К 300-летию Екатеринбурга: как рождался город прогулок и досуга

4 мая 2023 г.Наталья Шурмина
К 300-летию Екатеринбурга: как рождался город прогулок и досуга

В Арт-галерее Ельцин Центра к 300-летию Екатеринбурга 28 апреля открылась выставка «В спорах рождается город», рассказывающая об изменениях облика столицы Урала за последние 70 лет и о том, как споры архитекторов, журналистов и жителей стали движущей силой трансформации городской среды.

Представленные на выставке арт-объекты, фотографии, кинохроника, газетные публикации, книги, эскизы и чертежи из музеев, архивов и частных коллекций демонстрируют особенности внутрицеховых и общественных дискуссий об архитектуре города, способах его исследовать и описывать.

— Выставка посвящена самой идее того, что о будущем города можно как-то дискутировать. На рубеже 50–60-х годов площадкой для споров служили газеты, которые призывали горожан откликаться на публиковавшиеся тогда проекты новых зданий, а в 80–90-е годы и позже люди выходили на акции протеста, защищая историческое наследие, парки и скверы, — пояснила куратор выставки Марина Соколовская. — Через материальные объекты мы показываем, как в советское и постсоветское время менялся не только образ города, но и способы выражения мнения о строительстве и архитектуре.

Работа екатеринбургской художницы Софьи Содерберг «Товарищ Свердловск устремляется вверх. Масштаб 1:70000» открывает выставку и служит символом незатихающей многие десятилетия дискуссии об этажности города. Образ растущего ввысь Свердловска-Екатеринбурга олицетворяет нарисованный углём пролетарий, который в своих могучих руках держит эскиз с силуэтами многоэтажек. Тут же автор предлагает посетителям выставки попробовать себя в роли градостроителей и путём взаимодействия с инсталляцией менять на свой вкус силуэт города.

На оборотной стороне росписи авторы выставок и представили Екатеринбург эпохи 90-х — уже сменивший имя и открывшийся для иностранцев. Город криминальных войн и серых панельных многоэтажек становится более красочным за счёт расцвета уличной торговли и одновременно, благодаря демократическим переменам в стране, выстраивает новые, свободные отношения со своими жителями. Местные художники смело устраивают различные перфомансы, зачастую не согласовывая свои действия с властями. На одной из представленных фотографий можно увидеть, как Александр Голиздрин, пытаясь создать пространство для новогоднего праздника, залил льдом в самом центре города бюст Петра Первого.

— Если вспомнить 90-е годы, то двери подъездов ещё не заперты, не стоят домофоны, люди более свободно передвигаются по городу, повсеместно не натыкаясь на заборы. Казалось бы, времена сейчас менее опасные, а количество ограждений растёт, — отметила Соколовская.

Квинтэссенцией изменений в городской среде с 90-х годов по наши дни стал стоящий в пространстве выставочного зала окрашенный в красный цвет павильон из металлической сетки. Он символизирует как многочисленные заборы, разрушающие единое пространство Екатеринбурга, так и до сих пор сохранившиеся решётки на окнах домов — знак нестабильности и страха.

Произведение «Геопсихометрическая экспертиза города: Екатеринбург» группы «МишМаш» вместе с фотокопией рукописи художника и архитектора Льва Эппле «Преимущества и возможности пешеходного города» — это иллюстрация ещё одного давнего спора о том, для кого создается городское пространство, кто в нём важнее: пешеход или автомобилист. «МишМаш» изучали город по фотографиям куратора Светланы Усольцевой и создали серию похожих на дорожные знаки картин, которые посетители выставки могут собрать в своеобразную карту города, где обозначены гостиница «Исеть», фасад дома на улице Малышева и купол над зданием аптеки на улице Пушкина, тротуарная плитка и стены подъездов.

«Свердловск является колыбелью крупнопанельного домостроения в Советском Союзе. Здесь ещё в 1934 году родилась, а в 1945 и последующие годы получила своё практическое осуществление идея полносборного жилищного строительства, без ограничения этажности, из крупноразмерных деталей и узлов серийного заводского производства», — писали в своей статье руководитель Свердловского домостроительного комбината Ельцин, главный инженер комбината Копылов и главный технолог Имшенецкий.

Считается, что первый панельный дом в СССР был построен в городе Берёзовском Свердловской области в 1945 году. Поначалу такие дома были украшены декором, но затем эстетика на какое-то время ушла на второй план. Строительство панельных домов решало острую задачу реновации городов, жители которых из коммунальных квартир и бараков переезжали в «хрущёвки», а затем в «панельки». Новое жильё нужно было строить быстро и экономно, однако с 50-х годов одним из требований архитекторов и общества стало «преодоление монотонности застройки», её серости. Дома из железобетонных конструкций стали пытаться сделать не только долговечными, но и красивыми.

— Если мы возьмём массовую застройку советской поры, то архитектор всё время проигрывал строителю и власти, которая была заказчиком строительства, — подчеркнула Соколовская. — Надо было строить «красиво, быстро и дёшево».

В стране устраиваются выставки разного рода строительных панелей, демонстрирующие разнообразие дизайна и региональную специфику. Чтобы придать её свердловской городской застройке, на Урале стали использовать природный камень. Людмила Лалетина из «Уральского ПромстройНИИпроекта» в своём альбоме собрала 38 образцов оформления стеновых панелей из 13 пород камня. Позже возникла идея добавлять в бетон цветную крошку. На выставке представлена коробка с образцами такого бетона, подаренная Борису Ельцину на день рождения в 1983 году. Именно в этот период за счёт плитки, цветных панелей, суперграфики, белого облицовочного камня и красного кирпича в Екатеринбурге появляются более выразительные многоэтажки, что хорошо видно на примере застройки микрорайонов Синие камни, Заречный и ЖБИ.

— Опыт показывает, что с нами всегда были и остаются вопросы о том, строить в городе высокие или малоэтажные дома, каким будет Екатеринбург через 20–30 или даже 100 лет, нужна ли городу реновация, комфортнее ли жить там, где всё централизованно управляется, или есть свобода отношений с городским пространством. Более того: город и есть пространство общественных дискуссий и действий, — отметила Соколовская, которая руководит экспозиционно-выставочным отделом музея Бориса Ельцина.

Выставка «В спорах рождается город» продлится до 16 июля. Это первый, но далеко не последний проект Ельцин Центра в рамках празднования 300-летия Екатеринбурга.

5 мая откроется ещё одна экспозиция — «Поколение дворников и сторожей», представляющая коллекцию музыкального продюсера, журналиста и автора книг по истории русского рока Александра Кушнира. Среди прочего она расскажет историю свердловского рок-клуба.

— В рамках выставки «В спорах рождается город» у нас запланирована обширная событийная программа совместно с Уральским филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, где также открылась выставка об архитектуре Екатеринбурга, — отметила директор Арт-галереи Светлана Усольцева. — В течение полутора-двух месяцев по субботам планируются экскурсии, где вопросы о городе будут подниматься через разные объекты, встречи, разговоры и обсуждения. Затем мы собираемся в Перми, которая также отмечает своё 300-летие, показать выставку уральских художников, которая будет назваться «По ту сторону Уральских гор», а работы пермских авторов можно будет увидеть в Арт-галерее Ельцин Центра уже в начале августа.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.