В Арт-галерее Ельцин Центра к 300-летию Екатеринбурга 28 апреля открылась выставка «В спорах рождается город», рассказывающая об изменениях облика столицы Урала за последние 70 лет и о том, как споры архитекторов, журналистов и жителей стали движущей силой трансформации городской среды.
Представленные на выставке арт-объекты, фотографии, кинохроника, газетные публикации, книги, эскизы и чертежи из музеев, архивов и частных коллекций демонстрируют особенности внутрицеховых и общественных дискуссий об архитектуре города, способах его исследовать и описывать.
— Выставка посвящена самой идее того, что о будущем города можно как-то дискутировать. На рубеже 50–60-х годов площадкой для споров служили газеты, которые призывали горожан откликаться на публиковавшиеся тогда проекты новых зданий, а в 80–90-е годы и позже люди выходили на акции протеста, защищая историческое наследие, парки и скверы, — пояснила куратор выставки Марина Соколовская. — Через материальные объекты мы показываем, как в советское и постсоветское время менялся не только образ города, но и способы выражения мнения о строительстве и архитектуре.
Работа екатеринбургской художницы Софьи Содерберг «Товарищ Свердловск устремляется вверх. Масштаб 1:70000» открывает выставку и служит символом незатихающей многие десятилетия дискуссии об этажности города. Образ растущего ввысь Свердловска-Екатеринбурга олицетворяет нарисованный углём пролетарий, который в своих могучих руках держит эскиз с силуэтами многоэтажек. Тут же автор предлагает посетителям выставки попробовать себя в роли градостроителей и путём взаимодействия с инсталляцией менять на свой вкус силуэт города.
На оборотной стороне росписи авторы выставок и представили Екатеринбург эпохи 90-х — уже сменивший имя и открывшийся для иностранцев. Город криминальных войн и серых панельных многоэтажек становится более красочным за счёт расцвета уличной торговли и одновременно, благодаря демократическим переменам в стране, выстраивает новые, свободные отношения со своими жителями. Местные художники смело устраивают различные перфомансы, зачастую не согласовывая свои действия с властями. На одной из представленных фотографий можно увидеть, как Александр Голиздрин, пытаясь создать пространство для новогоднего праздника, залил льдом в самом центре города бюст Петра Первого.
— Если вспомнить 90-е годы, то двери подъездов ещё не заперты, не стоят домофоны, люди более свободно передвигаются по городу, повсеместно не натыкаясь на заборы. Казалось бы, времена сейчас менее опасные, а количество ограждений растёт, — отметила Соколовская.
Квинтэссенцией изменений в городской среде с 90-х годов по наши дни стал стоящий в пространстве выставочного зала окрашенный в красный цвет павильон из металлической сетки. Он символизирует как многочисленные заборы, разрушающие единое пространство Екатеринбурга, так и до сих пор сохранившиеся решётки на окнах домов — знак нестабильности и страха.
Произведение «Геопсихометрическая экспертиза города: Екатеринбург» группы «МишМаш» вместе с фотокопией рукописи художника и архитектора Льва Эппле «Преимущества и возможности пешеходного города» — это иллюстрация ещё одного давнего спора о том, для кого создается городское пространство, кто в нём важнее: пешеход или автомобилист. «МишМаш» изучали город по фотографиям куратора Светланы Усольцевой и создали серию похожих на дорожные знаки картин, которые посетители выставки могут собрать в своеобразную карту города, где обозначены гостиница «Исеть», фасад дома на улице Малышева и купол над зданием аптеки на улице Пушкина, тротуарная плитка и стены подъездов.
«Свердловск является колыбелью крупнопанельного домостроения в Советском Союзе. Здесь ещё в 1934 году родилась, а в 1945 и последующие годы получила своё практическое осуществление идея полносборного жилищного строительства, без ограничения этажности, из крупноразмерных деталей и узлов серийного заводского производства», — писали в своей статье руководитель Свердловского домостроительного комбината Ельцин, главный инженер комбината Копылов и главный технолог Имшенецкий.
Считается, что первый панельный дом в СССР был построен в городе Берёзовском Свердловской области в 1945 году. Поначалу такие дома были украшены декором, но затем эстетика на какое-то время ушла на второй план. Строительство панельных домов решало острую задачу реновации городов, жители которых из коммунальных квартир и бараков переезжали в «хрущёвки», а затем в «панельки». Новое жильё нужно было строить быстро и экономно, однако с 50-х годов одним из требований архитекторов и общества стало «преодоление монотонности застройки», её серости. Дома из железобетонных конструкций стали пытаться сделать не только долговечными, но и красивыми.
— Если мы возьмём массовую застройку советской поры, то архитектор всё время проигрывал строителю и власти, которая была заказчиком строительства, — подчеркнула Соколовская. — Надо было строить «красиво, быстро и дёшево».
В стране устраиваются выставки разного рода строительных панелей, демонстрирующие разнообразие дизайна и региональную специфику. Чтобы придать её свердловской городской застройке, на Урале стали использовать природный камень. Людмила Лалетина из «Уральского ПромстройНИИпроекта» в своём альбоме собрала 38 образцов оформления стеновых панелей из 13 пород камня. Позже возникла идея добавлять в бетон цветную крошку. На выставке представлена коробка с образцами такого бетона, подаренная Борису Ельцину на день рождения в 1983 году. Именно в этот период за счёт плитки, цветных панелей, суперграфики, белого облицовочного камня и красного кирпича в Екатеринбурге появляются более выразительные многоэтажки, что хорошо видно на примере застройки микрорайонов Синие камни, Заречный и ЖБИ.
— Опыт показывает, что с нами всегда были и остаются вопросы о том, строить в городе высокие или малоэтажные дома, каким будет Екатеринбург через 20–30 или даже 100 лет, нужна ли городу реновация, комфортнее ли жить там, где всё централизованно управляется, или есть свобода отношений с городским пространством. Более того: город и есть пространство общественных дискуссий и действий, — отметила Соколовская, которая руководит экспозиционно-выставочным отделом музея Бориса Ельцина.
Выставка «В спорах рождается город» продлится до 16 июля. Это первый, но далеко не последний проект Ельцин Центра в рамках празднования 300-летия Екатеринбурга.
5 мая откроется ещё одна экспозиция — «Поколение дворников и сторожей», представляющая коллекцию музыкального продюсера, журналиста и автора книг по истории русского рока Александра Кушнира. Среди прочего она расскажет историю свердловского рок-клуба.
— В рамках выставки «В спорах рождается город» у нас запланирована обширная событийная программа совместно с Уральским филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, где также открылась выставка об архитектуре Екатеринбурга, — отметила директор Арт-галереи Светлана Усольцева. — В течение полутора-двух месяцев по субботам планируются экскурсии, где вопросы о городе будут подниматься через разные объекты, встречи, разговоры и обсуждения. Затем мы собираемся в Перми, которая также отмечает своё 300-летие, показать выставку уральских художников, которая будет назваться «По ту сторону Уральских гор», а работы пермских авторов можно будет увидеть в Арт-галерее Ельцин Центра уже в начале августа.