Четвёртая фотовыставка из цикла «Кадровый голод» отрылась в четверг 18 декабря в филиале Ельцин Центра в Москве. На этот раз выставка представляет работы известного кинорежиссёра и фотохудожника Тофика Шахвердиева. На открытии выставки случился аншлаг.
Тофика Шахвердиева представлять легко и приятно. Легко – потому, что всю свою долгую жизнь (Тофику Рзакулиевичу 87 лет) он верен одной профессии – режиссёрской, фотография – одна из граней режиссуры. Десять лет работы инженером в молодости после окончания Таганрогского радиотехнического института – не в счёт. В начале пути снимал и художественные фильмы, и документальные, сюжеты для киножурнала «Ералаш». Сотрудничал с творческим объединением «Экран», «Мосфильмом», «Ленфильмом», киностудией имени Горького. В постсоветские годы свой талант полностью отдал кино документальному (неигровому). В фильмографии Шахвердиева три десятка документальных фильмов. И всегда он не расставался с фотоаппаратом, снимал жизнь человека во всей её полноте, красоте, а порой и неожиданности. Ещё важное обстоятельство – всё его творчество проникнуто любовью и свободой от любого идеологического диктата.
А приятно представлять Шахвердиева потому, что всё, что он делает, выходит великолепно. Глубокие, интересные, острейшие, часто парадоксальные фильмы. И зрители, и профессиональное сообщество высоко оценило творчество режиссёра-мыслителя. Список его профессиональных наград и призов – очень большой: если посмотреть «Википедию», то список едва ли не больше биографии и фильмографии вместе взятых. Но поскольку речь о выставке фотографической, то одну награду назовём: Союз журналистов РФ удостоил его звания «Золотой глаз России». А ещё он – народный артист Азербайджана и заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Открывая выставку (вместе с Тофиком Шахвердиевым), первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Людмила Телень напомнила собравшимся гостям, что сегодняшняя выставка – четвёртая в цикле, и ни одна из них не похожа на другую. У каждого фотографа, а выставлялись только настоящие мастера, своя оптика (невольный, но уместный каламбур), свой индивидуальный характерный взгляд, который не спутать ни с каким другим. А также обратила внимание, что у Тофика нет фотографий политических. Зритель не увидит стучащих касками шахтёров, малиновых пиджаков, пустых прилавков, митингов с демонстрациями, официозных заседаний. Он снимает не злобу дня, а умеет увидеть в сиюминутности – вечное, в толпе – индивидуальность, живое – в мертвечине. И ещё Людмила Телень сказала, что на вопрос, который ей часто задают, – в каком жанре работает фотограф Шахвердиев – она отвечает: «в жанре Тофик Шахвердиев». По-иному определить жанр невозможно.
Затем к собравшимся обратился сам Тофик Рзакулиевич. Мастер был краток и поблагодарил всех пришедших на открытие. Пришли родные и близкие Тофика, в том числе дочь, многочисленные коллеги-фотографы, представители СМИ, известные документалисты, кураторы выставок, обычные любители фотографии. Своим присутствием фотовыставку мастера почтили классик отечественной драматургии Александр Гельман, кинорежиссёр Аким Салбиев, политик Николай Травкин.
Что на фотографиях Шахвердиева? О чём они? На фото Шахвердиева люди, очень разные, и жизнь, в которой они живут.
Можно назвать его фотоработы документальными? Да – потому что Тофик умеет выхватывать неожиданный сюжет из реальной жизни, в жанре постановочного фото не работает. И при этом нет – потому что он не просто фиксирует момент, но всегда доводит изображение до символа, вкладывая в кадр мысль или чувство, а чаще – и то и другое. Получаются невольные обобщения. У многих других фотографов пересказать содержание снимка легко, а здесь – не получится. Вот полная пожилая дачница с огромным догом, вот – двое влюблённых, или уже много лет пребывающих в браке, вот бабулечка очень преклонных лет в платочке и с двумя гусями, а это роскошный и знаменитый ассириец-чистильщик обуви с Пушкинской площади. Кадры чудесные, но о чём они? Каждый увидит своё. Спросите два десятка человек, о чём фильмы «Мимино» или «Парад планет» – и получите два десятка совсем разных ответов. Наверное поэтому Шахвердиев никогда не подписывает свои снимки. «Думайте сами, решайте сами!»
Свой метод и наставления для желающих стать фотографом Тофик Шахвердиев сформулировал в чёткие наблюдения и правила, оформленные как афоризмы. Ярко, образно, доходчиво, метафорично и, наконец, просто красиво сказано. Журналисты любят приводить цитату с собакой – «Фотограф – охотник и собака охотничья одновременно. Надо издалека учуять добычу, сделать стойку, застыть, ждать и не спугнуть…» Другие изречения – не менее интересны и глубоки.
Приведём слова, которые следовало бы брать эпиграфом к каждой фотографической выставке. «…Хорошая фотография открывает нам глаза на то, как интересен и прекрасен мир, в котором мы живём. В жизни далеко не везде и не всегда так хорошо, как нам того хочется. Бывает и криво, и голодно, и холодно, и больно, и противно, и ужасно.
Хорошая фотография – это ответ на нашу тоску по красоте и гармонии. Хорошая фотография успокаивает и настраивает нас быть в ладу с людьми и с миром».
На выставке представлены шестьдесят с небольшим фоторабот Тофика Шахвердиева – хорошие все до одной.
Выставка «Кадровый голод» Тофика Шахвердиева продлится по 28 января 2026 года. Время работы 12.00 – 20.00. 31 декабря с 12.00 до 18.00. 1 января – выходной.
В программе выставки пройдут показы фильмов Тофика Шахвердиева, которые представит сам автор.
23 декабря – «Убить человека». «Два мальчика, которые не пьют».
24 декабря – «Умереть от любви».
Филиал Ельцин Центра в Москве. Улица Малая Никитская, дом 12, стр. 1. Центральный вход, –1 этаж, выставочный зал «Подвал». Вход свободный. 18+



