Ельцин Центр в Екатеринбурге совместно с Гуманитарным университетом открывает набор на практико-ориентированный курс, посвященный инклюзивному образованию в современной школе.
Инклюзивное образование — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Внедрение инклюзивной модели образования в России базируется на Конституции РФ, Конвенции о правах инвалидов и федеральных законах – «Об образовании в Российской Федерации» и «О социальной защите инвалидов в РФ».
Занятия на онлайн-курсе будут проходить один раз в неделю, по понедельникам, начало в 20:00. Все участники регулярно будут получать материалы для самостоятельного изучения. Со второго месяца обучения, помимо занятий онлайн, предусмотрены дополнительные практические занятия – посещение и участие в инклюзивных программах Ельцин Центра, а также посещение в онлайн-формате тьюторского собрания, занятий в объединениях дополнительного образования, урок в инклюзивном классе, междисциплинарное совещание.
Курс подойдет специалистам сферы образования — учителям и сотрудникам администрации общеобразовательных школ, психологам и педагогам дополнительного образования. Главная цель проекта — оказать помощь специалистам сферы образования: дать им базовые рекомендации и инструменты для работы в условиях инклюзивного образования.
- Сроки обучения: февраль - апрель 2023 г.
- Продолжительность: 13 недель (108 часов)
- Формат: онлайн с использованием платформы Zoom
- Начало занятий: 5 февраля в 20:00
Обучение бесплатное. Для участия необходимо заполнить анкету.
Максимальное количество участников в группе 15 человек. Приоритет отдается специалистам сферы образования (в т. ч. дополнительного). Срок подачи заявок: до 22 января 2024 г.
При условии обязательного прохождения практических занятий и выполнении тестовых заданий по окончании каждого блока выпускники курса получают свидетельство о повышении квалификации.
Также возможен дополнительный набор группы вольнослушателей* из 5 человек.
*Статус вольнослушателя позволяет ознакомиться с теоретической частью курса, освобождает от сдачи тестовых заданий и посещения практики. Вольнослушатели не получают свидетельство о прохождении курса.
Содержание курса
Практико-ориентированный курс обучения состоит из трех блоков. I блок посвящен введению в теорию инклюзии. Продолжительность: 4 недели, занятия (4 академических часа) проходят 1 раз в неделю по понедельникам.
II блок посвящен углубленному изучению конкретных аспектов взаимодействия – коммуникация с родителями, коммуникация с детьми. Продолжительность: 4 недели, занятия проходят 1-2 раза в неделю, включая практические. Дни практических занятий будут объявлены дополнительно.
III блок включает практические рекомендации по процессу обучения – подходы, методики, оптики. Продолжительность: 5 недель, занятия проходят 1-2 раза в неделю, включая практические. Дни практических занятий будут объявлены дополнительно.
Результаты обучения: курс поможет сформировать представление об инклюзии, теоретических и педагогических основах инклюзивного образования, предложит эффективные практические инструменты для работы в этой сфере. Также выпускники курса получат списки рекомендованной литературы и полезных ресурсов, материалы для самостоятельного изучения.
Преподаватели курса
- Мария Щекочихина, методист отдела просветительских и инклюзивных проектов Музея современного искусства «Гараж», выпускница философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Автор социокультурных проектов.
- Никита Большаков, к.с.н., доцент, зам. руководителя Департамента социологии, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ; куратор программ доступности и инклюзии Музея криптографии;
- Юлия Шевяхова, заместитель директора по воспитанию и социализации общеобразовательного частного учреждения инклюзивной школы-интерната «Абсолют». Победитель приоритетного национального проекта «Образование» – «Лучшие учителя России», финалист конкурса «Учителя года Москвы 2020»;
- Екатерина Сергеева, основатель и руководитель службы сопровождения общеобразовательного частного учреждения инклюзивной школы-интерната «Абсолют», психолог;
- Светлана Шабас, доцент кафедры социальной психологии Гуманитарного университета.