В Ельцин Центре 14 ноября состоялся очередной «Другой разговор», в ходе которого журналисты Валерий Выжутович и Ирина Петровская искали ответ на вопрос, почему видеохостинг YouTube становится всё более популярным медиаресурсом.
Ирина Петровская — известный телекритик, вместе с Ксенией Лариной она уже много лет ведёт на радиостанции «Эхо Москвы» популярную программу «Человек из телевизора» и пишет обзоры для «Новой газеты»:
Человек из YouTube. Ирина Петровская в «Другом разговоре»
Видеозапись встречи в Ельцин Центре. 14 ноября 2020 г.
— YouTube — новый телевизор. Так сложились нынешние реалии, что туда переместилось всё то, что мы раньше ждали и ждём сейчас от телевидения, — интересное, правдивое, содержательное и актуальное. Всё началось с того, что лучших журналистов под разными предлогами увольняли с телеканалов, либо они уходили сами, не желая попадать в не очень приятный контекст. Люди шли работать в газеты, на радио, на различные интернет-ресурсы. И тогда казалось, что, уходя с телевидения, ты его теряешь практически навсегда. Но несколько лет назад профессиональные журналисты начали создавать свои каналы на YouTube, и там стал появляться контент, наполненный смыслом и правдой, о которой умалчивают многие неповоротливые и закостеневшие федеральные каналы.
Петровская отметила, что если какое-то время назад на YouTube самым распространенным жанром было интервью, то сейчас на авторском канале Алексея Пивоварова «Редакция» и у Ксении Собчак уже можно увидеть новости, появились расследования и собравшие многомиллионную аудиторию документальные фильмы, например, «Колыма» Юрия Дудя. Пивоваров вместе со своей командой недавно представил грандиозную работу — фильм «Настоящий Гагарин», ставший первым экранным исследованием не только биографии, но и политических реалий, которые сопровождали подготовку полета человека в космос. Леонид Парфенов запустил на своем канале новый сезон программы «Намедни», где видна как виртуозная работа самого журналиста, так и редакторов.
— Эти ребята удовлетворяют наш интерес: они вспоминают про Беслан и едут туда, они сохраняют нам память. А на федеральных каналах мы видим лишь, как голуби взлетают 3 сентября. Там нам не рассказывают, как сейчас живётся тем, кому удалось выжить, как живут матери, потерявшие детей, а именно в этом заключается работа нормального СМИ. Телевидение обязано нас просвещать, информировать, а функция «развлекать» должна быть лишь на третьем месте. А у нас все сместилось, у федеральных каналов остались две функции — пропагандировать и развлекать. Если Юрий Дудь берет интервью у Навального, это не означает, что он оппозиционер, это означает, что у него профессиональный нюх на самое интересное и актуальное, на востребованное. Настали странные времена, когда любая правда оппозиционна, и тут следует отметить, что авторы популярных ныне YouTube-каналов не занимаются политической работой, они занимаются журналистикой.
Медийная ситуация в наше время меняется буквально на глазах, подчеркнула Петровская, но заметила при этом, что не рискнёт давать никаких прогнозов на будущее, потому что ещё недавно сложно было предположить, что на YouTube будет бурное развитие качественной журналистики.
— Мы знаем, что происходило на излёте 80-х годов, когда решили немножко сделать послабление телевизору. «Взгляд», «Прожектор перестройки», «До и после полуночи» — эти программы во многом предопределили будущее политического развития страны. И это стало своего рода уроком для следующей власти. Проблема в том, что телевидение воспринимают как главный электоральный ресурс, потому что аудитория федеральных каналов – самый активный избиратель. Пока ещё успеха на выборах добиваются, но боюсь, что как только поколения зрительские сменятся, то иссякнет и этот ресурс. Уже выросло поколение, которое не относится к телевизору как к иконе, но это не значит, что телевидение умрёт. Когда по телевизору идёт что-то важное, значимое и эпохальное, то его смотрят многие. Самые огромные рейтинги из года в год демонстрируют парады в День Победы, их смотрят все.
Подводя итог дискуссии, Валерий Выжутович отметил, что у телевидения появился серьезный конкурент в лице YouTube-каналов, которые всё больше притягивают к себе зрителей. Но главное, что как у зрителей, так и у тележурналистов, появился выбор.
