«Из музея в кино»: история на большом экране

31 мая 2023 г.Наталья Шурмина
«Из музея в кино»: история на большом экране

В Ельцин Центре в мае стартовал новый цикл «Из музея в кино». Кинопрограмма переносит фильмы из музейной экспозиции «Лабиринт истории» на большой экран, чтобы зритель мог увидеть, как одни и те же события российской истории оцениваются художниками разных времен.

— Наш проект — это обращение к истории средствами кино. Каждый раздел лабиринта будет представлен фильмом из экспозиции Музея Ельцина или дополнен иной картиной, вступающей в диалог с музейными материалами, — отметила культуролог, доцент УрФУ Лилия Немченко, которая выступила куратором кинопрограммы. — История представлена и как фактический материал, и как особый авторский взгляд, предопределённый контекстом создания фильма.

Цикл «Из музея в кино» открылся показом в сопровождении живой музыки легендарного фильма «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна, посвящённого одному их ключевых событий первой русской революции. По словам Немченко, эта картина образно выражает основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия.

— Летом 1925 года в стране начинается очень серьёзная подготовка к 20-летию первой русской революции. В рамках празднований был запланирован фильм, который заказали молодому Эйзенштейну по сценарию известной революционерки Нины Агаджановой-Шутко. Однако сроки были очень жёсткие — три месяца. В итоге режиссёр от масштабной эпопеи отказывается и берёт только один эпизод — восстание на броненосце «Потёмкин». Премьера фильма состоялась в конце декабря на торжественном заседании в Большом театре. Красный флаг в финале картины, в эпоху чёрно-белого кино вручную раскрашенный съемочной группой, вызывает в зале бурные овации.

В процессе работы над фильмом Эйзенштейн увлёкся психологией и познакомился с учёным Львом Выгодским, который дал ему ещё в рукописи почитать свой труд «Психология искусства», где автор вводит понятие катарсиса. В результате Эйзенштейн, для которого было очень важно добиться коллективной эмоции, единения зала, за счёт новаторских форм и новых выразительных средств сумел превратить свои работы в очень мощную манипулятивную систему, заставляющую зрителя страдать, негодовать и ненавидеть.

Если до Эйзенштейна монтаж фильмов в основном был способом рассказывать историю, то молодой советский режиссёр выводит на первое место впечатление. Быстрая смена общих и крупных планов, частота кадров повергали зрителей в шок, а новаторский метод так называемого «монтажа аттракционов», где самые тревожные, впечатляющие моменты быстро чередуются с более размеренными, не позволял расслабиться.

Немченко напомнила, что Эйзенштейн был учеником великого театрального режиссёра Всеволода Мейерхольда и пришёл в кино из театра. Всю свою жизнь, во всех выступлениях он говорил, что кино должно создавать свой собственный язык и быть непохожим на театр. Эта идея и стремление создать новый, особый язык сделали Эйзенштейна одним из самых известных мировых режиссёров.

— О фильме опять начали говорить в 90-е годы, было много рассуждений о манипулятивности в работах Эйзенштейна, о монтаже как средстве манипуляций. Но в конечном итоге «Броненосец „Потёмкин“» — это не просто гимн во славу революции, а история про то, как одно насилие порождает другое, и эта цепная реакция не может остановиться, покуда насилие выгодно, покуда оно будет производиться. И в этом отношении фильм оказывается абсолютно современным.

Цикл «Из музея в кино» продолжился показом ещё одного немого шедевра раннего советского историко-революционного кинематографа — картины Всеволода Пудовкина «Конец Санкт-Петербурга», снятой в 1927 году по сценарию драматурга Натана Зархи в Москве на кинофабрике «Межрабпомфильм», также по заказу советской власти к очередному юбилею — 10‑летию Октябрьской революции. К этому времени у Пудовкина за плечами уже первый полнометражный фильм — «Мать» по роману Максима Горького.

Действие фильма «Конец Санкт-Петербурга» охватывает период примерно с 1913 по 1917 годы. В отличие от фильма «Октябрь» Эйзенштейна, в нём представлены не политические силы и деятели России, а её обычные граждане, но обобщённо, без имён собственных.

Главный герой — парень из деревни, которого играет Иван Чувелёв. Нужда и голод заставляют его отправиться на заработки в столицу. Он участвует в забастовке, но по наивности становится штрейкбрехером, по недомыслию выдаёт своих земляков, организовавших стачку. Тюрьма, германский фронт, общение с большевиками ввергают его в пучину октябрьских событий 1917 года.

— Фильм «Конец Санкт-Петербурга» — это такая лирическая фреска про Первую мировую войну, которая перешла в революцию. Отказавшись от сцен, подобных штурму Зимнего у Эйзенштейна, Пудовкин показывает, как из народной массы можно сделать, слепить всё что угодно: героя, провокатора, хорошего или плохого советского человека. Кино немое, все молчат, но всё снято настолько выразительно, что у зрителя возникает ощущение и голода, и какой-то безумной тоски главного героя, из которой выходов немного. Первая мировая война в этом фильме тоже принципиально важна: режиссёр познал все её ужасы, поэтому его отношение к этому событию вполне однозначное.

В фильме есть ещё один герой — сам город, отметила Немченко. Санкт-Петербург для Пудовкина не просто город-памятник, но и место, с которым связана российская традиция самодержавия, поэтому он показан режиссёром очень холодным. В фильме много ночных съёмок, идёт операторская и монтажная игра известными всем знаковыми местами — Медный всадник, памятники императорам, статуи на крыше Зимнего, разведённые пролёты Дворцового моста, между которыми высится Петропавловка.

— Талантливыми визуальными решениями картина обязана мощному тандему Пудовкина и оператора Анатолия Головни. Санкт-Петербург — мистический, мрачный, холодный и отчасти враждебный, но при этом возвышенно-прекрасный, — это всё работа оператора. Ещё один яркий и один из главных сюжетообразующих моментов в фильме — это изображение биржи, потому что биржа — это жизнь, деньги — это жизнь, деньги делали и будут делать историю.

В фильме «Конец Санкт-Петербурга» снималась актриса Вера Барановская, которая в картине «Мать» играла главную роль. Пудовкин очень хотел, чтобы она вновь работала с ним в новой ленте. В финале картины героиня Барановской раздаёт варёные картофелины участникам штурма Зимнего, она медленно поднимается по Иорданской лестнице, впервые видя роскошь царского дворца, и ей кажется, что жизнь теперь никогда не будет прежней. Режиссёр в новой героине как бы возрождает Ниловну, у которой появляются перспективы новой жизни в новом мире.

— Если говорить про вклад ведущих советских режиссёров в мировой кинематограф, в язык кино, то благодаря Пудовкину существует приём, который нам всем хорошо известен, — это флешбэк, обратное течение времени в фильме, объясняющее поступки и действия героев, раскрывающее их мысли и идеи… Часто художники бывают провидцами и пророками, но в случае с «Концом Санкт-Петербурга» так не получилось, потому что Санкт-Петербург не закончился — сегодня он вновь есть, он с нами.

Программа цикла в июне:

3 июня «Время, вперёд!»

4 июня «Земля»

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.