Илзе и Андрис Лиепа – о возвращении «Русских сезонов»

23 ноября 2017 г.Анна Матюхина
Илзе и Андрис Лиепа – о возвращении «Русских сезонов»

В Ельцин Центре в Екатеринбурге в рамках проекта «Уральские сезоны» 10 ноября прошел творческий вечер, можно сказать больше – творческий день блистательных артистов и педагогов, наследников легендарного Мариса Лиепы – Андриса и Илзе Лиепа.

Творческий вечер Андриса Лиепы

Видео Александра Полякова

Был показан фильм-балет «Возвращение «Жар-птицы»» с «живыми» закадровыми комментариями Андриса Лиепы, собравший полный кино-конференц-зал маленьких зрителей. Открылась выставка «Династия Лиепа», на которой представлены уникальные фотографии из личного архива семьи. В первые дни выставки ее посетители могли также оценить сценические костюмы звезд из знаменитой балетной династии.

По словам руководителя департамента программ и общественных связей Ельцин Центра Дениса Корнеевского, открывшего выставку, она украсила собой пространство Центра. Министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина охарактеризовала выставку как изумительную, а представленные фотографии – блистательными. В свою очередь Илзе Лиепа поблагодарила команду губернатора Свердловской области и Ельцин Центр, а также представила культурно-образовательный проект «Уральские сезоны», который, выразила надежду Илзе Лиепа, будет повторяться из года в год.

– Ельцин Центра стал ярким событийным центром, – отметила министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина. – Здесь не только проходят выставки и демонстрируются фильмы, но и, к примеру, расположен книжный магазин «Пиотровский», двери которого открыты для встреч, проектов и презентаций. Все это очень важно. Сегодня одними выставками и фильмами не удивишь, а создать вокруг этого интересную жизнь – это здорово.

Во время пресс-конференции, прошедшей в книжном магазине «Пиотровский», Денис Корнеевский отметил, что «Уральские сезоны» органично вписались в контекст мероприятий Ельцин Центра.

– Здесь происходит чудо, – рассказала Илзе Лиепа. – Сбылись наши чаяния и горячее желание посмотреть, чем живет наша молодежь, а также иметь возможность придумать механизмы, которые могли бы влиять на творчество молодых людей. Важно, чтобы молодежь помнила, что танец – наше национальное достояние, почувствовала, что это потрясающее увлечение, что это современно и многогранно. Как говорил наш отец, «если вы постараетесь, у вас будет очень интересная жизнь». Главный смысл того, что здесь происходит, – дать нашей молодежи, а это завтрашний день нашей страны, интересную, творческую, гармоничную жизнь.

«Уральские сезоны» – это прежде всего мастер-классы для педагогов со всего Урала от хореографов с мировым именем, возможность понять силу русского балета.

– Моя идея – в том, чтобы мы сгенерировали ни на что не похожий российский танцевальный язык, – подчеркнула Илзе Лиепа, уточнив, что ее проект смотрит в будущее.

– «Уральские сезоны» – это сезоны 2017 и 2018 годов, – продолжила министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина. – Результаты мастер-классов и семинаров мы увидим уже в сентябре 2018 года, когда хореографы привезут к нам подготовленные ими коллективы. От сезонов выиграют все: педагоги, а главное, дети, которые, может быть и не будут профессиональными танцорами, но останутся людьми, способными понимать прекрасное.

– С 1993 года я начал работу реставратора: я воссоздавал спектакли, – рассказал о возвращении «Русских сезонов» на российскую землю Андрис Лиепа. – Работа реставратора серьезная, потому что когда ты создаешь что-то новое, то не должен отчитываться, а в данном случае вставал вопрос: кто будет решать, каким все должно быть, декорации, костюмы... Мы вернули 12 спектаклей «Русских сезонов», перестали ездить с ними в Париж и Лондон, но с удовольствием показываем их в нашей стране. Любой человек, который захочет узнать про «Русские сезоны», может зайти в Youtube и посмотреть наши спектакли. Спектакли были сняты на пике нашей формы и балетной молодости. И я очень рад, что мы их сняли. Вообще у нас сложная профессия, потому что мы должны передавать весь хореографический опыт «из ног в ноги». У нас нет другой возможности обучить своему мастерству. Что-то нам передал отец, что-то мы учили сами, и то, что нам досталось по наследству, мы передаем молодежи… Дружба с семьей Ельциных выросла из жизни. Наина Иосифовна и Татьяна Юмашева приходят на наши спектакли, – удивительно, как семья Ельциных относится к искусству. То, что наша выставка открылась здесь, в Ельцин Центре, – благодарность за то, что мы испытываем, когда встречаемся.

