легендарным петербургским сквотом в особняке на набережной Фонтанки, 145.
В 1990 году этот адрес стал уникальным местом, объединившим под своей крышей несколько мастерских художников, и единственной точкой на карте Советского Союза, где танцевали под техно.
Синтез новой музыки и нового искусства привел к настоящему взрыву пассионарности: именно там и тогда зародилась культура рейв-вечеринок и были созданы самые значимые и дорогие работы современного российского андеграунда. Многие из них – специально для танцпола, и в неоновом ПРК-свете (увы, отсутствующем в галерее) они приобретают совершенно иную перспективу.
На выставке в Ельцин Центре впервые представлены произведения Тимура Новикова, Владислава Мамышева-Монро, Георгия Гурьянова, Сергея Бугаева-Африки и ещё десятка мастеров петербургского андеграунда.
Соорганизатором выставки выступил Центр современного искусства имени Сергея Курёхина, а куратором стала пионер российского видеоарта Ольга Тобрелутс, старт творческой карьеры которой также связан с тем самым особняком.
– Желание быть художником, даже если нет соответствующего образования, желание танцевать под электронную музыку и любоваться друг другом, – вот что объединяло посетителей и жильцов сквота на набережной Фонтанки, 145, – сказала она. – Здесь располагался «Танцпол» Алексея и Андрея Хаасов – первый техно-клуб в России. Именно здесь зародилась рейв-культура, да и само слово «танцпол» было придумано на Фонтанке.
Квартиру напротив клуба занял Георгий Гурьянов, бывший барабанщик группы «Кино», впоследствии ставший самым дорогим авангардным художником в России. На этом же этаже жили Юрис Лесник, режиссер и оператор «Пиратского телевидения», и Иван Мовсесян, придумавший и организовавший выставку «Музей Дворцовый мост». По соседству была студия арт-группы «Депрессионисты».
По словам Ольги Тобрелутс, совмещение танцевального пространства с экспозиционным породило новый формат party-выставок, популярных в Нью-Йорке в то же самое время. Законодателями моды стали Тимур Новиков, Сергей Бугаев-Африка и Георгий Гурьянов, побывавшие к тому времени в Америке. Их движения и позы следовали танцевальному направлению vogue, популярному в клубах Нью-Йорка. Они как бы имитировали девушек с обложек журнала Vogue, отсылая к одноименной песне Мадонны 1990 года и видеоклипу на неё. В моду вошли парики и манерность в духе Марии Антуанетты.
Вечеринки на Фонтанке быстро стали популярными. Чтобы попасть внутрь, было необходимо необычно, ярко и артистично одеться. Сделать это в то время можно было буквально за копейки, съездив на барахолку или взяв костюм напрокат у театральных реквизиторов.
Деньги или известность не гарантировали попадание внутрь: во входе на танцпол было отказано даже таким иконам, как Вячеслав Бутусов или Борис Гребенщиков – те были слишком по-рокерски одеты.
– Мы обращались друг к другу только на «вы», пили только шампанское, и хотели веселиться и доставлять радость окружающим. О заработке никто не думал: деньги на вечеринках зарабатывались разве что для того, чтобы организовать еще более грандиозную вечеринку, – поделилась воспоминаниями Ольга Тобрелутс.
С набережной Фонтанки, 145 вечеринки и арт-показы перекочевали в Планетарий, причём первоначально они были поданы руководству научного учреждения как «творческие вечера для молодёжи на тему космоса». А апофеозом движения стал десант в Москву: целый поезд петербургских модников прибыл в столицу, чтобы устроить легендарную Gagarin Party. Посмотреть на невиданный рейв в павильон «Космос» ВДНХ прибыла вся московская богема, а к концу мероприятия под техно танцевали все, даже космонавт Георгий Гречко, внезапно заглянувший на выставку достижений. Кстати, афиша того мероприятия стала главным визуальным символом выставки «Художники на танцполе».
Открытие выставки «Андеграунд 90-х. Художники на танцполе»
Видео: Александр Поляков
По словам Ольги Тобрелутс, активная фаза существования сквота на Фонтанке продолжалась около четырех лет, а закончилось всё так же внезапно, как и началось.
– Георгий Гурьянов, однажды снова вернувшись из Нью Йорка, сказал, что там больше не танцуют vogue. Теперь все качают железо, и музыка тоже стала жестче. Через какое-то время эта волна докатилась до нас: на ступеньках Планетария крепкие парни вылавливали изящных мальчиков-vogue, и вели с ними неприятные беседы, на рейвы стала регулярно приезжать милиция, а на танцполе началась эпоха бритоголовых качков и выкриков «давай-давай».
Особняк на Фонтанке опустел и поныне стоит, окружённый строительным забором, являясь своего рода оставленным порталом в 90-е. Удивительное время, когда художникам можно было захватить целое пустующее здание и устроить там мастерские, развесить авангардные картины на поднимающейся напротив Эрмитажа створке Дворцового моста, и уговорить сторожа за 200 долларов развести мост ещё раз, чтобы продлить выставку. А потом ехать на Фонтанку, и танцевать до упаду в синем парике и винтажном пальто Yves Saint Laurent 70-х годов, купленном за бесценок на петербургской барахолке.
Подробнее о происходившем в легендарном сквоте можно прочитать в книге Андрея Хааса «Корпорация счастья», презентация нового издания которой также прошла в рамках открытия выставки.
Выставка «Андеграунд 90-х. Художники на танцполе» продлится в Арт-галерее Ельцин Центра до 22 марта.