«История про историю. Сквозь падающие листья» Даны Энгфер

31 октября 2014 г.
«История про историю. Сквозь падающие листья» Даны Энгфер

В Екатеринбурге в Областном краеведческом музее 31 октября открылась выставка «История про историю. Сквозь падающие листья» (Behind falling leaves). Автор — художница из Берлина Дана Энгфер, у которой со Средним Уралом связана часть семейной истории. После Второй мировой войны ее дед два года провел в Свердловске в лагере для военнопленных. Организаторы выставки — Фонд «Культурный транзит», Президентский центр Б. Н. Ельцина и генконсульство Федеративной Республики Германия.

Летом прошлого года Дана Энгфер приезжала в Екатеринбург, чтобы своими глазами увидеть места, где в заключении находился ее дед. Результатом поездки и стала выставка, которую уже видели жители Берлина. Объекты выставки — это видео, звук, фотографии, рисунки, инсталляции, интервью. По мнению искусствоведов, уникальность выставки в том, что основана она не только на фактических материалах, но и на собственных эмоциях и переживаниях автора, которой удалось создать художественную историю. Одновременно это и размышления о добре и зле, потерях, человеческой памяти, вине и сопереживании.

Свои эмоции от города, где жил пленный дед, Дана Энгфер передает с помощью разных, зачастую странных экспонатов. Например, коллажа из фотографий овалов на могильных плитах женщин, которые могли знать ее родственника. Или атласа железных дорог с фотографиями, иллюстрирующими ее путешествие.

На открытии присутствовало более 70 человек, что для подобных мероприятий цифра прилична. В их числе были сама автор — Дана Энгфер, заместитель директор краеведческого музея Владимир Быкадоров, атташе по культуре генерального консульства Германии в Екатеринбурге Себастьян Райнхольд и одна из организаторов выставки, директор фонда «Культурный транзит» Евгения Никитина, отметившая характерный нюанс экспозиции. «В этой выставке практически нет документалистики. Ближе всего к этому жанру стоит интервью у человека, который помнит пленных немцев. Видео Дана снимала в Екатеринбурге, здесь же нашла многие другие экспонаты. Например, кусок обгоревшего дерева — в прошлом году мы с ней были на Химмаше, где стоят дома, построенные немцами. Один из них сгорел, и на пепелище сидела колоритная группа цыган. Это произвело большое впечатление на художницу».

«Проект EKB 1946/2013 опирается на моего деда и его заключению во время второй мировой войны в Екатеринбурге, — рассказывает о задумке сама художница.

— Я путешествовала в Екатеринбург, чтобы собрать свидетельства этой эры и сфотографировать и заснять эту среду на видео. Я интересуюсь историей Екатеринбурга и нахожусь в поисках историй, которые все еще присутствуют там или остаются доступными. В качестве звуковой составляющей видео „Intertrack" я использовала запись, сделанную в сотрудничестве с исполнителем и композитором Gosia Winter. Мы использовали хрустальные бокалы, которые передал мне мой дед, и наложили звук от трения по краю бокала, соединив его с двумя бас-гитарами».

На открытии выставки можно было пообщаться с самой художницей, через профессионального переводчика. Легкость и доброжелательность, увлеченность отметили все, кто разговаривал с художницей.

Первые отзывы не заставили себя ждать. Например, Марина Соколовская, главный библиотекарь Библиотеки В. Белинского, в своем аккаунте "Фейсбуке" посвятила выставке такой пост, который мы оставляем в авторской редакции.

«Чем больше я снова хочу уволиться из библиотеки, тем чаще хожу на выставки и читаю книги. Прежде всего потому, что выставки в библиотеке — некий придаток к основной (???) деятельности, впрочем, как и любые исследования за границами библиотековедения, и я понимаю, что в Белинке мне ничего уже не светит. Это что-то за пределами карьеры, личного развития и что там еще положено. Но решиться куда-то уйти тоже не могу. Почему нет довольства от своей работы? Понимания, что-то сделано хорошо? Совсем неясно, а что такое — плохо, если плохое с твоей точки зрения объявляется другой точкой зрения.

И я не уверена, что чувство профнепригодности — результат выгорания. Несколько раз я делала выставки за пределами библиотеки, и там результат был более весом — легитимен что ли.Совершенно безрадостной я вернулась с выставки Даны Энгфер в библиотеку. Это зависть, конечно. К тому, что музей или выставочный зал — это территория историй, которые не декорация на стене. Устроители ходят довольные, художница улыбается — и это не бодрость, а (надеюсь) удовлетворение от работы.Может, в отличие от выставки купеческого портрета, я на выставку Даны Энгфер и не вернусь, но буду думать о ней.

Истории проигравших и истории победителей, странным образом, оказываются неведомы внукам. Дана сделала альбом с фотографиями изображений на надгробиях: десятки лиц женщин, с которыми ее дедушка мог столкнуться, когда был здесь в плену. Ты понимаешь, что кладбище — главный архив. И как в документах тотальной слежки, он не читается, а захватывает своей огромностью, природной путаницей учета. Снимки маленькие и вставлены в альбом для марок так, что некоторые окошки остаются пустыми. Как если бы кто-то вышиб из игры, из архива, стер черты лица и лишил места.Рядом — открытки, отправленные дедушкой Даны домой. Красный крест выпускал почтовые карточки военнопленных. Поверх этих открыток художница оставляет следы краски, покрывает их „цветочным ковром" пятен, точек, текущих линий и полосок. Подлинные документы ей совсем не жалко: открытки давно прочитаны, подлинными остаются чувства самой Даны, потребность продлить их послание.Там еще много других замечательных работ: фотоальбомы, видео, рисунки. Я не ожидала, что художница — моя ровесница. И что рассказ о ее дедушке вызовет во мне столько воспоминаний о моем».

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.