– У нас появилась возможность показать свою работу, показать, достойные ли мы партнеры, – сообщила директор Свердловской государственной детской филармонии Людмила Скосырская. – Мастерство будет передано «из ног в ноги» хореографам, а в сентябре мы посмотрим, как это знание было использовано.

Помимо пресс-конференции гости нашли время на интервью для сайта.

– Я потрясена – это та фраза, которой можно описать то, что я испытала, когда я побывала здесь, – поделилась впечатлениями от посещения Музея Б.Н. Ельцина Илзе Лиепа. – В Ельцин Центре нужно обязательно пройти по Музею Б.Н. Ельцина. Его экспозиция уникальна. Меня потрясла концепция Музея, то, что ты проживаешь вместе со страной и личностью Бориса Николаевича целый период истории. Финал экспозиции – это просто фантастика. Когда ты попадаешь в кабинет Бориса Николаевича в Кремле, то слышишь и видишь по старому огромному телевизору последнюю речь первого президента России. Найти в себе силы попросить прощение у народа за то, что не все было сделано, как он хотел, – это человеческий и христианский подвиг Ельцина. Кроме того, в одном из залов музея, посвященном Конституции, есть моя видеозапись, сам же процесс съемок был очень интересным...

Я признательна, что Татьяна Борисовна Юмашева открыла двери Ельцин Центра для нашего проекта. Это не просто выставка фотографий – это инсталляции, посвященные династии Лиепа. И это созвучно всему, что представлено в Ельцин Центре, заданной здесь высокой планке, рассказу об истории президента на фоне истории страны. В концепции Ельцин Центра содержится большая сердечность, она – даже в названии ресторана «БАРБОРИС», где можно попробовать изумительный, приготовленный по рецепту Наины Иосифовны черемуховый торт, который я ела в семье Ельциных, или любимый ею салат «Нежность», который она делает своими руками. Так что здесь присутствует именно нота сердечности и человечности. И это созвучно нашей семейной истории. Гигантский танцевальный проект, который мы привезли в сердце Урала, пилотный, его география – вся Россия. Он начнется с открытия выставки «Династия Лиепа» и творческого вечера Андриса, с показа уникального фильма-концерта. Проект называется «Русские сезоны XXI века», этот проект вернул новую жизнь уникальному наследию Дягилева.

– Андрис, что вас подвигло к возрождению дягилевских постановок, которые пришлись на начало 90-х, 1992–1993 годов, тогда же, к слову, произошла их экранизация?

– Мы продолжаем то, чем занимался наш отец, Марис Лиепа, – рассказал Андрис Лиепа. – Когда отец восстановил «Видение Розы», то передал постановку нам с Илзе. Впоследствии появилась идея это продолжить. С детства мы видели много книг, посвященных «Русским сезонам», были детские мечты увидеть декорации «Жар-птицы», «Шехерезады», «Синего бога». Во взрослом возрасте эти мечты стали сбываться. В этом заключена и важная патриотическая составляющая: спектакли оставались за границей. Французы считали, что «Жар-птица» – это их спектакль, потому что в 1910 году его премьера прошла в Гранд-Опера. Да, так и произошло, но это спектакль хореографа Михаила Фокина, музыка – Игоря Стравинского. И этот спектакль принадлежит России, потому что Фокин и Стравинский родились в России. В 90-е мы вернули эти спектакли на сцену российских театров. Получилось, что Дягилев вывез их на Запад, а мы после перестройки начали все возвращать в Россию, собирать по крупицам то, что принадлежало России. Во времена Советского Союза отрицалось все, что делалось во времена Дягилева: мы восстановили понимание того, что Михаил Фокин – один из лучших русских хореографов. Хореографы Федор Лопухов и Юрий Григорович вышли «из Фокина». Именно Фокин дал искусству новое понимание, объединил балет, историю, художественное оформление, убрал грубые поклоны. Единство постановки пошло от Фокина.

– Андрис, однажды вы 38 раз в течение одного сезона были задействованы в «Лебедином озере» в постановке Михаила Барышникова в American Ballet Theatre, а в Большом театре – лишь 9 раз. Чем отличается русская балетная школа, когда она реализуется за рубежом, от того, как она воплощается в России? И почему вы в свое время решили вернуться в Россию?

