Как астрология и алхимия стали псевдонауками

2 марта 2024 г.Наталья Шурмина
Как астрология и алхимия стали псевдонауками

Эзотерические учения – астрология и алхимия – несколько столетий назад утратили свой научный статус, но до сих пор пытаются навести на себя академический лоск. На своей лекции в Ельцин Центре 20 февраля кандидат философских наук Сергей Пахомов объяснил, как и почему эти две древние дисциплины стали лженаучными.

Лекция председателя научной Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма, доцента Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена и Русской христианской гуманитарной академии Сергея Пахомова продолжила цикл «Лженаука: бороться или смириться?».

– Нашу эпоху я бы назвал эпохой научного господства. Учёные выступают экспертами на различных площадках, к их мнению прислушивается общество и власть имущие, на их оценках выстраиваются далеко идущие стратегии и планы. По сути дела, положение науки сейчас такое, какое было у церкви в Средние века, – отметил эксперт. – При этом наука верит лишь во всесилие и возможности человеческого разума, поэтому она постоянно что-то опровергает и доказывает, спорит и кого-то критикует, и эта динамика сообщает науке хоть и весьма специфическое, но поступательное движение вперёд.

По словам Пахомова, именно на этом фоне какие-то концепции отбрасываются, оказываются псевдонаучными, критерии науки, во многом установленные уже достаточно продолжительное время, также постоянно пересматриваются.

– Одно из самых первых употреблений термина «псевдонаука» прозвучало в конце XVIII века по отношению к алхимии. Именно тогда зарождается и развивается новая химия, уже очищенная от каких-то остатков алхимических идей. Однако чаще всего, когда говорят о псевдонауке, то кандидат номер один – это астрология. Сегодня редко можно услышать о каких-то очередных алхимических достижениях или открытии философского камня, в то время как астрология буквально повсюду. Это не просто очень популярное и массовое учение, астрология регулярно говорит о себе как о науке, что, конечно, очень раздражает учёных.

Астрология, которая рассматривалась как наука вплоть до научной революции XVII–XVIII веков, зародилась в Месопотамии около пяти тысяч лет назад, благодаря наблюдениям за звёздным небом, планетами и светилами. Она вышла из астральной религии, где звёзды считались не просто небесными телами, а богами, влияющими на жизнь людей, возникла как необходимость изучения влияния этих могущественных сущностей на жизнь человека и мир в целом. Так появилась мунданная или мировая астрология.

Сформировалась астрология уже в эллинистическую эпоху, когда греки переработали и придали классическую форму знаниям, накопленным в Месопотамии. В конце V века до нашей эры появляются гороскопы. В период Римской империи астрология стремительно набирает популярность, перерастая из элитарного искусства в доступную для всех услугу, и становится, как и сегодня, частью массовой культуры.

– Астрологию использовали практически все известные тогда крупные философские и религиозные движения – зороастризм, гностицизм, митраизм и стоицизм. Философ Посидоний Родосский превратил астрологию в мощный фундамент своей системы, потому что стоики почитали судьбу, которая руководит миром, а в звёздах видели символ неумолимой власти и силы, от которой мы вынуждены полностью зависеть. Такая фаталистическая трактовка астрологии стала доминирующей в период, когда развивается христианская религия.

В христианстве, как и в мусульманстве, формируются как минимум две тенденции отношения к астрологии. Православие отвергает эту дисциплину как некий сатанизм, а католицизм оказывается более лоялен к астрологии, которая где-то с XI–XIII веков становится частью образовательного процесса в европейских университетах, а столетиями ранее процветает наряду с алхимией в Кордове, Дамаске и Багдаде среди учёных-мусульман.

– Естественно, в христианстве продолжала господствовать идея, что звёзды не могут влиять на свободный выбор человека, что поклоняться им нельзя, потому что это магия. Звёзды созданы Богом, они не принуждают, а просто указывают какой-то путь, какой-то божественный промысел. Тем не менее астрология получает большое развитие и становится очень востребованной.

