Продюсер каналов «Парфенон», «Вислаком» и других популярных программ на YouTube Илья Овчаренко в онлайн-цикле бесед Ельцин Центра «Мир после пандемии» рассказывает о том, чем ценен опыт жизни общества во время пандемии, как цифровое пространство выявило бездельников и пустых людей, делится своими мыслями о том, что нужно делать для установления гармонии в будущем.
Интервью записано 23 августа 2020 года.
– Считаю, что пандемия, как и любой кризис, «почистила перышки», проявила многих людей. Работа в цифровом пространстве дает широкие возможности для развития и одновременно генерирует огромное количество бездельников и прочих интерпренёров, огромное количество всяких конференций и огромное количество бессмысленных людей, которые своим движением создают видимость того, что они как бы работают и что-то делают. Пандемия показала, кто действительно работает: у меня лично работы стало намного больше, я переехал за город, сделал себе здесь кабинет и у меня нет никаких потерь ни в финансовом плане, ни в плане каких-либо проектов. Это была прекрасная возможность проявить максимальное количество собственных качеств и талантов. На тех, у кого было дело, которое они действительно умеют делать, пандемия не повлияла никак (за исключением, разумеется, медицинских вопросов). Кто-то заболел, кто-то переболел, кто-то, наверное, даже умер, к сожалению, но лишились работы только те, которые и должны были её лишиться – просто оголилась их бессмысленность и беспощадность их непрофессионализма.
Мне кажется, что потребление контента со стороны потребителя также не сильно поменялось. Ну, разумеется, стали смотреть больше, но это просто в объемах времени, поскольку люди сидели дома, не имели возможности ходить в рестораны, кафе, посещать различные какие-то места; они сидели дома и потребляли столько, сколько не могли потреблять до этого. Я не заметил, что качество контента выросло, потому что те, кому был по душе «дегенеративный» юмор на YouTube, те его и продолжили смотреть, а для более просвещенных по-прежнему есть Netflix, Amazon prime, есть HBO, в конце концов, есть «Намедни» – тоже можно было бы посмотреть и каким-то образом самообразовываться.
Так что лично я в очередной раз понял, что Digital-история будет расти, что может случиться эпидемия, вообще всё, что угодно, но мы уже не вернемся мануальной форме взаимодействия с контентом, и телевидение постепенно со своими принципами и паттернами отмирает; мы это всё наблюдаем и видим и не только с точки зрения непосредственно самого контента, но и с точки зрения вообще, скажем так, UX-потребления через телек. Например, я уже не понимаю, как можно идти к какому-то определенному времени и садиться перед телевизором, если это не футбольный матч.
Поэтому меня лично 2020 год, тьфу-тьфу-тьфу, пока что раздражает только тем фактом, что я не могу следовать своей обычной системе координат, когда несколько раз в месяц обязательно куда-то улетаю и там провожу время, потому что я не привязан к офису или каким-то вещам в рамках моих проектов. Раздражает то, что по некоторым проектам, которые я снимаю, мы не можем вылететь и нормально поснимать в Европе, но я надеюсь, что это в ближайшее время как-то закончится.
YouTube позволяет говорить то, что ты думаешь
YouTube до сих пор только лишь постепенно заполняется так называемой «взрослой» аудиторией, и думаю, что еще достаточно далеко до момента, когда он действительно наполнится ею. Сейчас всё-таки преобладает молодая аудитория, которая любит смотреть все эти «юморески», «ужимки и прыжки». Разумеется, контент более «взрослый», более интеллектуальный, всегда будет заходить в меньшей степени. Будем надеяться, что со временем люди будут постепенно переходить на что-то более интересное и серьёзное.
YouTube – одна из немногих площадок, которая действительно позволяет говорить то, что ты думаешь, бесплатно. Не думаю, что с ней в ближайшее время в этом плане что-то случится. Кому эта свобода слова нужна на Руси – это уже другой вопрос. Пока у нас в любом случае среди населения в возрасте от «40+» преобладает ТВ-смотрение, но это особенность России, особенность нашей истории. Изменения в этом плане займут не один месяц или даже один год, это долгосрочное вложение, долгосрочная перспектива, но иначе мы так и будем рабами.
«Намедни» продолжает работать над этой историей, этой осенью будет новый сезон, трансляции и новые ролики от Парфёнова, будет несколько шоу – мы (люди, которые делают более или менее «взрослый» контент) не останавливаемся.
