Музей Бориса Ельцина к 30-летию принятия Конституции РФ подготовил проект «Искусство быть свободным», посвящённый осмыслению прав и свобод человека. Глубже прочувствовать, понять и принять эти сложные концепции авторы цикла предлагают через искусство и разные виды художественных и телесных практик.
Первая встреча в рамках нового музейного проекта состоялась 11 ноября и была посвящена праву на жизнь. Она началась с небольшой экскурсии сотрудницы музея Дарьи Кунгуровой, а в продолжение разговора о ценности жизни в зале Свободы прошёл мастер-класс художника и фитодизайнера Данилы Маевского по созданию флорариума.
— Конституцию многие рассматривают как некий далёкий от повседневности документ, а нам захотелось её основные статьи, связанные с правами человека, приблизить к каждому, заставить людей задекларированное в основном законе пропустить через себя, прочувствовать, — пояснила концепцию проекта руководитель отдела развития музея Анна Ковалёва. — Через искусство, через мастер-классы люди могут лучше понять закреплённые в нашей Конституции права и свободы. Обычно на музейных выставках практикуется арт-терапия, но мы впервые решили попробовать совместить экскурсии и мастер-классы на одну тему. Эта идея в людях откликнулась, наша первая встреча вызвала большой интерес, и мы надеемся, что он не угаснет и в дальнейшем.
В ходе своей экскурсии Дарья Кунгурова провела участников встречи по пространству Музея Бориса Ельцина, рассказала, как развивалась история права на жизнь и почему XX век стал поворотным в понимании этого права.
Началась экскурсия по музею с витрины подарков, где сейчас можно увидеть шкатулку, которую ушедшая из жизни в прошлом году королева Великобритании Елизавета II во время своего визита в Россию подарила Наине Ельциной — супруге первого российского президента. Эта шкатулка была наполнена семенами растений из королевского сада. А именно к растениям — важным живым организмам, без которых жизнь на нашей планете была бы невозможна, — решили обратиться авторы музейного цикла в разговоре о закреплённом в Конституции праве на жизнь.
Кунгурова напомнила, что право на жизнь является одним из естественных прав, которые присущи человеку от рождения, являются неотъемлемыми и не зависят от воли государства. А впервые о правах человека в современном их понимании заговорили мыслители XVIII века — эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо и Дени Дидро стали возвращаться к идее естественного права, зародившегося ещё в Античности, и переосмысливать её.
— Естественные права человека окончательно были закреплены на международном уровне относительно недавно, — отметила Кунгурова. — Первое упоминание права на жизнь встречается в Декларации независимости США, принятой 4 июля 1776 года. Однако в дальнейшем ни в американской Конституции 1787 года, ни в основных законах других государств это право не было закреплено вплоть до середины XX века.
Экскурсовод напомнила, что законодательному закреплению права на жизнь предшествовали две мировые войны с применением разнообразного оружия массового поражения и огромным количеством жертв. Эти глобальные вооружённые конфликты подтолкнули мировое сообщество к созданию межправительственных организаций — вначале Лиги Наций, а позже ООН. По замыслу организаторов, одной из основных задач таких структур было сохранение мира, улучшение качества жизни и уважение к правам человека.
Россия в 1917 году переживает две революции, а затем тяжелейшую Гражданскую войну. В 1922 году пришедшие к власти большевики создают новое государство — Советский Союз. Первая Конституция СССР была принята в 1924 году, а спустя двенадцать лет была принята новая, которую теперь принято называть «сталинской». Право на жизнь в ней зафиксировано не было, но гражданам страны были гарантированы неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Однако права и свободы, прописанные в этом законе, так и не были реализованы, они повсеместно нарушались в ходе массовых репрессий, пик которых пришёлся на 1937–1938 годы.
— После окончания Второй мировой войны вновь возрождается идея естественных прав, их решили зафиксировать в общем международном документе — «Всеобщей декларации прав человека», над текстом которого работали представители разных стран, в том числе и Советского Союза. Председателем комиссии была Элеонора Рузвельт — общественный деятель и первая леди США в период с 1933 по 1945 годы, — пояснила Кунгурова. — 10 декабря 1948 года декларация была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Именно в ней впервые на международном уровне было зафиксировано право на жизнь. Третья статья этого документа гласит: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». В СССР право на жизнь будет зафиксировано лишь спустя несколько десятилетий, в результате перестройки.
«Декларация прав и свобод человека и гражданина» была принята съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991. Она впитала в себя дух и понимание прав Всеобщей декларации 1948 года, и, конечно же, в ней было закреплено право на жизнь: «Неотъемлемым правом каждого человека является право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишён жизни. Государство защищает от незаконных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность».
Через несколько лет, 12 декабря 1993 года, был принят новый основной закон уже новой страны — Конституция Российской Федерации, где право на жизнь также было закреплено законодательно. Этот документ впитал в себя понимание прав и свобод как высшей ценности. Об этом говорит вторая глава основного закона — «Права и свободы человека и гражданина», и именно в ней присутствует статья, которая гласит: «Каждый имеет право на жизнь».
— Таким образом, право на жизнь — это важнейшее право, это — основа, без которой нельзя говорить о других правах. Мы начали наш цикл с права на жизнь, поскольку очень важно сначала признать ценность каждого человека, каждой отдельной жизни, её индивидуальность и уникальность, — отметила в завершение экскурсии Кунгурова. — Декларации и основные законы, в которых права человека зафиксированы, возникают тогда, когда люди понимают, что по-старому больше нельзя, больше неприемлемо. Миссия таких документов — не допустить в дальнейшем нарушение прав человека. Однако процесс развития прав человека в целом будет очень долгим, возможно, даже бесконечным. В истории случаются периоды, когда права человека теряют свою ценность, но им на смену приходит время, когда они звучат и утверждаются в государстве и обществе с удвоенной силой.
После завершения небольшой экскурсии по музею участники встречи на мастер-классе Данилы Маевского смогли отрефлексировать услышанное и постарались наполнить собственным смыслом растительные композиции, взаимодействуя с живыми растениями, художником и друг с другом.
Следующая встреча из цикла «Искусство быть свободным» состоится 25 ноября и будет посвящена личной ответственности человека.