В Ельцин Центре в Екатеринбурге в рамках проекта «Уральские сезоны» 10 ноября прошел творческий вечер, можно сказать больше – творческий день блистательных артистов и педагогов, наследников легендарного Мариса Лиепы – Андриса и Илзе Лиепа.
Творческий вечер Андриса Лиепы
Видео Александра Полякова
Был показан фильм-балет «Возвращение «Жар-птицы»» с «живыми» закадровыми комментариями Андриса Лиепы, собравший полный кино-конференц-зал маленьких зрителей. Открылась выставка «Династия Лиепа», на которой представлены уникальные фотографии из личного архива семьи. В первые дни выставки ее посетители могли также оценить сценические костюмы звезд из знаменитой балетной династии.
По словам руководителя департамента программ и общественных связей Ельцин Центра Дениса Корнеевского, открывшего выставку, она украсила собой пространство Центра. Министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина охарактеризовала выставку как изумительную, а представленные фотографии – блистательными. В свою очередь Илзе Лиепа поблагодарила команду губернатора Свердловской области и Ельцин Центр, а также представила культурно-образовательный проект «Уральские сезоны», который, выразила надежду Илзе Лиепа, будет повторяться из года в год.
– Ельцин Центра стал ярким событийным центром, – отметила министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина. – Здесь не только проходят выставки и демонстрируются фильмы, но и, к примеру, расположен книжный магазин «Пиотровский», двери которого открыты для встреч, проектов и презентаций. Все это очень важно. Сегодня одними выставками и фильмами не удивишь, а создать вокруг этого интересную жизнь – это здорово.
Во время пресс-конференции, прошедшей в книжном магазине «Пиотровский», Денис Корнеевский отметил, что «Уральские сезоны» органично вписались в контекст мероприятий Ельцин Центра.
– Здесь происходит чудо, – рассказала Илзе Лиепа. – Сбылись наши чаяния и горячее желание посмотреть, чем живет наша молодежь, а также иметь возможность придумать механизмы, которые могли бы влиять на творчество молодых людей. Важно, чтобы молодежь помнила, что танец – наше национальное достояние, почувствовала, что это потрясающее увлечение, что это современно и многогранно. Как говорил наш отец, «если вы постараетесь, у вас будет очень интересная жизнь». Главный смысл того, что здесь происходит, – дать нашей молодежи, а это завтрашний день нашей страны, интересную, творческую, гармоничную жизнь.
«Уральские сезоны» – это прежде всего мастер-классы для педагогов со всего Урала от хореографов с мировым именем, возможность понять силу русского балета.
– Моя идея – в том, чтобы мы сгенерировали ни на что не похожий российский танцевальный язык, – подчеркнула Илзе Лиепа, уточнив, что ее проект смотрит в будущее.
– «Уральские сезоны» – это сезоны 2017 и 2018 годов, – продолжила министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина. – Результаты мастер-классов и семинаров мы увидим уже в сентябре 2018 года, когда хореографы привезут к нам подготовленные ими коллективы. От сезонов выиграют все: педагоги, а главное, дети, которые, может быть и не будут профессиональными танцорами, но останутся людьми, способными понимать прекрасное.
– С 1993 года я начал работу реставратора: я воссоздавал спектакли, – рассказал о возвращении «Русских сезонов» на российскую землю Андрис Лиепа. – Работа реставратора серьезная, потому что когда ты создаешь что-то новое, то не должен отчитываться, а в данном случае вставал вопрос: кто будет решать, каким все должно быть, декорации, костюмы... Мы вернули 12 спектаклей «Русских сезонов», перестали ездить с ними в Париж и Лондон, но с удовольствием показываем их в нашей стране. Любой человек, который захочет узнать про «Русские сезоны», может зайти в Youtube и посмотреть наши спектакли. Спектакли были сняты на пике нашей формы и балетной молодости. И я очень рад, что мы их сняли. Вообще у нас сложная профессия, потому что мы должны передавать весь хореографический опыт «из ног в ноги». У нас нет другой возможности обучить своему мастерству. Что-то нам передал отец, что-то мы учили сами, и то, что нам досталось по наследству, мы передаем молодежи… Дружба с семьей Ельциных выросла из жизни. Наина Иосифовна и Татьяна Юмашева приходят на наши спектакли, – удивительно, как семья Ельциных относится к искусству. То, что наша выставка открылась здесь, в Ельцин Центре, – благодарность за то, что мы испытываем, когда встречаемся.
