«Кадровый голод» Алексея Сазонова

25 сентября 2025 г.Андрей Жданкин
«Кадровый голод» Алексея Сазонова

В московском филиале Ельцин Центра, в усадьбе Долгоруковых-Бобринских на Малой Никитской улице 18 сентября открылась очередная (третья) фотовыставка цикла «Кадровый голод». На этот раз в экспозиции представлены лучшие работы замечательного репортёра еженедельника «Московские новости» Алексея Сазонова. Жанр – документальная фотография.

Созданию выставки предшествовала большая подготовительная работа. Дело в том, что Алексей после московского периода жизни вернулся в свой родной Воронеж, где ушел из жизни в 2021 году. В последние годы он тяжело болел и находился в творческом кризисе. Семья Алексея Сазонова передала его фотоархив Ельцин Центру. Разбирать большой архив, устанавливать персон, время (дату) и место съёмки, точные названия событий и мероприятий – очень трудоёмкая и хлопотная работа, хотя и незаметная.

Алексей Сазонов родился и вырос в Воронеже. Там же закончил строительный институт, но судьба распорядилась так, что Алексей стал большим мастером фотографии. Перебрался в Москву, работал в разных изданиях: и региональных, и центральных, в том числе в «Красной звезде», «Деловом мире», и в агентствах, среди них РИА Новости. Стал блестящим репортёром, снимал в горячих точках – в Чечне, Абхазии, Таджикистане, в бастующих шахтёрских посёлках. В 1992-м году пришёл в «Московские новости». Его снимки публиковали крупнейшие мировые информационные агентства.

Выставка состоит из двух частей: политические портреты и жанровые снимки. На фотографиях Сазонова, что относятся к политическому портрету, присутствую все, или практически все политические фигуры 90-х: Михаил Горбачёв, Борис Ельцин, Анатолий Чубайс, Егор Гайдар, Борис Немцов, Виктор Илюшин, Евгений Примаков, Руслан Хасбулатов, Геннадий Зюганов, Григорий Явлинский, Александр Лебедь, Виктор Черномырдин, Михаил Касьянов, Борис Березовский, Павел Бородин, крупнейшие бизнесмены и многие другие. Надо сказать, что рассматривать знакомые лица на фотографиях Сазонова невероятно интересно: персоны вроде узнаваемы, но чрезвычайно отличаются от привычных. Ракурсы, выражения лиц, неожиданные моменты, которые уловил фотограф, – очень человеческие, без позы и глянца, не забронзовевшие, здесь они не работают на камеру. Мы видим неожиданные чёрточки характеров этих людей. Лица политиков на фотографиях Сазонова приобретают глубину, объём, иногда теплоту. Взгляд фоторепортёра всегда небанальный. Сейчас такие фотографии практически перевелись.

Алексей входил в кремлёвский пул журналистов, снимал на мероприятиях самого высокого уровня, но к «паркетникам» (так часто на профессиональном жаргоне называют участников пула, которые порой выступают в качестве обслуживающего персонала) его причислить категорически нельзя. Он снимал не чиновников, а людей, которыми они остаются даже на самых высоких постах, в самых серьёзных кабинетах. На снимках Сазонова в них проступает что-то настоящее, которое вовсе не обязательно может выглядеть симпатично.

Открыл выставку Виктор Лошак, человек в сфере СМИ очень известный, авторитетный, уважаемый. Виктор Григорьевич работал в «Московских новостях» в самый звёздный период еженедельника: с 1986-го по 2003-й, причём с 1995-го был главным редактором газеты. Обращаясь к собравшимся, Виктор Лошак сказал, что не будет рассказывать о редакционном процессе (хотя в «Московских новостях» тех лет он был невероятно интересным).

– Спасибо Лёше, что он собрал здесь нас всех – своих коллег по «Московским новостям».

С 1986 года, с момента прихода главным редактором Егора Яковлева, и в 1990-е еженедельник «Московские новости» был в числе лидеров отечественной демократической прессы. Сложился мощный творческий журналистский коллектив: и пишущих, и что не менее важно – снимающих журналистов. Люди старшего поколения помнят читаемые всей страной статьи из «Московских новостей», первую полосу газеты с роскошными снимками (имеются в виду удачные номера). Москвичи могут помнить очереди читателей у стендов с расклеенной газетой под стенами редакции на Пушкинской площади. Среди звездных имён Алексей не затерялся, а по достоинству и качеству снимков вошёл в их число. Его снимки украшали еженедельник. По словам Виктора Лошака, фотографии «Московских новостей» звёздного периода изменили взгляд на окружающий мир, окружающую действительность.

– Лёша в своём взгляде на мир, в профессии был честным, смелым, даже отчаянным. Те, кто читал «Московские новости», наверняка помнят его снимки с Чеченской войны, в Чечню он летал более десятка раз, – сказал Виктор Лошак.

«Сложный, невероятной талантливый, мечущийся и очень добрый», – так вспоминал Алексея Сазонова один из его коллег, к сожалению, в некрологе.

Журналист и писатель Михаил Шевелёв, также трудившийся с Сазоновым в «Московских новостях», отметил другие черты характера Алексея.

– Был очень нервным, очень требовательным, перфекционистом. Свет – не так, всё – не так! Главный его страх – снимок выйдет не так.

И ещё поделился наблюдением, неожиданным для пишущего человека: фото – более долгоживущая история, чем тексты. Тексты забываются, фото – останутся.

– Фото Алексея Сазонова – отличный школьный учебник по истории того периода времени, – добавил Шевелёв.

Следует сказать, что в «Московских новостях» того периода руководство газеты, и фотослужбы, в частности, понимало, любило и ценило фотографию. Иначе бы не предоставляли для фотоснимков столько газетной площади. В любой газете за пространство полосы идёт бой, соревнование, борьба. И вдобавок – рядом коллеги-фотографы также самого высокого класса. Алексей часто побеждал в честной, но жёсткой конкуренции.

И журналист Татьяна Скоробогатько работала в то время в «Московских новостях». Она бывала вместе с Алексеем на редакционных заданиях в качестве пишущего корреспондента и обратила внимание на другие качества Алексея Сазонова: «Он был отличным товарищем!» А главное профессиональное достоинство Сазонова, по мнению Татьяны, – умение поймать момент. Он это умел как никто.

Рассматривая фотографии Сазонова, проникаешься глубоким уважением к мастеру. Сколько терпения, понимания (предвидения, если угодно) требовалось, чтобы снять тот или иной кадр. И можно представить, какой жёсткий отбор, отсев проводил автор каждый раз. Держать высочайшую планку очень непросто.

Вы наверняка не видели такого Юрия Лужкова, такого Виктора Илюшина или Павла Бородина. А с роскошным снимком Геннадия Зюганова, сидящего дома в носках, вообще история вышла. Снимок занял практически всю первую полосу. Геннадий Андреевич обиделся надолго, но страна увидела живого человека, без глянца. Поэтому на такие выставки стоит ходить, в них – реальная история страны. Не зря девяностые иногда называют золотым веком российской документальной фотографии.

Фотовыставка работ Алексея Сазонова из цикла «Кадровый голод» в московском Филиале Ельцин Центра по адресу улица Малая Никитская, дом 12, строение 1 продлится по 16 ноября 2025 года. Вход свободный, время работы с 12.00 до 20.00 ежедневно.

Центральный вход, выставочный зал «Подвал» (1 этаж). Возраст: 18+

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.