«Кадровый голод» Юрия Феклистова

4 декабря 2025 г.Наталья Шурмина
«Кадровый голод» Юрия Феклистова

В канун десятилетия Ельцин Центра, 24 ноября, в Екатеринбурге открылась выставка работ известного российского фотографа, репортёра, журналиста Юрия Феклистова. Экспозиция стала частью юбилейной программы и продолжила цикл проектов «Кадровый голод», посвящённый документальной фотографии 80–90-х годов.

Юрий Феклистов начал свою карьеру в 1984 году в газете «Комсомольская правда», в 1988 году был приглашён в журнал «Огонёк», где проработал 13 лет. Лауреат наград «Золотой глаз России», «Золотое перо России». Автор книги Le tapis rouge («Красная дорожка») и фотоальбома «Сезария Эвора».

В послужном списке Феклистова большое количество выставочных проектов, а представленная в Екатеринбурге выставка из цикла «Кадровый голод» этим летом с большим успехом демонстрировалась в Филиале Ельцин Центра в Москве, в усадьбе Долгоруковых-Бобринских на Малой Никитской. Её кураторами стали первый заместитель исполнительного директора Ельцин Центра Людмила Телень и главный продюсер культурных программ московского филиала Екатерина Шольц.

— Юрий Феклистов — блестящий фотограф и большой друг Ельцин Центра, — отметила на церемонии открытия выставки Людмила Телень. — У него потрясающая особенность: он — фоторепортёр-энциклопедист, который успевает всюду и всегда, знает всё, что где-либо происходит. Я иногда не понимаю, как он может практически одновременно оказаться в самых разных точках и снимать самые главные события.

Она пояснила, что цикл совместных выставочных проектов Ельцин Центра в Екатеринбурге и в Москве «Кадровый голод» представляет работы лучших российских фотографов, которые работали в 90-е годы, ставшие «золотым веком» российской документальной фотографии.

— Я не согласен с теми, кто называет 90-е годы «лихими», и считаю этот термин надуманным, — подчеркнул Феклистов. — Именно 90-е и 80-е годы были временем надежд и свободы, временем свободной прессы, когда открывались новые темы, сюжеты и имена.

После церемонии открытия Юрий Феклистов провёл специальную авторскую экскурсию по выставке, где друзья и гости Ельцин Центра смогли из первых уст услышать истории появления снимков, многие из которых стали символами эпохи 80–90-х. Фоторепортёр оживил свой рассказ не только удивительными деталями и подробностями, незнакомыми широкой публике, но и показал связанные с этими событиями уникальные артефакты, сохранённые на память в личном архиве.

Открывает выставку важный для истории страны кадр, который был сделан Феклистовым в июле 1990 года на XXVIII съезде КПСС. Именно тогда Борис Николаевич Ельцин публично покинул ряды коммунистов. Фоторепортёр освещал работу съезда и в тот момент, когда там появился Ельцин. Его телохранитель Александр Коржаков предупредил Феклистова: «Следи за Борисом Николаевичем». Ельцин попросил слово и сказал, что принял решение выйти из рядов КПСС, а потом медленно пошёл к выходу через большой проход Дворца съездов.

— По тем временам это был сильный, мужественный поступок, редко кто мог решиться на такое, — пояснил фоторепортёр. — Борис Николаевич шёл где-то полторы минуты в полной тишине. В зале как будто возникла театральная пауза, немая сцена, а потом за ним закрылись массивные двери. И вдруг раздался чей-то голос: «Пускай сдаст партбилет». Но в этот момент Ельцин уже садился в машину.

Свои первые фотографии первого российского президента Феклистов сделал как фотокорреспондент журнала «Огонёк» в конце 80-х. В его архиве хранится множество снимков Ельцина и его семьи, сделанных в разные годы при различных обстоятельствах. С близкими Бориса Николаевича его до сих пор связывает дружба.

В августе 1991 года Юрий Феклистов сделал кадр, который обошёл все мировые агентства: великий Ростропович с автоматом в Белом доме, куда он прилетел, чтобы поддержать защитников демократии. Именно эта фотография стала визитной карточкой мастера.

По его словам, в ночь с 21 на 22 августа он увидел и сфотографировал Мстислава Ростроповича в радиостудии, откуда шла трансляция на площадь с собравшимися возле Белого дома людьми. Музыкант ждал своей очереди, чтобы выступить, а юрист Юрий Иванов, которому поручили охранять Ростроповича, уснул у него на плече. Великий виолончелист взял у него автомат и держал его в руках. Потом Ростропович и Иванов подружились, музыкант называл его своим Санчо Панса и приглашал в гости на все праздники, как и автора знаменитого снимка.

— Здесь есть ещё одна маленькая деталь: на коленях у Юры Иванова лежит первый номер «Общей газеты», которую тогда создал Егор Яковлев, — отметил Феклистов.

В 1994 году фоторепортёру удалось запечатлеть возвращение на родину спустя 20 лет вынужденной эмиграции писателя Александра Солженицына. Прилетев из США на Дальний Восток, Солженицын с семьёй отправился от Владивостока до Москвы по железной дороге в специальном вагоне, останавливаясь в разных городах.

— Я с ними доехал до Хабаровска, а потом у Натальи Дмитриевны Солженицыной спросил, почему они решили прилететь не в Москву. Она объяснила, что Александр Исаевич, будучи математиком, всё просчитывает. Его высылали на Запад, в Германию, потом семья переселилась в Америку, где 20 лет жила в лесу в Вермонте, и своим возвращением с Запада на Восток он как бы замкнул круг, — пояснил Феклистов. — Вот такая в этом была непростая символика.

Юрий Феклистов также рассказал историю возвращения на родину и в Театр на Таганке режиссёра Юрия Любимова. На выставке представлен лишь один кадр из знаменитой серии, который автор назвал самым грустным. У входа на Ваганьковское кладбище Любимов, который шесть лет провёл в эмиграции и впервые приехал на могилу Владимира Высоцкого, присел перед лежащей бездомной собакой.

— А вот на этих снимках Елизавета II, которая по приглашению Бориса Ельцина первый и единственный раз приезжала с официальным визитом в Москву и Санкт-Петербург в 1994 году, — поясняет Феклистов, который тогда получил эксклюзивное право работать в статусе личного фотографа британской королевы. — Вот она осматривает Царь-колокол в Кремле, а тут — заходит на свою яхту, пришвартованную на Английской набережной около «Медного всадника». Я помню, как королева на приёме подарила Наине Иосифовне шкатулку с семенами растений из королевского сада, которая теперь хранится в музее. И было понятно, что это не простой сувенир, а тщательно выбранный подарок, который первой леди было получить очень приятно.

В объективе фоторепортёра — Михаил Жванецкий, Булат Окуджава, Арсений Тарковский, Тимур Гайдар, Борис Немцов, Андрей Сахаров и Елена Боннэр, Юрий Рост. Зарубежные звёзды: певец Майкл Джексон, актёры Ричард Гир, Жерар Депардье и Адриано Челентано, группа «Роллинг Стоунз», фотомодель Клаудиа Шиффер, принцесса Диана. И одновременно с этим реалии 80–90-х — очереди за водкой в Иркутске, женщины у мясного прилавка в Новомосковске. И почти с каждым героем, с каждым сюжетом у Юрия Феклистова связана особая личная история.

Выставку работ Феклистова из цикла «Кадровый голод» можно увидеть до 1 февраля в фойе кинозала Ельцин Центра. Вход свободный.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.