В интернете нет права на ошибку
Свобода предполагает не только возможность, но и ответственность. Свобода предполагает, что любой человек может тебе сказать, что ты неправ. Считаю, что тот резонанс, который вызывают высказывания Тодоренко, и вообще тот градус ада, который происходят сейчас с точки зрения феминизма, противоборства расизму – это чересчур. А с другой стороны, мы от этого никуда уже не денемся, и нам нужно просто ждать, пока вот это всё польется в обратную сторону; а это случится, потому что сейчас уж слишком натянута струна, скажем так. Что же касается Тодоренко, Собчак и всех прочих – если ты эпатируешь, то тебе нужно очень четко следить за тем, что говоришь, ты должен уметь за свои слова ответить. А если ты что-то сказал, а потом начинаешь «откатывать», тебя просто сожрут; ведь это интернет, здесь все совершенно по-другому работает, здесь никто не дает никаких прав на ошибку. Если не умеешь выступать в паблике – не выступай в паблике.
Для меня лично очевидно, что расизм – это плохо, для меня очевидно, что мужчина не должен бить женщину; и я не понимаю, почему мы это обсуждаем, условно говоря. Надо просто мужчинам рассказывать о том, что не надо бить женщин, надо бороться за то, чтобы приняли закон о насилии в семье; а не заниматься травлей бедной девочки, которая просто не осознала, что говорит, вот и всё. Но с другой стороны, такие «показательные порки» очень хорошо работают в современном обществе. В интернете сложился такой алгоритм поведения, который позволяет поставить к позорному столбу отдельных людей, на которых все накидываются, начинают рвать их на кусочки.
У меня лично нет вопросов, чем заняться, я не хочу никому ничего в интернете доказывать, мне лично это просто неинтересно. А если кому-то это интересно – значит, ему надо заняться делом и перестать думать, что он всё знают лучше, чем другие. Общество давно больно самодовольством, бесконтрольной анонимной возможностью высказывать свое мнение в интернете. Люди, которые действительно имеют собственное мнение, обычно молчат, потому что включаться в этот «разговор» – это «метать бисер перед свиньями». Я в этом шапито, конечно, периодически принимаю участие, потому что тоже в этом работаю, но стараюсь от этого держаться подальше, потому что мне есть, чем заняться.
2020 год мне очень нравится тем, что у тех, кто был на своём пути и со своей правдой шел по этому пути – у них всё хорошо. А те, кто врал себе и людям, пытался что-то из себя строить, они все получили «по рогам». И мне лично никого не жалко. Считаю, что в нынешнем состоянии общества единственный возможный вариант возобновления – это достаточно жесткие методы «расправы» с людьми, которые просто так коптят небо. И да, действительно, градус повышается, сиденье дома «разрывает» некоторым голову, и всё это происходит от безделья, малодушия и бескультурья.
Telegram как очередная ступенька в цифровой революции
Telegram – оптимальная площадка, которая объединяет в себе и СМИ и мессенджер, который позволяет создавать группы. Возвращаются принципы чатов с несколькими людьми, их много, этих чатов, это ещё один формат сетевого общения. Практически 50 процентов всего, что я делаю, у меня происходит в Telegram. Мы за, условно говоря, 20 лет сменили практически полностью три паттерна потребления и распространения информации, и Telegram – это ещё один такой пункт, потом будет ещё что-то, потом появится виртуальная реальность. В общем, мы идем по ступеням цифровой эволюции.
Мы стараемся делать то, что двигает человечество вперед
Мы живём уже в новом мире, который весь состоит из масок и перчаток. Изменится система взаимодействия людей, многое переместится в сеть, зато люди начнут больше ценить возможность куда-то улететь и уехать.
В целом, думаю, человечество осознало, насколько легко и непринуждённо мы все можем погибнуть, причём за считанные месяцы. Сейчас мы «нарвались» на среднезаразный, практически не летальный вирус, и тот «поломал» практически всю планету за несколько месяцев. А теперь представьте, если вирус будет более заразный и более летальный, что будет умирать не три процента, а 30, то есть человечество вымрет за полгода, и всё. Мне кажется, это должно стать для всех очевидным.
Нужно осознать, что самое главное в жизни человека – это возможность самореализации, то есть каждому надо задуматься над тем, что он действительно хочет делать, делать по-настоящему, ежедневно, чтобы быть гармоничным человеком. Потому что именно эта гармония очень хорошо борется и с бескультурьем, и с незнанием, и с прочими недугами, которые у нас сейчас активно развиваются в новом сетевом мире.
Мне, как человеку, делающему контент, который должен двигать зрителя вперёд, очень хотелось бы, чтобы люди начали задумываться о собственной жизни, о жизни своих родственников, своих детей и вообще людей, которые рядом с ними. Чтобы они были более человечными, более отзывчивыми, и как-то понимали, что после нас не потоп, что после нас будут еще люди; будут наши дети, и я, как отец пятилетнего парня, очень за это волнуюсь. Но лично своими руками делаю так, чтобы будущее было хоть как-то приятно для наших детей. Я хочу, чтобы все остальные тоже этим занимались.
Скоро осень, скоро горячий сезон, смотрите внимательно на моих прекрасных подопечных – на Игоря Асанова, на Леонида Парфёнова, на Валентину Петухову и других ребят. Мы будем стараться делать то, что действительно хорошо, действительно двигает человечество вперёд.