23 января в Ельцин Центре главный редактор проекта «Новая этика» Иван Давыдов открыл новый цикл лекций, посвященный проблемам интернета. Первая лекция – «Новые центры власти и старые технологии несвободы».
Он говорил о новых и старых центрах власти. О настоящей и мнимой свободе, которую даёт пользователям всемирная сеть. И, наконец, о том, что нам всем – постоянно пишущим и хвастающимся своими фотографиями в социальных сетях – со всем этим делать? Продолжать? Всё бросить и удалить свои аккаунты? Спрятаться под диван?
Ответа на эти вопросы у Ивана Давыдова не оказалось. Но журналист предложил задуматься над тем, что именно мы ежедневно пересылаем друг другу в Messenger, о том, что Facebook хранит все без исключения файлы, картинки, таблицы, графики и списки продуктов, которые мы шлём реальным и виртуальным друзьям, родным и знакомым. Все без исключения. И это навсегда. Это политика компании. Сторонники теории заговора подозревают основателя Facebook Марка Цукерберга в том, что он собирается или уже контролирует таким образом большую часть мира. Иван Давыдов уверен, что Facebook давно превратился в новый центр власти наряду с другими социальными сетями и почтовыми сервисами. Он напомнил, что Роскомнадзор так и не смог закрыть Telegram, и что Павел Дуров собирается вскоре запустить собственную криптовалюту и создать на базе Telegram платежную блокчейн-платформу.
– Дуров, по слухам, хочет собрать два миллиарда долларов, причем уже этой весной. Вы представляете? Его давят и преследуют, но люди ему доверяют. И это говорит о многом, – отметил Иван Давыдов.
С другой стороны, старые властные центры не потеряли силы, а главное – навыков по контролю над своими гражданами. И это, уверен журналист, касается не только России, но и любых других государств мира. Так, Китай внедряет систему распознавания лиц и вводит понятие социального рейтинга, от которого будет зависеть, где сможет учиться человек, какую работу он получит, сколько сможет на ней заработать и, в конце концов, где, с кем и как он будет жить.
– Это касается даже простой человеческой дружбы. Вы можете иметь друзей низкого социального статуса. Этого вам государство не запрещает. Но нужно иметь в виду, что такие связи обязательно повлияют на то, например, примут ли вас на работу туда, куда вам хочется. Так что приходится выбирать между дружбой и социальным статусом. Мэр Москвы Сергей Собянин недавно пообещал увешать всю столицу такими же камерами с функцией распознавания лиц. И теперь ни один преступник больше не приедет в Москву, чтобы совершить здесь преступление. Все будут узнаны. Это замечательно – Москва без преступлений и преступников. Но! Мы же не знаем, что ещё может прийти власти в голову, и что ещё они придумают в будущем – как использовать эти камеры?
Иван Давыдов особо подчеркнул, что его лекция не претендует на то, чтобы дать универсальные ответы на все эти вопросы, но может стать отправной точкой для будущего обсуждения этих проблем. Таким образом, журналист дал старт специальному циклу «Интернет и свобода: территория противоречий», в рамках которого с посетителями Президентского центра встретятся ведущие российские учёные, занимающиеся изучением проблем, с которыми сталкиваются пользователи всемирной сети и социальных сетей. Программа рассчитана минимум на полгода и, возможно, будет продолжена.
Лекция Ивана Давыдова в Ельцин Центре
Мы встретились с Иваном Давыдовым после его визита в Музей Бориса Ельцина.
– Как вам музей?
– Я уже во второй раз здесь. И если в этот раз всё спокойнее, то при первом визите меня поразила драматургия. Продуманность того, как посетителя вовлекают в действо, пытаются встроить, сделать субъектом большой истории. Тем более, что мы понимаем – многие приходящие так или иначе помнят, что тогда происходило. Для них это собственная история. С уже сложившимся и, может быть, с меняющимся сейчас отношением – это не так важно. Важно, что им напоминают, что они здесь жили и всякие такие вещи происходили. И ты как будто становишься участником какого-то продуманного спектакля. Это не просто проход мимо витрин, а вовлечение во вполне драматическое действие. Конечно, можно говорить о некоторой неизбежной тенденциозности, но это не так важно. Ведь это про живую историю, поэтому конфликт, который возникает здесь у посетителей с разными взглядами, только в плюс. Также поразили большая продуманность экспозиции, тонкие внутренние рифмы, отсылки к личной жизни героев большой истории. И наоборот – отсылки к жизни так называемого «обычного человека», которые не сразу и отметишь.
– А ваши собственные 90-е какие?
– Мои 90-е – это прекрасное и счастливое время, когда я учился в университете, открывал для себя мир, и мир открывался для нас. Когда на меня обрушились книги, которые не могли прочитать мои старшие товарищи. Фильмы, которые они не могли посмотреть. Не говоря уже о том, что составляет жизнь каждого молодого человека. Весь этот бесконечный праздник. Хотя я и тогда уже понимал, что это очень непростое время. Видел жизнь своих родителей, которые очень непросто в новую эпоху вписывались. Но всё-таки для меня это больше личные переживания, и они связаны, конечно, со свободой. В этом плане моя оценка 90-х абсолютно необъективна. Наверное, это время было более тяжёлым для страны, чем запомнилось мне.
– Сейчас это отношение меняется? Вы оглядываетесь назад?
– Безусловно. Пытаюсь сегодня что-то понять. Потому что это был очень важный период для страны. Пытаюсь относиться к нему более объективно. И меньше вспоминать о весёлых дискотеках. Но при этом, я понимаю его масштаб. И сейчас на моей лекции такой цели, слава Богу, не стоит, но, если вдруг надо будет разоблачать «проклятые 90-е», я – плохой для этого собеседник. Сейчас я понимаю, что это было время, когда у страны был реальный шанс сделать выбор в пользу свободы. Пессимистически можно говорить о том, как именно был сделан этот выбор… И сделан ли был вообще? Но мы об это не будем. Во-первых, шанс был. А во-вторых, до сих пор кое-что ещё осталось. Довольно много гражданских свобод, например. Со свободой слова у нас, конечно, что ни год – то хуже, но я из тех, кто считает, что она всё ещё есть. И тот факт, что мы с вами разговариваем здесь в Ельцин Центре, (и вообще, сидим и разговариваем, а не просто сидим), тому яркое доказательство.