– American Ballet Theatre – балетный театр. Когда мы танцуем в Большом театре, то делим сцену с оперой. Кроме того, график работы ABT – семь спектаклей в неделю, в составе труппы – 67–68 человек, в труппе же Большого театра – более 300 человек. Поэтому получить партию в спектакле Большого было сложно. Мой отъезд был связан именно с тем, что мне хотелось танцевать больше. Но сразу после перестройки я вернулся, потому что понял, что нельзя упустить время. У меня был хороший «карт-бланш», ведь я был первым советским танцовщиком, который получил разрешение на работу в Америке в труппе Барышникова, и поэтому я мог спокойно еще несколько сезонов там работать. Но я почувствовал время перемен, которые, к слову, были связаны с Борисом Николаевичем Ельциным. Когда я вернулся в Россию, мне хотелось полученный за границей опыт реализовать здесь…

– Вы впервые в Ельцин Центре?

– Да. Екатеринбург мне до конца еще не открылся, но он меня радует и потрясает. Это действительно столица Урала. Я много слышал о Ельцин Центре, и меня поразило, как здесь все выглядит воочию, меня это очень впечатлило. Мы с сестрой любим Наину Иосифовну Ельцину, и рады, что Татьяна Юмашева сделала то, что каждый ребенок должен сделать в память о своем отце. Аналогично то, что мы делаем, – продолжение того, что наш отец не смог доделать. А память о Борисе Николаевиче продолжается в Ельцин Центре.

– Вы встречались в Париже с Рудольфом Нуреевым. Какое впечатление оставила после себя эта встреча?

– Рудольф Нуреев – великий человек. В будущем году ему исполнилось бы 80 лет. 24 марта мы будем проводить концерт в его честь на сцене Государственного Кремлевского дворца, так что наше творческое общение с Нуреевым будет продлено этим концертом. Также в детском музыкальном театре им. Н.И. Сац у меня идут «Золотой петушок» и там же – «Русские сезоны». Кроме того, мне предложили поставить «Шехерезаду» в Бостоне, а в Государственном Кремлевском дворце поставили «Баядерку».

– Однажды вы сказали, что для того, чтобы быть не просто сыном большого артиста, а самому являться большим артистом, нужно делать 200 процентов от того, что возможно. Как вам это удается?

– Папа нас научил работать, любовь к работе является для нас двигателем во всем. Я счастлив, что от папы нам перешла любовь к труду. Сегодня я режиссер, педагог, хореограф... Это наша семейная традиция – много работать, и чем больше, тем лучше.

– При этом вы говорили, что женщины сегодня пытаются добиться того, что раньше по праву принадлежало мужчинам. И что это неправильно, что женщина становится мужеподобной, а мужчина женоподобным, и это отталкивает. Но как же тогда вы оцениваете то, что ваша талантливая сестра также очень много работает и добивается успеха?

– Думаю, это природный дар. Вообще если природа тебя не обделила, то все будет, а если обделила, то это в магазине не купишь.

– Ваше хобби – катание на скейте – дань семейной традиции?

– Папа однажды привез мне скейт и сказал: «Покатайся, я видел, как в Париже ребята катаются на скейте вокруг Эйфелевой башни». С тех пор я влюблен скейт, и моя дочь Ксюша тоже катается.

Другие новости

Лекция

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии
Об удивительной судьбе финского гражданина Ивана Антонова, который построил Городок чекистов, рассказал урбанист Никита Сучков – исследователь авангардной архитектуры, автор и руководитель проекта «Дни конструктивизма на Урале», основатель и руководитель Музея конструктивизма «Ячейка F», старший научный сотрудник Музея Москвы. Его лекция состоялась 7 августа в Арт-галерее Ельцин Центра в рамках событийной программы выставки «Как строилась советская власть»
13 августа 2019 г.
Выставка

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии
В Круглом зале Ельцин Центра в рамках фестиваля «Неделя японских искусств» 5 августа открылась фотовыставка Марии Голомидовой «Ночь в Японии».
13 августа 2019 г.
Лекция

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»
28 июля в Ельцин Центре выступила Залина Маршенкулова — ведущая телеграм-канала «Женская власть», создательница сайта Breaking Mad, участница кампании #нивкакиерамки. Она поговорила с аудиторией о феминизме.
9 августа 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.