– У нас появилась возможность показать свою работу, показать, достойные ли мы партнеры, – сообщила директор Свердловской государственной детской филармонии Людмила Скосырская. – Мастерство будет передано «из ног в ноги» хореографам, а в сентябре мы посмотрим, как это знание было использовано.
Помимо пресс-конференции гости нашли время на интервью для сайта.
– Я потрясена – это та фраза, которой можно описать то, что я испытала, когда я побывала здесь, – поделилась впечатлениями от посещения Музея Б.Н. Ельцина Илзе Лиепа. – В Ельцин Центре нужно обязательно пройти по Музею Б.Н. Ельцина. Его экспозиция уникальна. Меня потрясла концепция Музея, то, что ты проживаешь вместе со страной и личностью Бориса Николаевича целый период истории. Финал экспозиции – это просто фантастика. Когда ты попадаешь в кабинет Бориса Николаевича в Кремле, то слышишь и видишь по старому огромному телевизору последнюю речь первого президента России. Найти в себе силы попросить прощение у народа за то, что не все было сделано, как он хотел, – это человеческий и христианский подвиг Ельцина. Кроме того, в одном из залов музея, посвященном Конституции, есть моя видеозапись, сам же процесс съемок был очень интересным...
Я признательна, что Татьяна Борисовна Юмашева открыла двери Ельцин Центра для нашего проекта. Это не просто выставка фотографий – это инсталляции, посвященные династии Лиепа. И это созвучно всему, что представлено в Ельцин Центре, заданной здесь высокой планке, рассказу об истории президента на фоне истории страны. В концепции Ельцин Центра содержится большая сердечность, она – даже в названии ресторана «БАРБОРИС», где можно попробовать изумительный, приготовленный по рецепту Наины Иосифовны черемуховый торт, который я ела в семье Ельциных, или любимый ею салат «Нежность», который она делает своими руками. Так что здесь присутствует именно нота сердечности и человечности. И это созвучно нашей семейной истории. Гигантский танцевальный проект, который мы привезли в сердце Урала, пилотный, его география – вся Россия. Он начнется с открытия выставки «Династия Лиепа» и творческого вечера Андриса, с показа уникального фильма-концерта. Проект называется «Русские сезоны XXI века», этот проект вернул новую жизнь уникальному наследию Дягилева.
– Андрис, что вас подвигло к возрождению дягилевских постановок, которые пришлись на начало 90-х, 1992–1993 годов, тогда же, к слову, произошла их экранизация?
– Мы продолжаем то, чем занимался наш отец, Марис Лиепа, – рассказал Андрис Лиепа. – Когда отец восстановил «Видение Розы», то передал постановку нам с Илзе. Впоследствии появилась идея это продолжить. С детства мы видели много книг, посвященных «Русским сезонам», были детские мечты увидеть декорации «Жар-птицы», «Шехерезады», «Синего бога». Во взрослом возрасте эти мечты стали сбываться. В этом заключена и важная патриотическая составляющая: спектакли оставались за границей. Французы считали, что «Жар-птица» – это их спектакль, потому что в 1910 году его премьера прошла в Гранд-Опера. Да, так и произошло, но это спектакль хореографа Михаила Фокина, музыка – Игоря Стравинского. И этот спектакль принадлежит России, потому что Фокин и Стравинский родились в России. В 90-е мы вернули эти спектакли на сцену российских театров. Получилось, что Дягилев вывез их на Запад, а мы после перестройки начали все возвращать в Россию, собирать по крупицам то, что принадлежало России. Во времена Советского Союза отрицалось все, что делалось во времена Дягилева: мы восстановили понимание того, что Михаил Фокин – один из лучших русских хореографов. Хореографы Федор Лопухов и Юрий Григорович вышли «из Фокина». Именно Фокин дал искусству новое понимание, объединил балет, историю, художественное оформление, убрал грубые поклоны. Единство постановки пошло от Фокина.
