К 100-летию Майи Плисецкой: Ave Maya

27 ноября 2025 г.Татьяна Филиппова
К 100-летию Майи Плисецкой:  Ave Maya

20 ноября страна отметила 100-летний юбилей Майи Плисецкой. Двумя днями ранее, 18 ноября в Ельцин Центре в Екатеринбурге прошел вечер памяти балерины. Концерт Ave Maya открыл программу, посвящённую 10-летию Ельцин Центра.

Проект состоялся благодаря двум вдохновителям – пианисту Алексею Гориболю и хореографу, руководителю Урал Балета Максиму Петрову. Ведущие артисты трупы исполнили как главные партии, сделавшие Майю Михайловну всемирно знаменитой, так и новые работы, вдохновлённые её творчеством.

Название вечера Ave Maya – дань шедевру мировой классики, поставленному специально для Плисецкой Морисом Бежаром. Он поставил для неё два балета – «Больная роза» и «Айседора».

Весь вечер на 72-метровом экране Атриума – фотография примы в роли Одетты–Одиллии, сделанная Ричардом Аведоном. Он смог запечатлеть тончайшую вибрацию, в которой руки Плисецкой – не только крылья, но и волны, ветер, космос, в котором сосредоточено всё живое.

Вечер открыл бой курантов из балета «Кармен-сюита». Многие десятилетия это означало, что знаменитый бык Бориса Мессерера поднимается на театральные колосники и на сцене оказывается бесконечно хрупкая Майя Плисецкая. Зал сначала зловеще молчит, а потом взрывается аплодисментами. Ей аплодировали студенты на галёрках, первые лица государства и коронованные особы в императорской ложе.

Однажды Алексей Гориболь спросил у своей мамы, какой была молодая Плисецкая. Она ответила, что «электричество» пронизывало людей уже на Театральной площади, которую оцепляли во время её выступлений.

– Первые такты вариации Китри из балета «Дон Кихот» тонули в звуках стонущего зала. Зал стонал от счастья, что видит молодую Плисецкую. Мне повезло, – рассказал Алексей Гориболь, – я много раз видел Плисецкую на сцене. Старался не пропускать её спектакли. Застал «Лебединое озеро» не раз и даже её последний выход в этой роли на юбилейном вечере в честь 55-летия, где она танцевала белое адажио из второго акта. И каждый раз не верил своему счастью.

Общался он и с мамой Майи Плисецкой, Рахиль Мессерер, актрисой немого кино, которая старалась не пропускать ни одного выступления своей дочери.

В концерте прозвучала музыка к балетам «Дон Кихот» Минкуса, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, «Раймонда» Глазунова, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, пьесе «Лебедь» Сен-Санса. Также Алексей Гориболь исполнил адажио Марчелло/Баха, которое он повторил вечером 20 ноября в Большом, аккомпанируя Диане Вишнёвой на вечере, посвящённом Майе Плисецкой.

Весь вечер он рассказывал о своём восприятии феномена Плисецкой – первом в ранней юности и более позднем во время профессиональных встреч.

Премьерой вечера стала миниатюра «Руки» композитора Дмитрия Мазурова. Слова балерины из документального фильма 1964 года о ней «Вы говорите руки? Это крылья» облекли в музыкальную форму. Их танцевальное воплощение сочинил Максим Петров. Он в самом ближайшем будущем будет ставить в Большом «Анну Каренину», написанную Родионом Щедриным специально для Плисецкой.

Вообще, Щедрин написал для неё пять балетов. Ещё: «Конёк-Горбунок», «Кармен-сюита», «Чайка» и «Дама с собачкой». Они познакомились в московской квартире Лили Брик. И все, кто при этом присутствовал, отметили химию, которая произошла между ними. Они прожили вместе пятьдесят семь лет.

Благодаря невероятному трудолюбию Плисецкая продлила свой профессиональный век до 55 лет. Исполняла отдельные партии до 75. Преподавала и ставила спектакли. И всегда была неподражаема. Её партии было невозможно повторить.

Было в ней с детства нечто царственное. Когда в 8 лет тётя, Суламифь Мессерер, привела её на подготовительное отделение хореографического училища и после исполнения номера маленькая Майя вышла на поклон, все без исключения поняли, что это будущая прима.

Эту царственность отмечал в ней и Пьер Карден. Майю Плисецкую называли музой французского кутюрье. Он дружил с ней, вдохновлялся её танцем и создал для нее костюмы к балетным постановкам «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой».

В память о Майе Плисецкой и Родионе Щедрине Алексей Гориболь (рояль) и Михаил Калупин (скрипка) исполнили пьесу-шутку Родиона Щедрина «В подражание Альбенису».

Вечер завершился знаменитым па-де-де из балета «Дон Кихот» – своеобразной визитной карточкой Майи Плисецкой. Публика аплодировала стоя.

Артисты Урал Балета трижды выходили на гала-поклон: Анна Домке, Мана Кувабара, Екатерина Кузнецова, Анфиса Леготина, Мария Михеева, Александр Меркушев, Мики Нисигути, Варвара Пугачёва, Алексей Селивёрстов и Михаил Хушутин.

– Да, она была царственной и, в то же время, поверьте мне, скромной и земной. Думаю, она была бы довольна этим тёплым и честным вечером в её честь, – подытожил Алексей Гориболь. – С днём рождения, Майя Михайловна!

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.