История самого знаменитого любовного треугольника XIX века была показана на сцене кино-конференц-зала Ельцин Центра 6 марта. Роли его героев – испано-французской оперной дивы Полины Виардо, её мужа Луи и русского писателя Ивана Тургенева – исполнили московские актёры Сати Спивакова и Владимир Кошевой. Музыкальное наполнение пьесы, созданной по сценарию режиссёра Сергея Соловьева «Метафизика любви», обеспечил пианист Алексей Гориболь.
Литературно-музыкальный вечер, получивший название «Как свежи были розы», стал частью музыкально-просветительского цикла Алексея Гориболя «Послушайте!». Предваряя начало спектакля в переполненном кино-конференц-зале, автор цикла рассказал, как возникла идея постановки:
– Несколько лет назад мы собрались с друзьями и заговорили о Полине Виардо и Иване Тургеневе. Выяснилось, что у Сергея Соловьева есть сценарий, написанный по мотивам их романа. Он был создан специально для Олега Янковского и Татьяны Друбич, но в связи со смертью Янковского съёмки фильма остановили. Мы обратились к Соловьеву за разрешением использовать сценарий. Сергей ответил – а я не знаю, где он! И как-то нашли этот огромный том. Прочитали и восхитились – это большая серьёзная литература. Сергей разрешил делать со сценарием всё, что мы захотим. Мы вычленили из него линию Полины, Луи Виардо и Ивана Тургенева, и получилась самостоятельная история.
История описывает ключевые события жизни героев: детство Полины и Ивана, их знакомство после концерта в Петербурге, порыв молодого Тургенева сопровождать Полину в Москву и ещё более внезапный его отъезд в Буживаль, после чего властная мать Тургенева отказалась высылать сыну деньги. Первая размолвка Ивана с Полиной и возвращение его в Россию фактически под домашний арест за написанные в Буживале «Записки охотника». Новая встреча, мучительный поиск решения, как им быть втроём, потеря Полиной голоса, переезд в Баден-Баден… И всё это на реальных событиях.
Музыка, которая прозвучала в спектакле – Фридерик Шопен, Пётр Чайковский, фрагменты опер, которые пела Полина Виардо, а также произведения современных композиторов – Исаака Шварца, Эрика Сати и Леонида Десятникова (в прологе и эпилоге).
В финале повествования прозвучали тексты самого Ивана Тургенева – стихотворение в прозе «Стой» и мелодекламация «Как хороши, как свежи были розы». Зрители проводили артистов овацией.
Фрагмент спектакля «Как свежи были розы»
Стоит отметить, что постановка «Тургенев: Метафизика любви» с участием Сати Спиваковой и Владимира Кошевого – репертуарный спектакль московского Театра наций, а в Екатеринбурге основанная на ней музыкально-литературная композиция «Как свежи были розы» была показана впервые.