Первый удар по этой дисциплине нанёс Коперник и его гелиоцентрическая система, затем астроном Гершель в XVIII веке обнаруживает Уран, чем ставит под сомнение базирующуюся на семи планетах классическую версию астрологии и точность расчётов. Философ Фрэнсис Бэкон, изложивший новое понимание сути науки, призывал астрологию быть более экспериментальной и верифицируемой, но у астрологов сделать это не получилось.

– С XIX века, когда наука уже приобрела свои новые формы, астрология оказывается где-то на обочине. Заниматься астрологией для учёного становится зазорным, поэтому она развивается теперь уже как некая эзотерическая оккультная дисциплина. Падающее знамя астрологии подхватили теософы и понесли его в массы как эзотерическую доктрину.

Новую волну в развитии астрологии в XX веке и её коммерческий успех обеспечил британец Алан Лео, стоявший у истоков той астрологии, которая сейчас так активно и массово представлена в обществе. Она получила название теософской. Сегодня астрология с её множеством школ и течений весьма неоднородна, но каждое из них старается говорить о своей «научности», поскольку наука – это сейчас господствующая величина.

Пахомов также отметил, что благодаря влиянию швейцарского астролога Дэйна Радьяра современная астрология всё больше становится для человека не методом предсказания, а способом через гороскопы изучения самого себя, выявления своего потенциала, скрытых возможностей – астропсихологией.

– Теперь астрология немножко напоминает какое-то психологическое консультирование, психотерапию и развивается уже как гуманитарная дисциплина, – подчеркнул эксперт.

Алхимия – ещё одно эзотерическое учение, которое имеет очень древние истоки. Как считается, она зародилась в Александрии примерно в начале нашей эры и включила в себя как ремесленные, так и религиозные практики. Отцом-основателем алхимии считается Зосима Панополитанский, во многом заложивший основы последующего развития дисциплины. Вооружившись идеей Аристотеля о превращении веществ друг в друга, он выдвинул свою – о веществе-посреднике, которое при добавлении к какому-то веществу позволяет изменить его на золото.

Особенно активно алхимия развивается в эпоху расцвета арабо-мусульманского мира. Одной из важных и значимых фигур того времени был Джабир ибн Хайян, создавший ртутно-серную теорию происхождения металлов. Он полагал, что «созревание» золота можно ускорить с помощью некоего эликсира, который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро.

– Кроме того, Джабир ибн Хайян открыл азотную, серную и соляную кислоту. Надо сказать, что алхимия очень сильно помогла последующей науке в понимании того, как устроен мир химических веществ. При этом многие из них – цинк, порох, глауберова соль – были открыты случайно в процессе поиска философского камня.

Алхимия, в отличие от астрологии, более сложно приживалась в христианском обществе. Церковь боролась с алхимиками, опасаясь, что создание технологии получения золота приведёт к бунту народа против власть имущих, но при этом алхимиков очень ценили при королевских дворах. Однако шли годы, а философский камень так и не находился.

– В XVII–XVIII веке активно развивается научная химия благодаря усилиям Лавуазье, Пристли и Ломоносова, а старая теория о превращении одних веществ в другие оказывается не слишком совместимой с новым научным аппаратом. Алхимией постепенно становится заниматься зазорно, и не нашлось теософов, способных придать ей новый импульс к развитию. Так что алхимия, которой сейчас занимаются единицы, особо не претендует на статус научности, как это делает астрология.

Пахомов считает, что алхимия может со временем совсем исчезнуть, но астрология – вряд ли, поскольку пользуется определённой востребованностью в обществе. Все мы желаем знать, что нас ждёт на следующий день, желаем контролировать своё будущее, желаем понимать, кто мы такие и каковы наши возможности.

– Сейчас мир – это какие-то бесконечные и разбегающиеся галактики, а где там место человечества и есть ли кто-то подобный нам – непонятно. И в тяге к астрологии проявляется тоска по камерному, домашнему и волшебному миру прошлого, который был достаточно небольшим по размеру, где всё было понятно, всё освоено.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.