В Ельцин Центре 19 октября в рамках образовательной программы «Правда, постправда, ложь. Отечественная история в киносвидетельствах» прошла встреча с мэтром уральской кинодокументалистики, режиссёром Владиславом Тариком.
Предложенные к показу фильмы охватывают более трёх десятилетий из жизни города, в котором родился и живет режиссёр. Режиссер рассказывает о городе поэтов и художников, обывателей и активных граждан, с которыми дружит и живет по соседству. Встретиться с мастером пришли его коллеги по Свердловской киностудии, студенты факультета журналистики, представители екатеринбургских СМИ и просто любители документального кино.
Представила автора куратор программы, киновед, организатор международных кинофестивалей-практикумов киношкол «Кинопроба» Лилия Немченко. Владислав Тарик рассказал предысторию каждого фильма, вошедшего в программу.
Первым посмотрели фильм «Тот, кто с песней», заложивший традиции документальной комедии. Его герой – самодеятельный композитор Евгений Петрович Шикунов, родись он чуть позже, возможно, стал бы эффективным менеджером в шоу-бизнесе. Но в далеком 1987 году он выглядит почти авантюристом. Шикунов умудрился написать более ста гимнов известным в стране промышленным предприятиям практически на одну мелодию. Был востребован, получал заказы из самых разных регионов нашей большой страны и, более того, открыто противопоставлял себя Союзу композиторов. Фильм, говорит режиссер, и тогда вызывал улыбку, а сегодня и вовсе гомерический хохот.
Следующий фильм, «Два города – одна любовь» посвящён событиям тридцатилетней давности. Это диалог двух знаменитых горожан – поэта и художника. Один из них – Виталий Волович, в прошлом году ушел из жизни. От этого фильм кажется еще более пронзительным и актуальным. Фильм посвящен поэту Рине Ливензон и её супругу Виталию Воловику. Они одни из первых подали документы на отъезд в Израиль. И тут же стали изгоями в обществе, были отовсюду уволены, лишены всех привилегий и должностей. Нуждались. До получения визы держались благодаря соседям и друзьям. Люди помогали им инкогнито, предпочитая оставаться в тени. Таковы были реалии того времени. Сегодня Рина Левинзон автор многих поэтических книг, её стихи переведены на иврит, английский, немецкий, арабский, голландский языки. Она – член Союза русскоязычных писателей Израиля и европейского PEN-клуба. Тарик познакомился с ней в 1991 году. Впечатления от пятиминутной встречи и последовавший за этим через много лет сорокаминутный разговор по телефону, сподвигли режиссера снять фильм о любви поэта к двум городам: Екатеринбургу и Иерусалиму.
Третий фильм «Господи, помилуй», снятый в 2018 году, посвящён 100-летию расстрела царской семьи. Это фильм-рассуждение о том, что стало с городом, ставшим последним пристанищем последнего императора России. Надпись на крыше бывшего приборостроительного завода «Кто мы, откуда, куда мы идём» рефреном проходит через весь фильм. Режиссёр рассказал, что случайная прогулка по Михайловскому кладбищу подсказала идею к новому фильму. Роскошный мемориал чехословацким легионерам, воевавшим на стороне белогвардейцев, поставлен вдали от родины. Там поименно перечислен каждый, кто сложил голову в чужом краю. И вечный огонь, зажжённый в память о тех, кто погиб в Гражданскую войну. Ни одной фамилии. И юнармейцы, что несут у огня вахту памяти, не вполне понимают, кому они отдают эту дань. Так всё-таки, кто мы, откуда, куда мы идём? Режиссёр призывает нас задуматься об этом.
Четвёртый фильм не был заявлен в программе, но ради него многие и пришли на встречу. Более того, он был смонтирован буквально накануне. В нём ещё не было титров и название весьма условно – «Назад к византизму». Но в нём режиссёр подробно описал противостояние, возникшее по поводу уничтожения сквера на набережной городского пруда, излюбленном месте отдыха горожан. История рассказана деликатно, с максимально нейтральной точки зрения, и всё же легко прочитывается, кому симпатизирует автор. Фильм беспристрастно описывает реалии нашего времени, и в какой-то момент зрителю становится неловко от того, что он не был, не участвовал, не присоединился и никак не сформулировал свою гражданскую позицию относительно тех событий, которые всколыхнули всю страну, а это значит, что режиссёр попал точно в цель.
Встреча с режиссером Владиславом Тариком
Просмотр завершился обсуждением нового фильма. Режиссер посетовал, что его не приняли в программу двух известных, уважаемых фестивалей. Но Лилия Немченко, как президент кинофестиваля-практикума киношкол «Кинопроба», заверила автора и всех присутствующих, что на участие в нём он может рассчитывать.