– Андрис, однажды вы 38 раз в течение одного сезона были задействованы в «Лебедином озере» в постановке Михаила Барышникова в American Ballet Theatre, а в Большом театре – лишь 9 раз. Чем отличается русская балетная школа, когда она реализуется за рубежом, от того, как она воплощается в России? И почему вы в свое время решили вернуться в Россию?
– American Ballet Theatre – балетный театр. Когда мы танцуем в Большом театре, то делим сцену с оперой. Кроме того, график работы ABT – семь спектаклей в неделю, в составе труппы – 67–68 человек, в труппе же Большого театра – более 300 человек. Поэтому получить партию в спектакле Большого было сложно. Мой отъезд был связан именно с тем, что мне хотелось танцевать больше. Но сразу после перестройки я вернулся, потому что понял, что нельзя упустить время. У меня был хороший «карт-бланш», ведь я был первым советским танцовщиком, который получил разрешение на работу в Америке в труппе Барышникова, и поэтому я мог спокойно еще несколько сезонов там работать. Но я почувствовал время перемен, которые, к слову, были связаны с Борисом Николаевичем Ельциным. Когда я вернулся в Россию, мне хотелось полученный за границей опыт реализовать здесь…
– Вы впервые в Ельцин Центре?
– Да. Екатеринбург мне до конца еще не открылся, но он меня радует и потрясает. Это действительно столица Урала. Я много слышал о Ельцин Центре, и меня поразило, как здесь все выглядит воочию, меня это очень впечатлило. Мы с сестрой любим Наину Иосифовну Ельцину, и рады, что Татьяна Юмашева сделала то, что каждый ребенок должен сделать в память о своем отце. Аналогично то, что мы делаем, – продолжение того, что наш отец не смог доделать. А память о Борисе Николаевиче продолжается в Ельцин Центре.
– Вы встречались в Париже с Рудольфом Нуреевым. Какое впечатление оставила после себя эта встреча?
– Рудольф Нуреев – великий человек. В будущем году ему исполнилось бы 80 лет. 24 марта мы будем проводить концерт в его честь на сцене Государственного Кремлевского дворца, так что наше творческое общение с Нуреевым будет продлено этим концертом. Также в детском музыкальном театре им. Н.И. Сац у меня идут «Золотой петушок» и там же – «Русские сезоны». Кроме того, мне предложили поставить «Шехерезаду» в Бостоне, а в Государственном Кремлевском дворце поставили «Баядерку».
– Однажды вы сказали, что для того, чтобы быть не просто сыном большого артиста, а самому являться большим артистом, нужно делать 200 процентов от того, что возможно. Как вам это удается?
– Папа нас научил работать, любовь к работе является для нас двигателем во всем. Я счастлив, что от папы нам перешла любовь к труду. Сегодня я режиссер, педагог, хореограф... Это наша семейная традиция – много работать, и чем больше, тем лучше.
– При этом вы говорили, что женщины сегодня пытаются добиться того, что раньше по праву принадлежало мужчинам. И что это неправильно, что женщина становится мужеподобной, а мужчина женоподобным, и это отталкивает. Но как же тогда вы оцениваете то, что ваша талантливая сестра также очень много работает и добивается успеха?
– Думаю, это природный дар. Вообще если природа тебя не обделила, то все будет, а если обделила, то это в магазине не купишь.
– Ваше хобби – катание на скейте – дань семейной традиции?
– Папа однажды привез мне скейт и сказал: «Покатайся, я видел, как в Париже ребята катаются на скейте вокруг Эйфелевой башни». С тех пор я влюблен скейт, и моя дочь Ксюша тоже катается.