После встречи в Ельцин Центре со своими читателями, слушателями и теми, кого заинтересовала заявленная тема «Другого разговора», Ирина Петровская ответила на несколько вопросов для нашего сайта.
— Различные видеохостинги предлагают контент на все вкусы, почему же люди всё еще верны федеральным каналам и продолжают смотреть телевизор?
— Во-первых, существует инерция, многие телевизор не смотрят, а просто привыкли к тому, что он у них фоном включен. Во-вторых, охват — у части людей нет других технических возможностей, это иллюзия, что вся страна компьютеризирована и охвачена интернетом. И конечно, привычка, традиция. Люди смотрят фильмы и сериалы, получают из телевизора важные новости, ну и любит народ ток-шоу, где разбирают разные конфликты и скандалы, это дико популярно.
— Свобода слова — это про YouTube? Возможны ли попытки тотального контроля за контентом, размещенным на видеохостингах?
— Попытки контроля всегда возможны, всегда можно всё что угодно закрыть, а в нынешних условиях, наверное, инкриминировать тем или иным персонажам. Безусловно, по сравнению с тем, что мы имеем сегодня в телепространстве, YouTube — это территория свободы, поэтому она так быстро обживается. Журналисты, которые создали там свои каналы, после определенного количества лет, проведенных на телевидении в некоторых ограничительных рамках, чувствуют себя хозяевами того, что они делают. И эти люди, появившись там, привносят те профессиональные стандарты, которых на видеохостингах до этого не было. У них свобода, как правило, не превращается в вольницу в худшем смысле слова, а сочетается с ответственностью, с пониманием профессиональных и этических принципов. Всё вместе это дает нам ощущение свободы слова, актуальности и остроты. Понятно, что эти люди пришли на YouTube, владея инструментарием. Это наша иллюзия, что любой человек с улицы может, получив некий ресурс, сразу автоматом стать журналистом. Или любой человек, пишущий посты, автоматом становится писателем и журналистом. Это не так. Профессия очень много в себя вмещает и аккумулирует; и журналист, в первую очередь, ответственен за информацию, которую он предоставляет, за факты, он не позволяет себе голословных обвинений и замечаний.
— Что вы смотрите на YouTube, каковы ваши личные предпочтения?
— У меня нет очевидных фаворитов на YouTube, я всегда исхожу из того, интересна ли мне тема или интересен ли мне герой. То, что я смотрю почти всегда, — «Редакция» Пивоварова. Дудя, когда он появляется. Даже пытаюсь приобщиться к некоторым его героям, которые для меня экзотичны, но мне не всегда это удается. У Дудя иногда получается заинтересовать нас молодыми персонажами, а юную аудиторию — героями 90-х, он каким-то образом соединяет поколения, показывая, что были люди вполне достойные внимания и в другое время. Конечно, Леонид Парфёнов. Как правило, канал «А поговорить?» Ирины Шихман, Дмитрия Быкова с его «ЖЗЛ», теперь еще и Шендеровича. Я очень активно смотрю «Дождь», канал «Настоящее время». Примерно вот так.
Интервью Ирины Петровской для сайта Ельцин Центра
— Какое впечатление осталось у вас после посещения Музея Ельцина?
— В Ельцин Центре я второй раз, впервые побывала тут непосредственно в момент открытия, когда здесь были самые высокие гости. Тогда у меня не было возможности вдумчиво походить и посмотреть, нас подгоняла официальная программа, но тем не менее многое удалось увидеть, потрогать, ощутить атмосферу за счет интерактива. Музей произвел грандиозное впечатление, мне кажется, равных у нас в стране, пожалуй, нет. Тем более, что экспозиция посвящена не только Борису Николаевичу, а еще и очень важному периоду истории всей нашей страны. Для тех, кто не считает 90-е «лихими», он дорог ощущением свободы, которое эти годы принесли, о котором мы даже не мечтали, за что я лично благодарна Ельцину. Мне было очень важно, что в музее все сгруппировано и отражено периодами и этапами. Что-то ты вспоминаешь, в чем-то лично участвовал. Ты сидишь в троллейбусе, видишь прилавок тогдашнего магазина, реальный интерьер кабинета президента. Здесь очень много интересного, музей посвящен очень важному периоду в жизни страны, который можно назвать «попытка стать свободными».